Файл: Самостоятельная работа студентов. Необходимо выполнить семь заданий Тема Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 357
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральные законы, издаваемые в соответствии со статьёй 74, нуждаются в согласии Бундесрата.
Согласно ст. 75 «Федерация имеет право при соблюдении условий, предусмотренных ст. 72, издавать рамочные предписания по вопросам правового положения лиц, состоящих на публичной службе земель, общин и других корпораций публичного права.
Таким образом, основная законодательная власть находится в руках парламента. К ведению земель относятся области их исключительной компетенции, точно не оговоренные в Конституции и имеющие остаточный характер (ст. 70), а также сфера конкурирующей компетенции в случаях, когда Федерация не использует своих полномочий в этой области. Практика федеративных отношений в ФРГ выявила устойчивую тенденцию к усилению централизации государственного устройства, при котором перевес в сфере законодательства оказывается на стороне федерации, а тяжесть исполнения законом ложится в первую очередь на земли. Усиливающая централизация, вместе с особенностями разграничения компетенции, обусловлена конституционно установленными принципами соподчинения федерации земель, а также принципом неписаного конституционного права - «доброго поведения» земли по отношению к федерации.
Тема 14. Основы конституционного (государственного) права Федеративной Республики Германия
1. Сравните институт вотума недоверия Федеральному канцлеру ФРГ по Основному закону ФРГ 1949 г. и институт вотума недоверия Председателю Совета министров Итальянской Республики по Конституции Италии 1947 г. Укажите различия, используя теоретический материал и нормы данных конституций.
Ответ:
Конструктивный вотум недоверия – процедура, введенная Основным законом ФРГ 1949 г. (ст. 67) в целях укрепления позиции правительства, гарантирования ему определенной независимость от парламента.
Одним из наиболее действенных способов ограничения возможности использования вотума недоверия, создания стабильного правительства, исключения министерской чехарды является использование конституционных способов комбинаций. Конструктивным вотумом недоверия называют преформацией института выражения парламентского недоверия правительству. Это позволяет избежать длительных правительственных кризисов и заменять правительство без задержек, возможности применения которого ограничены. Бундестаг может выразить недоверие главе правительства только путем выборов большинством голосов его преемника и одновременно обращения к Президенту с просьбой об отстранении от должности федерального канцлера, утратившего доверие парламента.
Конструктивный вотум недоверия требует консолидации оппозиционных сил. Процедура начинается с предложения о внесении недоверия Федеральному канцлеру, поддержанного 1/4 частью депутатов Бундестага или фракцией, насчитывающей не менее 1/4 его депутатов. Перед голосованием проводится дискуссия: голосование и новые выборы осуществляются не ранее чем через 48 часов после внесения предложения по той же процедуре, что и выборы Канцлера. Это время необходимо для осмысления ситуации, предотвращения поспешных решений и гарантирования недопустимости свержения правительства случайным большинством.
Вопрос о доверии может поставить и сам федеральный канцлер. Желая отказать ему в доверии, Бундестаг должен избрать другого федерального канцлера, иначе Бундестаг в течение 21 дня может быть распущен по предложению главы правительства, не получившего доверия. Конструктивный вотум недоверия дисциплинирует парламент, но и ограничивает применение им санкций против правительства.
С 1949 г. вотум применялся дважды. В 1972 г. Канцлер – социал-демократ В.Брандт располагал небольшим большинством голосов в Бундестаге. Свободная Демократическая Партия внесла резолюцию о конструктивном вотуме недоверия, который был отвергнут большинством всего в 2 голоса. Кабинеты министров ФРГ не раз менялись в середине легислатур в связи с изменением отношений между крупнейшими партиями Бундестага, но лишь однажды (в 1982 г. против правительства Г.Шмидта) был успешно применен конструктивный вотум недоверия, вынесенный по инициативе парламента. Свободная демократическая партия из-за разногласий по социальным вопросам перешла на сторону ХДС/ХСС. 1 октября 1982 г.
17 декабря 1982 г. Коль поставил вопрос о доверии на основании ст. 68 Конституции, потребовав от своих сторонников воздержаться от голосования. Коль оказался в меньшинстве, что позволило потребовать от Президента роспуска Бундестага и назначения новых выборов. Когда в Бундестаге у Канцлера нет поддержки, политические кризисы неизбежны.
Италия
22 декабря 1947 г. Учредительное собрание приняло новую Конституцию Италии, которая вступила в силу с 1 января 1948 г. Конституция объявила Италию демократической республикой. Законодательная власть была передана двухпалатному парламенту. состоящему из палаты депутатов и сената. Срок полномочий палаты депутатов, формировавшейся на основе всеобщих и прямых выборов, был определен в пять лет. Сенат, как и палата депутатов, стал формироваться путем всеобщего и прямого голосования Помимо выборных сенаторов, в сенат также входят в качестве пожизненных членов бывшие президенты и назначенные действующим президентом сенаторы в количестве не более пяти. Сенаторы избираются сроком на шесть лет. Обе палаты имеют равные права в законодательной области. Парламент издает законы, объявляет войну и заключает мир, ратифицирует международные договоры, утверждает государственный бюджет.
Управление страной сосредоточено в правительстве – Совете министров. Правительство несет ответственность перед парламентом, формируется победившей на парламентских выборах партией (партийной коалицией). Существует институт вотума недоверия правительству, выносимого хотя бы одной из палат парламента. Председателя Совета министров (лидера парламентского большинства) формально назначает президент республики. По предложению премьер-министра президент республики назначает также министров (членов Совета министров Италии).
Президент Италии избирается тайным голосованием сроком на семь лет на совместном заседании палат парламента и делегатов от областей. Он имеет право отлагательного вето, является верховным главнокомандующим итальянскими вооруженными силами, возглавляет Верховный совет обороны, назначает высших должностных лиц государства, осуществляет право помилования, имеет право досрочно распустить парламент.
Конституция Италии провозгласила основные демократические права человека, в том числе свободу слова, союзов, совести, печати, право на труд, на отдых, на социальное обеспечение, на образование. Устанавливаются правительственный контроль над частной хозяйственной деятельностью, поощрение кооперативных форм собственности, право трудящихся участвовать в управлении предприятиями.