Файл: Бизнесплан производства и рыночной реализации научнотехнического продукта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30. Экономическое обоснование бизнес-идеи.
В общем случае, экономическое обоснование разработки научно-технической продукции представляет собой бизнес-план производства и рыночной реализации научно-технического продукта.
Бизнес-план начинается с титульной страницы. Что должна содержать эта страница, думается, знают все - как называется компания, ее адрес (как юридический, так и фактический). У многих фирм в наше время есть свой сайт, адрес которого так же необходимо указывать. Далее - e-mail, указываются собственники компании (реквизиты и наименование), одним предложением изложить суть самого проекта и последнее - информация, касающаяся исполнителей проекта и дата составления проекта.
Следующее - это резюме данного проекта, которое состоит из основных положений, указывается суть проекта и выводы (основные). Для чего нужно резюме? Для того, чтобы инвестор, ознакомившись с ним, мог иметь общие представления о проекте, в который собирается инвестировать свой капитал. Здесь Вы должны постараться, ведь от этих нескольких страниц будет зависеть решение инвестора - решит ли он, что проект является перспективным или сочтет его для себя не приемлемым. Чтобы облегчить восприятие текста, лучше всего составлять резюме на понятном всем языке, то есть не использовать терминологию (по возможности), но при этом предложения должны быть грамотными, чтоб инвестор, понимал, что имеет дело с людьми, которые знают во что "ввязались".
Далее - раздел, под названием "Описание компании". Название говорит само за себя - необходимо описать компанию, предлагающую этот проект, начиная с полных реквизитов. Потом - информация об учредителях, вместе с реквизитами; какие цели у компании; информация, касающаяся руководства; история компании, ее достижения; организационная структура; выпускаемые продукты (основные); место, которое компания занимает на рынке.
Все о товаре или услуге - характеристики; основные потребители; указать потребительские свойства; чем товар отличается от аналогичного; информация, касающаяся патентов и лицензий.
Любой бизнес-план не может начать свое существование без маркетингового анализа. Здесь Вы должны изложить все Ваши предварительные изучения конкурирующего с вашей продукцией товара и сравнить характеристики и потребительские качества. Указать наименование конкурента (ов), реквизиты, их цены и как они завоевывают покупателя, т.е. стратегия продвижения. При составлении бизнес-плана, определенно точно нужно начинать с маркетингового анализа, так как именно из него понятно выдержите ли Вы конкуренцию и
сможете ли получать достойную прибыль, исходя из предполагаемого объема рынка сбыта товара.
После того, как Вы описали стратегию продвижения конкурентов, пришло время описывать свою. Вы должны четко объяснить "на бумаге" какую рыночную нишу займет Ваша продукция, и какая категория потребителей будет охвачена, их количество и какие Вы будите использовать методы и каналы, будут использованы для реализации. Описание стратегии рекламной деятельности, маркетинговых затрат, кредитной и ценовой политики. Этот пункт не так легок, как кажется на первый взгляд, поэтому часто случаются "проколы" именно здесь, так, что не пожалейте времени на этот "ПНКТИК".
Если Ваше предприятие что-то производит, то необходим раздел под названием "Производство". Где будет размещаться информация о технологии, выбранной Вами для производства товара; мотивация данного выбора; основные технологические процессы (их описание); схема работы; расстановка оборудования. Если в Ваши планы входит строительство либо реконструкция, то необходимо описать строительные решения и расчеты предполагаемых затрат. Вы должны указать, какой материал и сырье понадобится для производства, в каких количествах и во что обойдется Вам закупка, какие предполагаются поставщики и какая сумма необходима для ремонта и обслуживания оборудования. Кроме того, (если необходимо) информация о лицензиях и других разрешениях, а также требования, предъявляемые технике безопасности труда. Если Ваше предприятие занимается торговлей или обслуживанием, то раздел должен включать более объемную информацию о поставщиках, о закупке, о складах и помещениях для торговли, их географическое расположение. Указать какой предполагается спрос на каждый товар отдельно по всем отдельно взятым торговым точкам. Указывается местонахождение поставщиков, их реквизиты и характеристика (кратко). Если Ваше предприятие является сервисным или строительным, то не обойтись без характеристики и реквизитов подрядчиков.
План по персоналу. Здесь содержится все о потребностях в персонале, какое необходимо количество и квалификации, проанализировать рынок труда, рассчитать затраты по оплате труда персонала,
социальное обеспечение, и какие будут использоваться методы обучения и стимулирования.
Организационная структура и управление. В данном разделе должна содержатся организационная структура управления предприятием в виде схемы, количество и качество состава подразделений, квалификационные требования, расчеты по оплате труда, методы стимулирования и социальное обеспечение. Если предприятие является реорганизованным или вновь созданным, необходимо указать форму собственности, информацию об акционерах, их реквизиты, какая их доля в капитале, как будут приниматься решения (процесс) и по каким принципам будет осуществляться управление.
А теперь мы подошли к самому интересному - к финансовому плану. Это будет интересно как Вам, так и Вашим инвесторам или кредиторам. Ведь важна не только "задумка", но и то, сколько денег потребуется, чтобы воплотить ее в жизнь и какие сроки, и, кроме того, (при учете всего выше написанного) какая будет, грубо говоря, прибыль. По финансовому плану можно проследить движения всех, без исключения, денежных средств.
Ну, конечно же, без риска в любом бизнесе не обойтись. Поэтому необходим раздел анализа рисков. Вы должны описать все риски, которые возможны в рамках данного проекта. Охарактеризовать их и описать стратегию, с помощью которой можно обойти либо сократить до минимума данные "неприятности".
Завершает наш перечень "приложения". Здесь содержатся документы, на основании которых составлялся бизнес-план: данные по маркетинговым исследованиям, описание продуктов, полная характеристика всех конкурентов и их товара, копии прайс-листов и так далее.
В процессе составления бизнес-плана разработчику необходимо решить следующие задачи:
а) дать краткую характеристику объекта исследования;
б) провести стратегический анализ среды с целью обоснования актуальности выбранного проекта.
в) разработать следующие разделы бизнес-плана:
1) резюме:
-
название предприятия; -
краткое изложение сути проекта; -
предполагаемые результаты проекта; -
горизонт расчета проекта; -
источник и условия финансирования проекта; -
наличие интеллектуальной собственности (лицензии, патенты, Ноу-Хау, авторские права и т.п.) -
интегральные показатели экономической эффективности проекта; -
риски проекта; -
перспективы проекта.
2) организационный план:
-
подробное описание существа проекта (проблема, решение, модель); -
описание продуктов (товаров, услуг) проекта; -
описание команды проекта (организационная структура управления проектом); -
календарный график работ (диаграмма Гантта); -
расчет потребности в финансировании проекта (смета затрат на проект); -
определение источника и условий финансирования проекта.
3) план маркетинга:
-
описание методов продвижения продукта (товара, услуги) на рынке; -
анализ конкурентов; -
обоснование рыночной цены продуктов проекта (товаров, работ, услуг); -
анализ покупателей (обоснование коммерциализуемости результатов проекта, формирование плана продаж).
4) план производства:
-
описание технологии производства продуктов (услуг); -
обоснование потребности в основных средствах; -
обоснование потребности в оборотных средствах; -
обоснование цены товара (на основании расчета себестоимости);
5) финансовый план:
-
формирование формы № 2 (План прибылей и убытков по проекту); -
формирование отчета о движении денежных средств; -
обоснование экономической эффективности проекта;
6) анализ рисков проекта:
-
оценка безубыточности проекта; -
оценка чувствительности проекта; -
описание вероятных рисков (социальных, технических, экономических, экологических). Каждая из задач выполняется как отдельная самостоятельная часть. При этом каждый раздел бизнес-плана должен сопровождаться комментариями и лаконичными выводами. Резюме проекта оформляется после разработки бизнес-плана в целом.
В условиях рыночной экономики нелегко добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развитие, не анализировать постоянно информацию о собственных перспективах и возможностях, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д.
Поэтому каждому предпринимателю, начинающему свою деятельность, необходимо точно представлять свои потребности на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. Отсюда, обеспечение его предпринимательской деятельности, осуществляемое на основе плана, является важнейшей задачей для любого менеджера.
Информация в бизнес-плане должна быть объективной, основываться на обоснованных данных и не противоречащих им разумных предположениях. Все числовые данные и ключевые предположения должны сопровождаться ссылками на источники информации с указанием даты, по состоянию на которую приведена информация.
Изложение информации в бизнес-плане должно быть понятным, логичным и структурированным.