Файл: Курсовой проект по дисциплине Прогнозирование и планирование в практике государственного и муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СТАРООСКОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

(СОФ Н И У «Б е л Г У»)

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

Планирование организации общественного контроля государственной и муниципальной службы

Курсовой проект

по дисциплине «Прогнозирование и планирование в практике государственного и муниципального управления»

студента заочной формы обучения

направления подготовки

38.03.04 Государственное и муниципальное управление

3 курса группы 92072062

Черных Ивана Анатольевича

Научный руководитель:

ст. преподаватель

Рыков С. В.
Старый Оскол 2023

Содержание
Введение……………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов……………………………………………………6

Глава 2. Принципы формирования и функционирования государственного аппарата в России………………………………………………………….…20

Заключение……………………………………………………...……..31

Библиографический список литературы……………………………..33
Введение
Высшим непосредственным выражением власти народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране в соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации являются референдум и свободные выборы. Следует отметить, что путем выборов народ передает выбираемым органам власти и должностным лицам не суверенитет, как иногда пишут в литературе, а лишь право на его реализацию в установленных Конституцией пределах. Таким образом, ни один орган или должностное лицо не может считаться носителем суверенитета народа; они лишь осуществляют свои полномочия, определенные законом, в период, на который избраны.


Более того, Конституция страны, действующее законодательство ограничивают возможность избрания одного и того же лица Президентом Российской Федерации либо высшим должностным лицом (главой исполнительной власти) субъекта двумя сроками подряд.

Выборы на всех уровнях имеют исключительно важное значение, представляя собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через них граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти, реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Как отметил М.В. Баглай, гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольное законопослушание граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Органы государственной власти формируются путем либо выборов, либо назначения.

Несмотря на неоднозначное отношение, «демократия» остается ключевым понятием в современной политике и закреплена в Конституции России как одна из основ конституционного строя.

Объектом исследования является общественные отношения складывающиеся в сфере осуществления права граждан на контроль деятельности органов государственной власти.

Предметом исследования является права граждан на контроль деятельности органов государственной власти.

Основной целью работы является комплексное исследование права граждан на контроль деятельности органов государственной власти.

Поставленная цель определила ряд частных задач:

- рассмотреть понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов;

- изучить выборность и участие граждан в управлении государством.

Методологическая и теоретическая основа исследования. В процессе исследования, наряду с общенаучным диалектическим методом познания, применялись также частно-научные методы исследования: системный, исторический, логический.

Правовой основой работы являются Конституция РФ, Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (в ред. от 01.12.2007) «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ (в ред. от 25.12.2008) «Об Общественной палате Российской Федерации» и др.

Теоретическую основу исследования составили работы таких ученых, как Баглая М.В., Серебренникова В.В., Серова В.В., Писарева А.Н., Десятых П.В., Воскресенской Н.А. В.И., Овсянко Д.М., Кравченко С.А., Мнацарян М.О., Покровского Н.С., Гриб В.В., Лысенко В.И., Тихон Е.А., Бондарь Н.С., Кабышева В.Т. и др.



Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается его комплексным характером, широким использованием научных источников по конституционному праву, историческим подходом к анализу современных проблем, глубоким и всесторонним изучением нормативных источников.

Содержащиеся в работе теоретические выводы и рекомендации могут быть использованы в преподавании курсов теории государства и права, конституционного права, при подготовке учебников, учебных пособий, лекций и других учебных материалов для юридических вузов.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, разбитых на четыре параграфа, заключения и библиографического списка литературы.
Глава 1. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов
Одним из способов обеспечения законности и эффективности деятельности государственных органов является общественный контроль. В современных условиях его роль и значение многократно возрастают в связи с потребностями модернизации государственного управления, борьбы с коррупцией, повышения качества реализации государственных функций и оказания государственных услуг.

Термин «общественный контроль» все активнее используется в сфере государственного управления. Однако, несмотря на достаточно частое употребление, данное понятие не раскрывается ни в специальных нормативных правовых актах, посвященных осуществлению общественного контроля, ни в актах различной направленности.

Более того, если обратиться к юридической литературе или правоприменительной практике, то станет очевидным, что сама по себе проблематика общественного контроля выходит далеко за пределы административного права как такового, увлекая за собой конституционное, земельное, экологическое законодательство. При этом единое понимание данной категории у разных юристов отсутствует, что создает различные проблемы как в правотворческом, так и в правоприменительном процессе.

Прежде чем перейти к выявлению содержания понятия общественного контроля, необходимо отграничить его от схожих феноменов, не являющихся общественным контролем в строгом смысле слова. В научной литературе помимо термина «общественный контроль» употребляется «социальный контроль», а также «гражданский контроль». Относительно последнего выделяют три точки зрения.


Во-первых, по мнению военных юристов, гражданский контроль - система государственных и общественных институтов, осуществляющих контроль за деятельностью армии. Тем самым под гражданским контролем здесь понимается деятельность невоенных государственных и общественных институтов, осуществляющих меры по обеспечению законности и целесообразности функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, а также контроль за соответствием их организации и деятельности Конституции Российской Федерации, международным договорам в области обороны и безопасности, законодательству Российской Федерации.

Во-вторых, гражданский контроль рассматривается как контроль отдельных граждан за деятельностью государственных органов и должностных лиц. В этом случае гражданский контроль выступает в качестве части общественного контроля.

В-третьих, зачастую общественный контроль отождествляется с гражданским контролем. Эта позиция может быть воспринята по следующим обстоятельствам. В современном общественном развитии все более утверждается концепция гражданского общества. Сам термин «гражданское» указывает на его единство с понятием «гражданин», не случайно идея человека проводится красной нитью в трудах, посвященных проблемам формирования этого социального феномена. В идеале гражданское общество - «это общество, в котором государство и общество образуют две четко разделенные между собой сферы, причем государство имеет чисто инструментальный характер, контролируя индивидуальные интересы в их экстремальных проявлениях, оно само находится под контролем институтов, имеющих базу». Формирование гражданского общества идет по двум направлениям. Первое - государство, оставаясь главным субъектом управления, меняет свое поведение в обществе, строит свои отношения с ним все в большей мере на основе научного управления, соблюдения не только правовых, но и социальных и нравственных норм. Поэтому оно все в большей мере развивает гражданское общество, передает функции контроля общественным институтам, неформальным образованиям, делегирует им права, полномочия, ресурсы, повышая тем самым их самоуправленческие возможности. Второе - возрастание роли общества в целом как субъекта управления, когда общество включает в механизм регулирования свой коллективный разум, создает интеллектуальные и нравственные системы управления, способные сбалансировать разные интересы его различных структур.

Россия находится на начальном этапе становления гражданского общества. Это проявляется в неразвитости его институтов: частной собственности и рыночной экономики, общественных объединений и политических партий, негосударственной сферы образования и средств массовой информации и т.д. Конституция Российской Федерации провозгласила приоритет гражданских прав и свобод, но реальное их осуществление сталкивается с большими трудностями. Но в перспективе институты гражданского общества, являясь неправительственными структурами, а также отдельные граждане должны, не препятствуя государству, оказывать большее содействие в обеспечении прав, свобод и законных интересов граждан, в противодействии коррупции, в поддержании законности в деятельности государственных органов.


Именно с развитием институтов гражданского общества, призванных уравновешивать власть государства, по нашему мнению, связано совершенствование природы контроля за деятельностью государственных органов. Только экономически и политически свободные граждане и их объединения способны обеспечить эффективный, независимый, реальный контроль в сфере государственного управления. Поэтому будет оправданным рассматривать общественный (гражданский) контроль через призму контрольной деятельности институтов гражданского общества и отдельных граждан.



(рис. 1) Структура общественного контроля.

Проблемы социального контроля активно разрабатывали классики марксизма-ленинизма. В.И. Ленин более чем в ста произведениях не только обосновал необходимость социального (социалистического) контроля во всех сферах общественной жизни, но и разработал принципы его организации и деятельности. Ленинские идеи стали теоретической основой для исследований различных аспектов социального контроля в государственном управлении.

Таким образом, отождествление понятий «общественный» и «социальный контроль» является методологически неверным, понятие социального контроля включает в себя две составляющие: государственный и общественный контроль, т.е. общественный контроль является частью социального контроля.

С указанных позиций мы и подойдем к определению понятия «общественный контроль». Возможно выделить два подхода к исследованию понятия «общественный контроль»: семантический, где основная задача исследователя - охватить сущностные черты явления, понимаемого им как общественный контроль за деятельностью государственных органов на конкретном историческом этапе, и функциональный, где общественный контроль определяется как вид деятельности негосударственных институтов и отдельных граждан.

Формирование гражданского общества и построение правового государства в России, безусловно, актуализируют вопросы осуществления общественного контроля во всех сферах государственной жизни. На необходимость создания эффективного общественного контроля в сфере государственного управления, повышение его роли в противодействии коррупции и иным негативным явлениям в деятельности публичной власти неоднократно обращало внимание руководство страны. В ежегодном Послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации в 2009 г. подчеркивается: «...чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества».