Файл: Курсовой проект по дисциплине Прогнозирование и планирование в практике государственного и муниципального управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Народный суверенитет и народовластие могут рассматриваться как конституционные ценности и правовые приоритеты современной России. При этом между данными понятиями при их несомненной близости существует принципиальное различие. Несмотря на близость содержания категорий «ценности» и «приоритеты», представляется, что последнее имеет практическую направленность. Так, провозглашение в Конституции РФ приоритета общечеловеческих интересов над всеми другими ценностями государства и общества означает первенство во времени в осуществлении какой-либо деятельности либо вообще первенствующее положение. Вследствие этого, например, социальные задачи, признаваемые сегодня обществом как наиболее настоятельные и неотложные, требуют первоочередного решения. Признание конституционной ценности социальным и правовым приоритетом государства переводит ценность в плоскость практической реализации, требует создания эффективного механизма осуществления деятельности по приоритетным направлениям органами государственной власти и местного самоуправления, способствует воплощению конституционных ценностей в реальной жизни общества и государства.
По мнению Е.А. Тихон, сущность государственно-правовой стратегии, направленной на достижение глобальных и долгосрочных целей и ценностей Российского государства, главными из которых выступают права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ), заключается в решении вопросов теории и практики развития государства; в эффективном осуществлении правового статуса личности, в том числе в области правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина; в совершенствовании деятельности органов власти. Она (государственно-правовая стратегия) выражается посредством деятельности реализующих ее субъектов - главы государства, парламента, Правительства - и содержится в Основном Законе государства, федеральных законах, в посланиях Президента РФ, а также его обращениях к народу, в концепциях и программах. При этом Президент Российской Федерации играет значительную роль в данном процессе, поскольку президентские программы способствуют воплощению государственно-правовой стратегии, наиболее полно отражают основные направления государственной политики, сформулированные главой государства в посланиях Федеральному Собранию. Именно такие программы наряду с посланиями представляют оперативный и эффективный способ выражения стратегических планов Президента Российской Федерации в процессе реализации государственно-правовой политики в области прав человека.
Сегодня совершенствование демократии в большинстве случаев идет в направлении выстраивания сильного государства. При этом следует понимать, что в юридической плоскости вопрос о соотношении сильного государства и активной личности - это вопрос о соотношении организации и самоорганизации, публичной сферы и сферы частной. Представляется, что для России социально-политической и правовой ценностью является не негативная сила государства, а позитивная сила, базирующаяся на демократических принципах, обеспечивающая активное участие граждан в политической и правовой жизни общества.
Понимание народовластия как конституционной ценности - отнюдь не умозрительная конструкция. И здесь можно согласиться с В.И. Круссом, полагающим, что обеспечение конституционно соразмеренного (взвешенного) баланса интересов, целей и ценностей составляет сквозную проблему теории и практики опосредования конституционного правопользования. При этом интересы и цели субъектов и участников конституционного правопользования необходимо рассматривать сквозь призму соответствующих конституционных ценностей. В русле этих взглядов находится, как представляется, и Н.С. Бондарь, рассматривающий Конституцию в целом как нормативно-правовую основу разрешения противоречий современного общества и отмечающий, что эта роль Конституции «определяется уже тем, что она призвана раскрывать содержание важнейших принципов и закономерностей социально-экономического, политического развития общества, действие которых проявляется через развертывание социальных противоречий в соответствующих сферах общественной жизни».
Заключение
Конституционное закрепление обязанности Российского государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека есть выражение сущности нового конституционного строя, в котором учредительная власть принадлежит суверену - многонациональному народу, безусловно, новелла действующей Конституции России. Сразу после ее принятия В.И. Лысенко писал о наполнении новым содержанием понятия «власть народа» в Конституции, подведением под нее новой основы - учредительно-представительной по своей природе власти народа.
«Будучи принята народом путем всенародного голосования, Конституция приобретает учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве является носителем суверенитета и единственным источником власти, только он обладает и ее высшим проявлением - учредительной властью. Это означает, что именно народ имеет право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые народ для себя выбирает. Именно на признании учредительной природы конституции основываются особый порядок ее принятия, верховенство, роль в правовой системе государства, ее непререкаемость для всех учрежденных ею же властей. Конституционные предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными».
Концепция суверенной демократии дает возможность государствам, народам, политическим классам без искусственного подталкивания определять время, темпы и последовательность развития политических институтов и ценностей. При этом принципиально важно, чтобы этот процесс вытекал из внутренней логики внутриполитического развития государства, природы существующего режима. Категория народовластия обладает необходимым потенциалом в качестве объединяющего фактора в системе «демократия - суверенитет».
Демократия должна стать подлинным самоуправлением народа, основанным на твердом правовом порядке, главной предпосылкой которого будет служить коренное нравственное изменение личности посредством неустанного труда и осознания долга постоянного стремления к вечно усложняющейся цели.
Библиографический список литературы
-
Административное право Российской Федерации: Практикум отв. ред. А.П. Алёхин Зерцало - 2014 год - 255 с. -
Байнова М. С., Медведева Н. В., Рязанцева Ю. С. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие Директ-Медиа- 2016 год - 459 с. -
Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления. Учебный курс. В двух томах. - М.: РАГС. 2011. -
Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России: межвузовский сборник научных статей Директ-Медиа - 2015 год - 736 с. -
Галузо В.Н., Габричидзе Б.Н., Эриашвили Н.Д., Чернявский А.Г., Кузнецов С.М., БелоновскийОсновы органов государственной власти России: учебное пособие В.Н. ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право 2012 год - 479 с. -
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2013. -
Мищеряков Ю. Н. Муниципальная реформа и муниципальное управление // Муниципальное право. – 2011. - N 3 (55). - С. 77-84. -
Моисеев А. Д. Муниципальное управление : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 159 с. -
Моисеев В. ВСистема государственного и муниципального управления: учебное пособие Директ-Медиа - 2015 год - 603 с. -
Наумов С. Ю. Теория государственного и муниципального управления. – М. : ФОРУМ, 2011. - 319 с. -
Наумов С. Ю. Основы организации муниципального управления. – М. : Форум, 2011. - 351 с. -
Орешин В. П. Система государственного и муниципального управления : учебное пособие. – М. : ИНФРА-М, 2011. - 320 с. -
Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления. Учебник и практикум. В двух томах. – М.: ЮРАЙТ, 2014. -
Правовое обеспечение государственного и муниципального управления : учебно-методический комплекс. – М. : Издательство РАГС, 2011. - 77 с. -
Парахина В. Н. Муниципальное управление : учебное пособие. – М. :Кнорус, 2012. - 493 с. -
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ -
Чиркин, В. Е. Основы государственного и муниципального управления :Учебник. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014.