Файл: И их современное положение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

195
А. Ю. Левковская
ИСТОРИЯ НАРОДА АЙНУ
И ИХ СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Введение в историю народа айну
Становление айнского народа проходило в рамках определенных исторических закономерностей. Территория расселения айнов некогда охватывала район Тохоку на севере острова Хонсю, Хоккайдо, Сахалин и Курильские острова. В настоящее время айнское население имеется только в центральных и юго-восточных районах
Хоккайдо, в других регионах их численность очень невелика (рис. 1).
Слово «айну» долгий период времени не было самоназванием айнов. Айны назы- вали себя различными племенными именами, например, по названию долин рек, где они жили, например соя-унтара, чувка-унтара и пр. Японцы прежде называ- ли айнов «эбису» (Арутюнов, Щебеньков, 1992). В японских источниках VIII века иероглифами «эмиси», «эбису» обозначали «варваров», «неяпонцев». В XII веке эти же иероглифы стали читаться уже как «эдзо». Первоначально это слово означало земли и население всего севера Японии и лишь в позднем средневековье начало ис- пользоваться как название острова Хоккайдо (Арутюнов, Щебеньков, 1992).
В японской историографии начала XIV века встречаются такие обозначения айн-
XIV века встречаются такие обозначения айн- века встречаются такие обозначения айн- ского населения, как хиномото, карако и ватарито (японский свиток «Сува Дай- мёдзин экотоба») – так обозначали группы айнов, проживавших на Хоккайдо. В основе такого разделения на группы заложены территориальные и родоплеменные различия (Brochure on the ainu �eo�le, 2007). В современной историографии приня-
Brochure on the ainu �eo�le, 2007). В современной историографии приня- on the ainu �eo�le, 2007). В современной историографии приня- on the ainu �eo�le, 2007). В современной историографии приня- the ainu �eo�le, 2007). В современной историографии приня- the ainu �eo�le, 2007). В современной историографии приня- ainu �eo�le, 2007). В современной историографии приня- ainu �eo�le, 2007). В современной историографии приня-
�eo�le, 2007). В современной историографии приня-
�eo�le, 2007). В современной историографии приня-
, 2007). В современной историографии приня- то делить айнов на три группы – хоккайдские, сахалинские и курильские.
Только с начала XIX века термин «айно» в отношении аборигенов Хоккайдо стал преобладающим. После того как исследователь айнского языка Дж. Бэчелор пред- ложил более правильное произношение «айну», последнее закрепилось в обиходе.
Можно предположить, что в среде самих айнов, в зависимости от региона, были те, кто называл себя и «айну», и те, кто именовался «айно».
В основе традиционной хозяйственной деятельности айнов лежали рыболовство, охота, морской зверобойный промысел и собирательство. Главным хозяйственным занятием для айнов Хоккайдо и Сахалина являлось рыболовство, а для айнов Ку- рильских островов – морская охота. В этом прослеживаются ярко выраженные ре- гиональные отличия (Косарев, 1988). Подсобную роль играли собирательство и при- митивное земледелие. Ремесло не выделялось в отдельную профессиональную де- ятельность. Каждый мужчина занимался столярным делом, а каждая женщина
– ткачеством.
Для материальной культуры айнов характерны наземные и полуподземные жи- лища, а также амбары на сваях. В повседневной жизни айны носили одежду из луба ильма, вяза, липы или крапивы, использовали мех пушных зверей, на Курильских островах шили шубы из шкурок птиц (рис. 2).
Религиозная жизнь айнов носила общинный и семейный характер. Старейшина деревни руководил ритуальными обрядами. В пределах одной семьи религиозные функции исполнялись главой дома. Проведение обрядов возлагалось на родственни- ков по мужской линии. Важнейшими предметами культа являлись заструженные палочки инау и икуниси – «питьевая палка» (полевые исследования автора) (рис. 3).


196
У айнов существовала на определенном этапе развития общества социальная иерархия, которая, вероятно, сложилась в результате как внутренних социаль- но-экономических факторов, так и под влиянием японцев. Самой низшей структурной единицей общества являлась семья, основной социально-эконо- мической единицей – локальная группа. Самым крупным социально-полити- ческим объединением была «речная группировка». Несколько домов или несколь- ко поселков образовывали соседско-родственные общины, между которыми была разделена вся территория. Территория, находившаяся в пользовании одной общи- ны, была «закрытой» для представителей других общин. Традиционная власть и, следовательно, контроль за социальным порядком сосредоточивались в руках ро- довых вождей (Косарев, 1988).
Долгое время территория айнов не была подконтрольна японцам. Воинствен- ность племен айну делала любые попытки проникновения внутрь острова чрезвы- чайно опасными. Зацепиться за самую южную кромку Эдзо японским самураям удалось лишь в конце XVI века. Этот прорыв на север осуществили воины клана Ма-
XVI века. Этот прорыв на север осуществили воины клана Ма- века. Этот прорыв на север осуществили воины клана Ма- цумаэ. По торговым договорам того времени можно выделить, что с айнами отноше- ния строились на равных. Так, например, в «Договоре о движении торговых судов иностранцев» предусматривалось совместное распределение налогов, собранных с торговых судов, путешествующих через моря от Хонсю до Эдзо. Первые японские поселенцы практически ничего не имели своего на острове и поэтому нуждались в помощи и поддержке своего существования за счет мирного житья и торгового обме- на с айнами (Brochure on the ainu �eo�le, 2007).
Положение изменилось с 1604 года, когда сёгун Иэясу Токугава пожаловал гла- ву клана титулом даймё Осима, закрепив за ним в качестве семейного феода всю тер- риторию Эдзо. Была выдана лицензия с «красной печатью» на монополию торгов- ли с айнами. Используя монополию и поддержку властями Мацумаэ, купцы посте- пенно захватили в свои руки торговые точки по сбыту пушнины, морепродуктов и смогли одержать победу в конкурентной борьбе и подчинить себе народ айну (Ару- тюнов, Щебеньков, 1992). Начинается процесс ввода ограничений на торговлю с ай- нами, сначала за ними закрепили определенные места сбыта товара, затем измени- ли соотношение в ценах: если в XVI веке айны могли получить за 100 лососей 35 кг риса, то с XVII века по новым ценам только 10,5 кг. Хотя среди айнов, естественно, были богатые люди, которые могли себе позволить вести торговлю с японцами даже на таких условиях. Сохранились богатые материи, найденные при храмах, из кото- рых айны шили платья на японский манер. Однако таких исключений было мало, чаще всего на первых порах создания централизованного японского государства случались военные конфликты между двумя народами. Наиболее крупные сраже- ния – битва Сакусяин (1669 год, Хоккайдо) и Кунасири (1789 год, Кунашир), кото- рые привели к окончательному закреплению японцев на землях айнов.
Айны склонили голову в знак признания власти японцев и приняли основные правила торговли и рыболовства. Территория айнов была разделена на отдельные административные единицы – «басё» (округа). В каждом басё были учреждены прибрежные пункты, где стояли японские военные гарнизоны или караулы, име- лись почтовая служба, торговые лавки и рыболовные предприятия. Исключитель- ные права на торговлю и рыболовство принадлежали вассалам клана Мацумаэ, од- нако самураи, не привыкшие к предпринимательской деятельности, выгодно пе- репродавали свои прерогативы откупщикам. В торгово-рыболовных пунктах побе- режья, называвшихся «ундзея», айнов привлекали к принудительному труду. Та- кая система эксплуатации резко нарушила традиционный уклад айнов, издревле добывавших средства к жизни постоянными промысловыми занятиями (Таксами,


197
Косарев, 1990). Кроме того, вводились и определенные запреты на различные эле- менты традиционной культуры айнов. Например, обязательным становится обуче- ние японскому языку, вводится запрет на сжигание дома и перемещение семьи в другое место жительства после смерти одного из членов семьи, запрет на ношение женских татуировок, мужских сережек.
Новый виток отношений японцев с айнами связан с заключением междуна- родных договоров Японии и России, разграничением территории между двумя го- сударствами во второй половине XIX века (Симодский договор 1855 года, Санкт-
Петербургский договор 1875 года). В результате этих договоров была решена судь- ба 108 семей (841 чел.) сахалинских айнов (Brochure on the ainu �eo�le, 2007). Они были насильно переселены на Хоккайдо в район современного города Эбецу, в 100 км от Саппоро. Поселение располагалось вдоль берега р. Исикари. Однако в скором времени айны, не привыкшие к таким условиям жизни, стали болеть и умирать, воз- можно, причиной смерти стала холера. Оставшимся в живых айнам японское пра- вительство позволило переселиться на Сахалин после окончания русско-японской войны в 1905 году.
Долгое время информации о судьбе сахалинских айнов, поселившихся в районе г. Эбецу, было мало. Однако во время наводнения в местности, где находилась айн- ская деревня, обнажились человеческие кости. По решению японского правитель- ства и хоккайдских властей, в 1931 году кости айнов были собраны и перезахороне- ны на японском кладбище. На месте захоронения был поставлен памятник «тем, кто приехал с Сахалина, для того, чтобы успокоились их души». Каждый год на этом месте совершается обряд кормления душ погибших, в котором участвуют айны со всего Хоккайдо (рис. 4). В 1948 году рядом со старым памятником был поставлен на благотворительные пожертвования буддийский храм, это объяснялось необходимо- стью совершать обряд моления предкам и айнами, которые приняли буддийское ве- роисповедание. В настоящее время, когда происходит процесс возрождения и сохра- нения айнской культуры, по соседству появились и традиционные палочки инау.
С эпохи Мэйдзи (1869 год) начинается новый процесс освоения и заселения острова
Хоккайдо (в 1859 году на карте Такэсиро Мацууры остров Мацумаэ был переименован в Хоккайдо – «Путь в северные моря»), южного Сахалина и Курильских островов. Еще в августе 1859 года было создано управление по освоению новых земель – Кайтакуси с административным центром в городе Саппоро, Хоккайдо. На крыше нового здания администрации развевался флаг с символом Полярной звезды – «движение на север».
Были приглашены специалисты из Европы, Америки, Японии для исследования районов, благоприятных для ведения сельского хозяйства, поиска полезных иско- паемых, строились первые железные и шоссейные дороги. Так, первая железная до- рога соединила Утару (в 40 км от Саппоро) с Саппоро и Хоронай (наименование айн- ское, которое означает «гора»). В 1882 году (15-й год эпохи Мэйдзи) был принят «За- кон о разделении территории Хоккайдо» на 3 района: Немуро, Саппоро и Хакодате, для ведения сельского хозяйства выделили новый район Наё. С разных районов цен- тральной Японии приезжали переселенцы на остров, первое время всем не хватало работы и еды (в пищу вместо риса употребляли репу, просо, редьку, варили суп из ли- стьев репы). Примечательно, что новые земли на севере первоначально обживались не японскими крестьянами, а самурайскими отрядами. Направляя переселенцев на Хоккайдо, император Мэйдзи стремился задействовать оставшихся после паде- ния сёгуната без дела и видимой цели в жизни самураев. Перед самураями, поми- мо колонизации острова, ставилось две задачи: подавлять восстания айнов и быть готовыми сдерживать русских казаков, проявлявших все больший интерес к этому острову.


198
Правительство стало проводить политику по культуризации населения, откры- ваются школы при храмах, где учили основам чтения и письма, для айнов изуче- ние японского языка становится обязательным. Основным занятием айнов должно было стать сельское хозяйство. Согласно принятому постановлению Хоккайдо зем- ля, леса, дикая местность объявлялись правительственной собственностью, земли, на которых проживали айны, переводились в статус казенных земель 3-го разряда
(полевые исследования).
Все вопросы, связанные с айнами, окончательно были прописаны в «Законе о за- щите бывших аборигенов Хоккайдо». Этот закон предписывал защиту айнского на- селения, но на самом деле способствовал их «крестьянизации» и в конечном счете привел к обнищанию айнов. Только в исключительных случаях, крайне редко кому из них удавалось добиться благополучия и достатка в таком положении.
В дальнейшем «Закон о защите бывших аборигенов Хоккайдо» неоднократ- но пересматривался и дополнялся: «Правила обучения детей бывших аборигенов»
(1901), признание «коренным народом» (1911, Международное соглашение, заклю- ченное между США, Российской империей, Канадой (тогда британская территория) и Японией), добавлена статья «Болезни. Повреждения и лечение» (1919), смягчены ограничения на собственность, создается фонд для улучшения жилья (1937) (Bro-
Bro- chure on the ainu �eo�le, 2007).
Большинство ученых склоняется к объяснению такого внимания к айнам со сто- роны японского правительства «потеплением» политического курса внутри страны, проведением реформ, социальной политики под влиянием западноевропейских ве- яний. Интересен тот факт, что среди айнского народа наблюдается рост самосозна- ния, айнские лидеры выбиваются и на политическую (избрание айнских лидеров членами городского или сельского правлений), и на культурную сцену (открывают- ся айнские музеи) (полевые исследования автора).
В 1930-х годах была создана первая айнская ассоциация, представляющая инте- ресы своего народа. В ее состав входило не более 300 чел. После окончания Второй мировой войны, в 1946 году, ассоциация айну была восстановлена, а в 1971 году пе- реименована в асссоциацию Утари Хоккайдо (с целью привлечь в свои ряды моло- дежь), которая существует по сей день (в 2008 году ассоциацию Утари переименова- ли в Айнскую ассоциацию Хоккайдо). По данным ассоциации на 1 марта 2008 года, в ее составе насчитывалось 3758 человек (12595 человек вместе со своими семьями, не обязательно айнского происхождения). Одним из участников создания организа- ции был Ёсиаки Кита, в настоящее время бюро возглавляет Юкио Сато (рис. 5).
Основные задачи менялись в течение времени, но главная цель – добиться при- знания прав айнского народа. Благодаря деятельности организации Айнской ассо- циации Хоккайдо был пересмотрен «Закон о защите бывших аборигенов Хоккай- до», проводились действия по улучшению благосостояния айнов, положено начало деятельности по восстановлению утерянной древней культуры. В 1984 году ассоциа- ция создала законопроект «Новый закон о правах айнов», который предусматривал восстановление прав айнов как нации, искоренение дискриминации в отношении айнов, улучшение образа жизни и уровня образования, сохранение и передача куль- туры, учет мнения айнов при решении вопросов, связанных с ними и их культурой.
Данный законопроект был отдан на рассмотрение в управление Хоккайдо, прави- тельство и парламент Японии. Только в 1997 году парламент принял новый закон, аннулировав «Закон о защите бывших аборигенов Хоккайдо». Однако из законопро- екта «Новый закон о правах айнов» в данный закон был включен лишь параграф от- носительно культуры айнов (полевые исследования).


199
Несмотря на то, что были созданы различные учреждения, позиции айнов оста- вались невыгодными и неблагоприятными. Не удалось избавиться и от дискримина- ции в отношении айнов. Поэтому новым шагом в истории народа айну стало заявле- ние о себе как о «нации», воспользовавшись заявлением японского правительства о том, что «Япония – страна единой нации и в ней нет малых национальностей».
В 1987 году айнские представители как рабочая группа коренных народов апел- лировали в Организацию Объединенных Наций и впервые приняли участие в 5-м заседании в Женеве, Швейцария, где выступили с докладом по делам айну. В на- стоящее время в ООН проводятся дискуссии по поводу того, каким образом можно восстановить утерянные права аборигенов различных стран. Прежде всего, Органи- зация Объединенных Наций объявила 1993 год Международным годом коренных народов (по всему острову прошли празднования, благодаря которым японцы смог- ли ближе ознакомиться с культурой айнов), в 1994 году утверила Первое десятиле- тие коренных народов и каждый год 9 августа по всему миру проводятся празднич- ные мероприятия, в 1995 году подписала Соглашение об искоренении расовой дис- криминации. В 2004 году Генеральная Ассамблея ООН утверждает Второе десяти- летие всемирных коренных народов, начиная с 1 января 2005 года. А в 2007 году была принята и подписана «Декларация ООН о правах коренных народов», к кото- рой присоединились многие страны. В самой Японии прошло парламентское голосо- вание за «Декларацию». Итог: 144 голоса за принятие, 4 против, 11 воздержались и
33 – отсутствующие (Brochure on the ainu �eo�le, 2007).
Таким образом, благодаря деятельности айнских организаций и поддержке Ор- ганизации Объединенных Наций было сделано очень многое в отношении айнов.
Долгое время стоявшие на самой низкой ступени социальной лестницы, они терпе- ли со стороны японцев всякого рода предвзятости и дискриминацию. Стараясь пре- одолеть трудности в таких обстоятельствах, многие вступали в брак с японцами, но появлялись и такие, которые пытались укрепить национальное сознание и выдвига- ли вопрос о самостоятельности своего народа.
Современное положение народа айну
На территории современного острова Хоккайдо проживают 23782 айна в 72 муни- ципалитетах (городах, поселках и деревнях острова), из которых 59,5 % проживают в административных округах Хидака и Ибури. По оценкам ученых и социологов, айн- ского населения намного больше, чем указывают статистические данные. Это объяс- няется тем, что до сих пор многие айны скрывают свое происхождение или поменяли место жительства.
Японское правительство неоднократно в 1972, 1979, 1986, 1993, 1999 и 2006 годах проводило «Обследование реального положения дел в жизни «утари» (термин «айну» стал заменяться термином «утари», чтобы избежать дискриминационного отноше- ния). В результате этих обследований выяснилось, что, по сравнению с другими жи- телями Японии, в различных областях жизни айнов все еще сохраняется разница в положении. Во время обследования 12,4 % айнских жителей отмечали, что за послед- ние 6–7 лет испытали на себе какую-то дискриминацию, а 15,7 % отметили, что зна- ют людей, подвергшихся дискриминации. Самый высокий процент дискриминации по отношению к айнам наблюдается в области образования (46,3 %) и при заключе- нии брака (25,4 %), небольшой процент дискриминации айны испытывают со сторо- ны административных органов (1,5 %). Это говорит о том, что дискриминационное отношение к айнам происходит со стороны японского населения, а не правитель- ственных органов, которые связаны выполнением различных обязательств по