Файл: Руководство по практическому применению За права военнослужащих.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 343
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15
Глава I. Поощрения военнослужащих: понятие, содержание, характеристика
– коллективные (в отношении всего воинского коллектива; например, награжде- ние грамотой или объявление благодарности);
– индивидуальные (к конкретному военнослужащему);
5) по содержанию поощрения:
– моральные;
– материальные;
– смешанные (включающие как моральные, так и материальные элементы);
6) по форме обнародования:
– в устной форме (при объявлении поощрения перед строем, на совещании воен- нослужащих или лично);
– в письменной форме (при объявлении в приказе, указе, постановлении и др.);
7) по правовой основе:
– формальные (регламентированные правовыми нормами);
– неформальные (похвала, высказанная в личной беседе, и похвала публичная);
8) по фактическому основанию:
– абсолютные (подлинные заслуги);
– относительные (полезные действия по устранению вредных последствий ранее совершенных нарушений, по исправлению, перевоспитанию);
9) по порядку исполнения (реализации):
– приводимые в исполнение однократным действием (например, при объявлении благодарности лично или перед строем);
– приводимые в исполнение путем совершения системы определенных действий
(например, при награждении государственной наградой);
10) в зависимости от формы связи с поощряемым благом:
– предоставляющие дополнительные блага как морального, так и материального характера (благодарность, ценный подарок, денежное поощрение, именное оружие и др.);
– освобождающие от различного рода обременений (снятие ранее примененного дисциплинарного взыскания, условно-досрочное освобождение от отбывания нака- зания).
Приведенная выше классификация правовых поощрений, безусловно, не являет- ся окончательной, возможны и другие критерии их деления. Данная классификация способствует их вычленению и практическому использованию всех потенциальных возможностей данных норм в целях улучшения и совершенствования праворегули- рования в области военно-служебных отношений.
§ 2. Психологические особенности воздействия поощрения на военнослужащих:
практические аспекты
Рассмотрим психологические факторы (потребности, интересы, цели, мотивы,
волю), которые влияют на сознание военнослужащих, и роль в этом правового сти- мулирования.
Потребность (или нужда) есть единство двух субъективно переживаемых феноме- нов:
– осознаваемого или ощущаемого субъектом недостатка жизненных условий, благ,
необходимых для его сохранения и развития;
– стремления субъекта устранить недостаток, присоединить нужное благо, вос- становить в данном случае полноту жизненных условий и в конечном счете улуч- шить свое положение
38
, т. е. реализовать свой интерес.
Известный американский психолог А. Маслоу
39
считает, что все потребности рас- полагаются в строго иерархическом порядке:
– физиологические;
– потребность в безопасности;
– потребность в социальной общности;
– потребность в уважении со стороны других и самоуважении;
– потребность в реализации своих возможностей (или самоактуализация).
38
Мальцев Г.В. Социальные основания права. М., 2007. С. 280.
39
Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999. С. 77 – 105.
16
Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению
Каждая потребность проявляется в порядке очередности. В первую очередь госу- дарство должно удовлетворить физиологические потребности (потребность в еде,
воде, убежище, сне и т. п.). Безусловно, при их удовлетворении будет проявляться позитивная активность военнослужащих в их военно-служебной деятельности, что,
возможно, будет вести к поощрениям.
Потребности в безопасности содержат физиологические и психологические ком- поненты (уверенность в завтрашнем дне). Можно согласиться с А.И. Тюриным в том, что существующая в настоящее время тенденция постоянных изменений норма- тивной базы в сфере регулирования общественных отношений, связанных с обеспе- чением потребностей военнослужащих первого уровня, не способна удовлетворить потребность в безопасности
40
Потребности в социальной общности необходимы для человека как существа со- циального. «Именно социум в многообразии своих проявлений способствует удов- летворению подобных потребностей»
41
. Потребности данного уровня позволяют военнослужащим ощущать свою принадлежность к такой социальной группе, как защитник Отечества.
Потребности в уважении и самоуважении обусловлены желанием военнослужа- щих чувствовать свою значимость в собственных глазах и глазах окружающих. Для удовлетворения указанных потребностей соответствующие командиры (начальни- ки) должны реагировать на успехи подчиненных по службе и грамотно оценивать поощрительное поведение.
Потребности в самореализации выражают «стремление человека к раскрытию своих потенций, самосовершенствованию, творчеству, нахождению достойного сво- им возможностям места в жизни»
42
. Для удовлетворения этой потребности требуется реализация потребностей нижних уровней, которые будут влиять на инициативу,
усердие и отличие военнослужащих по службе.
Так, чтобы мотивировать конкретного субъекта, государство в лице властных органов должно в первую очередь удовлетворять важнейшие потребности, и это бу- дет способствовать достижению государственных целей.
Наряду с потребностями, важное место в военно-служебных отношениях занима- ют интересы. Определение интереса обычно указывает на направленность внимания индивида, концентрацию волевых усилий, нацеленных на удовлетворение опреде- ленных потребностей, которые требуют известного напряжения, собранности и кон- троля
43
. Интерес, как мы полагаем, относится к бытию субъекта, и только через него,
благодаря ему и по его масштабу связан с психикой, сознанием военнослужащего.
Интерес формируется в определенной ситуации, и заинтересованность субъекта
(военнослужащего) является активным регулятором его поведения, вызывающим сильную мотивацию в пользу определенного варианта действия (например, военно- служащему, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, занимающему воин- скую должность профессорско-преподавательского состава в военном образователь- ном учреждении профессионального образования, может быть присвоено очеред- ное воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, но не выше воинского звания полков- ника, капитана 1 ранга (п. «е» ст. 30 ДУ ВС РФ). Поэтому практика правового регу- лирования военно-служебных отношений складывается под воздействием заинтере- сованности военнослужащих в результатах своей деятельности.
По мнению А.Г. Здравомыслова, потребность ориентирована, прежде всего, на предмет ее удовлетворения, а интерес направлен на те социальные отношения, ин- ституты, учреждения, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ,
обеспечивающих удовлетворение потребностей
44 40
Тюрин А.И. Стимулирование исполнения обязанностей военной службы. М., 2008. С. 21.
41
Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повсе- дневной работе. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1996. С. 311.
42
Кричевский Р.Л. Указ. соч. С. 313.
43
Мальцев Г.В. Указ. соч. С. 268.
44
Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. С. 74.
17
Глава I. Поощрения военнослужащих: понятие, содержание, характеристика
«Военнослужащий для удовлетворения собственного либо чужого интереса в рам- ках военно-служебного отношения первоначально определяет то, что для этого долж- но быть сделано, достигнуто, то есть определяет цель»
45
Становление интереса есть его осознание военнослужащим, влияющее на его реа- лизацию. С интересами конкурируют мотивы. Мы согласны с мнением Е.П. Ильи- на, что мотив – это внутреннее осознание побуждения, отражающего готовность человека к действию или поступку
46
, т. е. мотив – это побуждения к деятельности,
связанные с удовлетворением потребности субъекта.
А.И. Тюрин отмечает, что правовой стимул на психологическом уровне только в том случае преобразуется в побудительную силу, когда коснется интереса военно- служащего и превратится в мотив. Однако правовой стимул может и не превратить- ся в позитивный мотив, если военнослужащим не принимается, не соответствует ка- ким-либо его перспективным целям
47
. Мы считаем, что это касается и поощрения,
которое одновременно может являться внешней и внутренней причиной активного поведения военнослужащего.
Заслуживает внимания комплексная теория мотивации, которую разработали
Лайман Портер и Эдвард Лоулер
48
. В их модели фигурирует пять переменных: за- траченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение (поощре- ние), степень удовлетворения. Согласно модели Портера – Лоулера применительно к военно-служебным отношениям достигнутые результаты зависят от приложенных военнослужащим усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли в процессе военной службы. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения (поощрения) и степенью увереннос- ти в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне опре- деленный уровень вознаграждения (поощрения) за заслуженное поведение. Более того,
в теории Портера – Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т. е. человек удовлетворяет свои потребности также посредством вознаграждений за достигнутые результаты
49
. Для лучшего понимания указанный механизм мотивации представлен на приведенной ниже схеме (см. стр. 18).
В соответствии с приведенной моделью мотивации результаты, достигнутые во- еннослужащим, зависят от трех переменных: затраченных усилий (3), способностей и характерных особенностей военнослужащего (4), а также от осознания им своей роли в процессе военной службы (5). Уровень затрачиваемых усилий, в свою оче- редь, зависит от ценности вознаграждения (поощрения) (1) и того, насколько воен- нослужащий верит в существование прочной связи между затратами его усилий и возможным вознаграждением (2). Достижение требуемого уровня результативности (6)
может повлечь внутренние вознаграждения (7а), такие как чувство удовлетворе- ния от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения, а также внешние вознаграждения (поощрения) (7б), такие как похвала командира (началь- ника), продвижение по службе, награждение грамотой, ценным подарком или день- гами и др.
Пунктирная линия между результативностью и внешним вознаграждением (по- ощрением) означает, что может существовать связь между результативностью како- го-либо военнослужащего и объявляемыми ему поощрениями. Пунктирная линия между результативностью и вознаграждением (поощрением), воспринимаемым как справедливое (8), использована для того, чтобы показать, что в соответствии с тео- рией справедливости люди имеют собственную оценку степени справедливости воз- награждения (поощрения), применяемого за те или иные результаты. Удовлетворе-
45
Тюрин А.И. Правовые основы стимулирования исполнения обязанностей военной служ- бы военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в Вооруженных Силах Рос- сийской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 36.
46
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2002. С. 173.
47
Тюрин А.И. Правовые основы стимулирования исполнения обязанностей военной служ- бы военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в Вооруженных Силах Рос- сийской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. С. 38.
48
См.:
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. М., 2002.
С. 381.
49
Там же. С. 381.
18
Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению
????????
??????????????
(?????????)
1
???????????
??????
???????????????
3
???????????
? ????????
???????????????
4
?????? ???????????
????? ?????
????????????
???????? ? ?????????
???????????????
(??????????)
2
???????
????????????????
6
?????????
??????????????
????? ????
5
??????????????
(?????????),
?????????????? ???
????????????
8
??????????
??????????????
7?
???????
??????????????
(?????????)
7?
??????????????
9 ние (9) – это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справед- ливости (8). Удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознагражде- ние (поощрение) для военнослужащего на самом деле (1). Эта оценка будет влиять на восприятие военнослужащим будущих ситуаций в процессе служебной деятель- ности.
С.Э. Арутюнова указывает на взаимосвязь между затраченными усилиями и по- лученными результатами, отмечая, что «взаимосвязь “результаты – вознаграждение”
есть ожидание определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигну- тый уровень результатов»
50
Как потребности, так и интересы обретают динамику через волю военнослужа- щих, сущность которой состоит в отборе и отстаивании мотивов, приводящих субъ- екта к действию. По словам Г.В. Мальцева, в этом сознательном процессе… на осно- ве интереса упорядочивается первичный психологический материал, путем рефлек- сирования осуществляется стыковка разных потребностей данного субъекта, опре- деляется их приоритетность, очередность в удовлетворении и т. д.
51
Иначе говоря,
интерес военнослужащего выступает инструментом его внутренней саморегуляции,
самоорганизации его потребностей и стремлений.
Соответственно воля, по нашему мнению, есть психический процесс сознательно- го управления военно-служебной деятельностью военнослужащего, устраняющей трудности и препятствия на пути поставленной цели.
Волевой процесс состоит из следующих этапов или стадий:
– возникновение побуждения – предварительная постановка цели;
– обсуждение и борьба мотивов;
– принятие волевого решения;
– исполнение волевого решения.
50
Арутюнова С. Э. Основы административно-правового регулирования стимулирования и поощрения государственных служащих в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. Са- ратов, 2007. С. 32.
51
Мальцев Г.В. Указ. соч. С. 284.
19
Глава I. Поощрения военнослужащих: понятие, содержание, характеристика
Таким образом, внутренние факторы влияния на сознание военнослужащего (по- требности, интересы, цели, мотивы, воля) соответственно формируют информаци- онно-психологический настрой военнослужащего на социально-активное поведение,
его отношение к поощрительному поступку.
§ 3. Реализация и применение поощрений к военнослужащим:
понятие, этапы, процедуры
Субъективное право военнослужащего на поощрение реализуется только через реально существующее военно-правовое отношение, в котором конкретизируются стороны, объем их прав и обязанностей, во многом зависящий от волеизъявления
(желания быть поощряемым) военнослужащего, который является носителем субъ- ективного права, и от юридического факта (заслуги). После того как военнослужа- щий своими действиями заслужил поощрение, производится вынесение и исполне- ние компетентным органом (воинским должностным лицом) поощрительного акта,
т. е. властного распоряжения, которое свидетельствует об официальном признании субъективного права на поощрение. Исполнение компетентным органом (воинским должностным лицом) своей обязанности, реальное получение поощрения военно- служащим обусловливает его (поощрения) реализацию и прекращение возникшего конкретного правоотношения, чем достигается цель, которую преследовал законо- датель. Это объективно выражается в акте реализации прав и обязанностей военно- служащими, которые составляют динамическую активную часть правового регули- рования, «тогда как военное законодательство, требования, воплощенные в нем, –
это статическая его часть»
52
Рассмотрим классификацию форм реализации права в зависимости от характера действий субъектов, степени их активности и направленности. Здесь выделяют со- блюдение, исполнение, использование и применение права
53
, являющиеся юридичес- кими средствами правореализационной практики. На практике это выглядит следу- ющим образом.
Соблюдением реализуются запрещающие нормы, и суть этой формы состоит в пассивном воздержании военнослужащего от совершения действий, находящихся под запретом, т. е. военнослужащий не нарушает законы, воинские уставы и приказы командиров (начальников).
Здесь правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагоприятных последствий для военнослужащего в случае их нарушения. Это могут быть дисциплинарные взыскания, уголовные наказания и др., т. е. нарушение запретов наказывается в соответствии с санкцией нормативного правового акта.
При исполнении правовых норм происходят акты реализации обязанностей, тре- буемых от военнослужащих.
Исполнение требует со стороны военнослужащих и соответствующих должност- ных лиц активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих пред- писаний, а также «сверхвыполнения» должностных обязанностей, за которые могут быть применены поощрения, т. е. поощрительные правоотношения могут возникать из обязывающих норм, устанавливающих основную обязанность по отношению к поведению, которое стимулируется и поощряется за «сверхисполнение» обязаннос- тей военной службы.
Управомочивающие нормы реализуются посредством осуществления военнослу- жащим субъективных прав для получения благ. Так, использование поощрений для получения положительных результатов является наиболее распространенной фор- мой их реализации.
Сами нормативные правовые акты, содержащие поощрения, обращены к неопре- деленному кругу лиц – военнослужащим, и в них как бы закодирован призыв к дей- ствию. Здесь стимулы в виде поощрения еще реально не действуют, они находятся
52
Сиринько В.А. Правоприменительная деятельность органов исполнительной власти,
современные проблемы эффективности и совершенствования законодательства: дис. … канд.
юрид. наук. Воронеж, 2004. С. 17.
53
Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989.
20
Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению
лишь в потенции, когда же в механизм реализации включается субъект поощрения
(военнослужащий) в целях получения полезных результатов для себя, то речь идет о правомочии.
В использовании поощрительных норм заинтересовано государство, а со сторо- ны военнослужащего использование таких норм характеризуется активным поведе- нием, направленным на получение поощряемого результата. Использование пред- полагает свободу выбора варианта стимулируемого поведения.
Применение поощрительных норм можно считать особой формой реализации,
потому что здесь компетентные органы, воинские должностные лица обеспечивают претворение в жизнь таких норм властной силой индивидуальных актов, которые могут служить своеобразными юридическими фактами, направленными на регла- ментацию служебных отношений. Иными словами, выделяется правоприменитель- ная реализация, проходящая особую стадию – применение. Важно отметить, что есть такие нормы права, применение которых не влечет за собой иных форм правореали- зации. Такое положение наблюдается при применении поощрительных правовых норм, которые нельзя реализовать помимо правоприменительной деятельности, так как «предметом регулирования многообразных поощрительных норм являются об- щественные отношения по установлению и применению мер государственного по- ощрения»
54
. С этим выводом согласен и В.А. Сапун, который считает, что примене- ние норм права необходимо «для реализации мер поощрения, имеющих правовой характер и порождающих правовые последствия»
55
С правовой точки зрения препятствием к удовлетворению личных интересов во- еннослужащим будет отсутствие реализующего юридического факта в виде опера- тивно-исполнительного акта.
Можно согласиться с мнением Д.Н. Бахраха, считающего, что если поощрение урегулировано правом, то оно реализуется в форме правоприменения
56
Особенности поощрительных норм права не могут не сказаться на юридической природе их применения к военнослужащим и их коллективам. Обратимся к анализу понятия и специфике сущности применения поощрительных норм права.
Применение норм права – это государственно-властная, организующая деятель- ность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкрет- ных жизненных случаев
57
Тем не менее, такая деятельность может носить и невластный характер, напри- мер, при поощрении военнослужащих и их коллективов от негосударственных струк- тур (общественных организаций).
Правоприменительная деятельность сложна и многогранна и является функцией лишь специальных компетентных органов – субъектов управления (командиров,
начальников, иных должностных лиц и органов), а не подчиненных военнослужа- щих, которые не обладают полномочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, не вправе собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обес- печить выполнение поощрительной правовой нормы, принять акт о поощрении,
который станет опосредующим звеном между нормой и результатом ее действия.
Подобный вид правоприменения называют оперативно-исполнительным, так как он основан на позитивном регулировании с помощью индивидуальных актов, имен- но в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы
58
. Это ха- рактерно для актов о поощрении военнослужащих.
Можно выделить несколько сущностных признаков (черт), характеризующих применение к военнослужащим именно поощрительных норм права.
54
Баранов В.М. Указ. соч. С. 85.
55
Сапун В.А. Теория правовых средств и механизм реализации права: дис. … докт. юрид.
наук. Н. Новгород, 2002. С. 131.
56
Бахрах Д.Н. Поощрение в деятельности публичной администрации // Журн. рос. права.
2006. № 7.
57
Налбандян А.С. Применение поощрительных норм российского права. Проблемы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1994. С. 41.
58
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 1997. С. 628.