Файл: Руководство по практическому применению За права военнослужащих.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 345

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10
Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению
Таким образом, можно вести речь о юридическом институте поощрения военно- служащих, под которым следует понимать систему правовых актов (источников пра- ва), регулирующих реализацию и применение компетентными органами поощрений к военнослужащим.
На основании изложенного можно определить правовой институт поощрения военнослужащих как совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и применению мер поощрения к военно- служащим.
Прежде чем перейти к целевому анализу исследуемого понятия, кратко остано- вимся на содержании категории «цель». В Советском энциклопедическом словаре
«цель» определяется как идеальное мысленное предвосхищение результата деятель- ности
19
. Это своего рода будущий результат, к которому стремится военнослужа- щий. «Цель представляет собой особую форму знания, направленного на преобразо- вание действительности, изменение существующих отношений. В качестве непосред- ственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Содер- жание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возмож- ностей субъекта и применяемых средств»
20
В праве понятие «цель» применяется в разных смыслах и по разному поводу: для обозначения целей определенных субъектов права, отдельных юридических средств,
конкретных правовых актов, правовых режимов и т. д.
Следует согласиться с выводами О.М. Киселевой о том, что особенно важна роль целей в процессе правового регулирования: являясь непосредственным отражением насущных общественных потребностей и стремлений, они показывают значение и смысл определенных правовых инструментов, ориентируют на те ценности, кото- рые лежат в основе одноименной политики
21
. Так же как потребности и интересы,
ценности непосредственно связаны с формированием стимулов поощрительной дея- тельности военнослужащих. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует действия, пронизывает практику как внутренний закон, которому во- еннослужащий подчиняет свою волю. Правильно определенная цель может стать силой, изменяющей действительность, только во взаимодействии с определенными средствами, необходимыми для ее практической реализации. Без средств цели нере- альны, неосуществимы, равно как и при отсутствии целей существующие средства не приводят к какому-либо результату
22
Для всестороннего исследования целей правового поощрения военнослужащих условно представим их в виде системы, содержащей непосредственные (ближайшие),
общие и перспективные цели. Кратко остановимся на анализе каждой из них.
Непосредственные цели находят свое закрепление в самой поощрительной норме или нормативном акте путем установления тех результатов, показателей, условий,
достижение которых поощряется государством. Например, в соответствии со ст. 17
ДУ ВС РФ «командир (начальник) в пределах прав, определенных настоящим Уста- вом, обязан поощрять подчиненных военнослужащих за особые личные заслуги,
разумную инициативу, усердие и отличие по службе…».
Отличительной чертой непосредственных целей является их юридическая необя- зательность для участников военно-служебных отношений, чьи действия стимули- руются. При этом, каждую непосредственную цель следует рассматривать как от- дельное звено, связывающее ее с общими целями правовых поощрений.
К
общим целям правовых поощрений военнослужащих относятся:
– побуждение военнослужащего выполнить одобряемое государством действие,
иногда превосходящее обычные требования;
– стимулирование новых полезных действий со стороны поощряемого военно- служащего;
– ориентирование других военнослужащих на совершение заслуженных поступков.
19
Советский энциклопедический словарь / под. ред. А.М. Прохорова. 4-е изд. М., 1987. С. 1472.
20
Киселева О.М. Поощрение как метод правового регулирования: дис. … канд. юрид. наук.
Саратов, 2000. С. 96.
21
Там же. С. 96.
22
Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. М.,
2008. С. 272.


11
Глава I. Поощрения военнослужащих: понятие, содержание, характеристика
Перспективные цели правовых поощрений – это те более или менее отдаленные результаты, которые должны быть достигнуты вследствие реализации государством стимулирующей правовой политики, в том числе и поощрительной. Примером яв- ляется Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации
23
Все виды целей должны быть созвучны и взаимосвязаны друг с другом, так как ошибочные и несвоевременно выдвинутые цели не дадут социально значимого эф- фекта.
Проведенный целевой анализ поощрения военнослужащих приводит к выводу о том, что цель данного правового средства (поощрения) заключается в направлении воли военнослужащего посредством непринудительного воздействия на совершение добровольных действий, полезных и выгодных с точки зрения государства и обще- ства, побуждение и поддержание военно-служебной активности личности.
Цели правовых поощрений нельзя рассматривать в отрыве от их функций, так как последние воздействуют на социальные процессы, на общественные отношения,
в том числе на военно-служебные, в тех направлениях, которые обусловлены целями данного правового института.
Советский энциклопедический словарь определяет понятие «функция» как дея- тельность, обязанность, работу; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому
24
Функции правовых поощрений военнослужащих выражают как их способность регулировать военно-служебные отношения, так и их социально-правовую роль в обществе.
«Важнейшая общая функция правовых средств (к которым относится и поощре- ние. –
О. З.
), – как подчеркивает К.В. Шундиков, – достижение ими целей правового регулирования. Она проявляется в том, что своей “работой” данные феномены обес- печивают беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям, гаранти- руют их справедливое и законное удовлетворение»
25
Можно согласиться с мнением Н.А. Гущиной, которая считает, что одной из глав- ных функций поощрения военнослужащих является мотивационная функция
26
, за- ключающаяся в том, что поощрение побуждает военнослужащего к «сверхисполне- нию» обязанностей и к совершению социально ценных творческих действий, превос- ходящих обычные требования, развивает служебную активность. Мотивация к до- стижению полезного результата построена на основе привлекательности и заранее обещанных благоприятных последствий.
Гарантирующая функция выражается в том, что поощрения военнослужащих спо- собствуют укреплению воинской дисциплины и правопорядка, обеспечивают реали- зацию должностных обязанностей.
Важно заметить также, что поощрения военнослужащих создают благоприятные условия для их правовой активности, гарантируют ее развитие и соответственно удов- летворяют их потребности.
В современной науке выделяют оценивающую функцию правового поощрения
27
Содержание этой функции состоит в том, что компетентный государственный орган
(командир (начальник) или иное должностное лицо) дает официальную положитель- ную оценку чьего-либо заслуженного поведения, публично признает и одобряет его,
отражает степень полезности деятельности для государства и общества, выделяет лучших лиц, достойных поощрения. Например, согласно ст. 18 ДУ ВС РФ «за муже- ство и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, образцовое руковод- ство войсками и другие выдающиеся заслуги перед государством и Вооруженными
Силами Российской Федерации, за высокие показатели в боевой подготовке, отлич- ное освоение новых образцов вооружения и военной техники командиры (начальни- ки) от командира полка (корабля 1 ранга), им равные и выше, командиры отдель-
23
URL: http://www.mil.ru
24
Советский энциклопедический словарь. С. 1441.
25
Шундиков К.В. Цели и средства в праве (общетеоретический аспект): дис. … канд. юрид.
наук. Саратов, 1999. С. 99.
26
Гущина Н.А. Указ. соч. С. 61.
27
Гущина Н.А. Указ. соч. С. 71; Киселева О.М. Указ. соч. С. 103; Малько А.В. Указ. соч. С. 170.


12
Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению
ных батальонов (кораблей 2 и 3 ранга), а также командиры отдельных воинских ча- стей, пользующиеся в соответствии со статьей 11 настоящего Устава дисциплинар- ной властью командира батальона, имеют право ходатайствовать о представлении подчиненных им военнослужащих к награждению государственными наградами Рос- сийской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, ведом- ственными знаками отличия, а также к поощрению в виде объявления им благодар- ности Президента Российской Федерации». Однако поощрение лица, не заслужив- шего его, приносит больше вреда, чем пользы. Важно, чтобы военнослужащие полу- чили реально заслуженное поощрение. В настоящее время еще существует непра- вильная, если не сказать более определенно – порочная практика оценки, когда на- граждения государственными наградами военнослужащих Вооруженных Сил Рос- сийской Федерации – командиров (начальников) – производятся не столько по за- слугам, сколько по занимаемым должностям и чаще всего к какому-либо празднику,
торжеству или юбилею.
Распределительная функция состоит в том, что право, закрепляя меру поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавливает тем самым условия поль- зования определенными благами, в получении которых выражен собственный инте- рес военнослужащих. При этом, мера поощрения зависит от степени заслуг.
Например, приказом Народного комиссара обороны СССР от 23 августа 1941 г.
№ 281 устанавливался следующий порядок представления командирами и комисса- рами дивизий к награждению орденами для поощрения боевой работы военных са- нитаров и носильщиков:
– за вынос с поля боя пятнадцати раненых с их винтовками или ручными пулеме- тами представлять к правительственной награде медалью «За боевые заслуги» или
«За отвагу» каждого санитара и носильщика.
– за вынос с поля боя двадцати пяти раненых с их винтовками или ручными пуле- метами представлять к правительственной награде орденом «Красная звезда» каж- дого санитара и носильщика.
– за вынос с поля боя сорока раненых с их винтовками или ручными пулеметами представлять к правительственной награде орденом «Красное знамя» каждого сани- тара и носильщика
28
Воспитательная функция заключается в том, что поощрение за заслуженное пове- дение, создавая у военнослужащего положительный психологический настрой и вы- зывая чувство удовлетворения, показывает образец добросовестной служебной дея- тельности, вдохновляет других на проявление инициативы и следование примеру лучших. Тем самым поощрение способствует формированию высокой правовой куль- туры, правосознания и нравственных качеств у военнослужащих. И.Ф. Побежимов справедливо подчеркивал, что «караульная служба даже в мирное время является выполнением боевой задачи. И если молодой боец, побывавший 3 – 4 раза в гарни- зонном наряде, проявил качества бдительного часового и, случается, даже сумел за- держать постороннее лицо, появившееся в расположении поста, – об этом полезно узнать не только красноармейцам его роты, но и всей части. Об этом отличии крас- ноармейца весь полк узнает из объявленной ему благодарности в приказе по части,
зачитанном во всех подразделениях»
29
. Так персональное поощрение бойца стано- вится воспитательной мерой, сплачивающей ряды всей воинской части в целом.
Ориентационная функция состоит в том, что, устанавливая те или иные виды по- ощрения, государство определяет цели, к которым следует стремиться.
Например, поощрения, закрепленные УИК РФ, применяемые к осужденным во- еннослужащим, призваны стимулировать их социальную переориентацию (т. е. пе- ревоспитание). Эта функция ориентирует на активное правомерное поведение, ко- торое является полезным для государства, общества и военнослужащего.
Следует согласиться с мнением А.В. Малько, что в качестве специфической функ- ции поощрений военнослужащих можно выделить функцию социального контро- ля
30
. С ее помощью законодатель и правоприменитель координируют ту или иную
28
Студеникин С.С., Лунев А.Е. Советское военно-административное право. Ашхабад, 1942.
С. 178.
29
Побежимов И.Ф. Поощрения и наказания. М., 1948. С. 16.
30
Малько А.В. Указ. соч. С. 170.


13
Глава I. Поощрения военнослужащих: понятие, содержание, характеристика
деятельность военнослужащих, мягко «уводят» от правоотклоняющегося поведения и одновременно позитивно активизируют субъектов, т. е. в плане воздействия поощ- рений на поведение военнослужащих социальный контроль сводится к возможности применения разнообразных мер поощрения за заслуженное правомерное поведение,
полезное как для военнослужащего, так и для общества. Представляется, что поощ- рения, выполняя функцию социального контроля, позволяют военнослужащему осу- ществлять самоконтроль, являющийся составной частью социального контроля.
Каждый индивид выстраивает свою линию поведения, ориентируясь на общеприз- нанные ценности, воплощенные в поощрительных нормах права
31
Также можно выделить идеологическую функцию поощрительных норм, кото- рая часто рассматривается в научной литературе как однопорядковая с воспитатель- ной функцией
32
. Думается, их отождествление вряд ли возможно, так как воспита- тельная функция определяется идеологическими задачами, стоящими перед право- выми поощрениями в современном обществе. Идеологическая функция состоит в том, чтобы создавать военнослужащим положительный психологический настрой и чувство удовлетворения за заслуженное правомерное поведение, тем самым показы- вать образец добросовестной деятельности, культивировать инициативу и творчест- во индивидов. Воспитательная функция, по нашему мнению, связана с правосозна- нием и правовой культурой, в формировании которых она играет существенную роль.
В современной науке выделяют стимулирующую функцию поощрительных норм,
поскольку она развивает правовую активность военнослужащих. Поощрение как правовой стимул влияет на формирование правомерной мотивации. Правильно за- метила С.В. Мирошник, что в основе этого процесса лежит привлекательность зако- нодательно закрепленных возможностей получить дополнительные материальные и моральные блага
33
. Поощрительная санкция, в какой бы форме она ни производи- лась (материальной, моральной), является побудительным мотивом для позитивных поведенческих актов человека, служит активным стимулом достижения предписа- ния поощрительных норм
34
. По нашему мнению, стимулирующая функция поощре- ния проявляется, во-первых, через возбуждение желания у самих поощренных воен- нослужащих вновь быть поощренными, а во-вторых, через возбуждение такого же- лания у сослуживцев.
На наш взгляд, важность приобретает информационно-правовая функция поощ- рительных норм, которая отображает зависимость между двумя и более правомер- ными факторами – между правовой информацией и наступлением желаемого соци- ально полезного результата, опосредуется в правомерном поведении военнослужа- щего, заслуживающем одобрения со стороны командиров (начальников). Поощри- тельные меры включают в себя определенную юридическую информацию, содержат конкретные сообщения, поступающие от субъекта управления (законодателя, пра- воприменителя) к военнослужащему и служат тем самым способом связи между ними.
Именно это имел в виду А.Ф. Шебанов, определяя правовую информацию «как со- вокупность сведений о праве и всех процессах и явлениях с ними связанных»
35
, под- разумевая, по существу, совокупность нормативного материала, необходимого для решения вопросов, возникающих в правотворческой и правоприменительной прак- тике.
Подводя итоги изложенному, можно констатировать, что функции поощритель- ных норм права выражаются в развитии и совершенствовании общественных, в том числе военно-служебных, отношений, сдерживании позитивными средствами анти- общественных явлений, а также раскрепощении военнослужащего как личности,
развитии его творческих начал, инициативы, сознательности и самостоятельности.
31
Гущина Н.А. Указ. соч. С. 75.
32
Проблемы теории государства и права: учеб. пособие / под ред. М.Н. Марченко. М., 1999.
С. 367.
33
Мирошник С.В. Правовые стимулы в российском законодательстве: автореф. дис. … канд.
юрид. наук. Ростов н/Д, 1997. С. 11.
34
Лебедев В.М. Воспитательная функция советского трудового права. М., 1981. С. 95 – 96;
Курилов В.И. Личность. Труд. Право. М., 1989. С. 128.
35
Шебанов А.Ф. Содержание и цели правовой информации // Правовая информация. М.,
1974. С. 4 – 32.


14
Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению
С функциями тесно связаны задачи поощрения военнослужащих. Функция есть практическая реализация задачи
36
. Задачи обусловливают существование многих функций, определяют их содержание, направленность, способы и механизмы их реа- лизации.
Главная задача поощрительных норм заключается в том, чтобы побуждать субъ- ектов воинских правоотношений к совершению особо полезного поведения, кото- рое воспринимается как благо, и вызвать стремление обладать им. К числу задач поощрений военнослужащих можно отнести также воспитание инициативы, ответ- ственного отношения военнослужащих к своим военно-служебным обязанностям и качественное их исполнение, улучшение воинской дисциплины.
Представляется возможным классифицировать правовые поощрения военнослу- жащих по различным основаниям. В общей теории права, и особенно в отраслевых юридических науках, классификация имеет исключительно важное значение, посколь- ку позволяет выявить наиболее общие и существенные признаки, которые свойст- венны конкретному явлению или процессу, посредством отображения их через сис- тему определяющих закономерностей (признаков, критериев).
Классификация правовых поощрений по тому или иному специфическому при- знаку дает возможность установить своеобразие их связей и отношений между со- бой.
Правовые поощрения, которые могут быть применены к военнослужащим, весь- ма разнообразны, их виды установлены гл. 2 ДУ ВС РФ, а именно: десять видов поощрений, применяемых к солдатам, матросам, сержантам и старшинам, проходя- щим военную службу по призыву; девять видов поощрений, применяемых к солда- там, матросам, сержантам и старшинам, проходящим военную службу по контрак- ту; шесть видов поощрений, применяемых к прапорщикам (мичманам); семь видов поощрений, применяемых к офицерам.
К поощрениям относится также награждение ведомственными знаками отличия либо государственными наградами.
В связи с вышесказанным считаем необходимым провести классификацию пра- вовых поощрений по следующим основаниям:
1) по субъектам, к которым применяются поощрения:
– общие (установлены для всех граждан Российской Федерации, в частности, го- сударственные награды, которые в соответствии с Указом Президента Российской
Федерации «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы
Российской Федерации» от 7 сентября 2010 г. № 1099 являются высшей формой по- ощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном стро- ительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдаю- щиеся заслуги перед государством);
– специальные (установлены для отдельных категорий граждан, в частности во- еннослужащих; например, медали «За отличие в военной службе», «За укрепление боевого содружества»
37
);
2) по субъектам, применяющим поощрения:
– органы государственной власти (награждение государственными наградами,
присвоение почетных званий);
– воинские должностные лица (в частности, предусмотренные ДУ ВС РФ);
– негосударственные структуры (общественные организации);
3) по категориям военнослужащих, к которым применяются поощрения:
– к солдатам, матросам, сержантам и старшинам;
– к прапорщикам и мичманам;
– к офицерам;
4) по индивидуализации поощряемых:
36
Конин Н.М. Российское административное право: курс лекций. Общая часть. Саратов,
2001. С. 319 – 320.
37
Приказ министра обороны Российской Федерации «Об учреждении медалей Министерст- ва обороны Российской Федерации “За отличие в военной службе“ и “За укрепление боевого содружества”» от 5 марта 2009 г. № 85.