ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рабочая программа курса «Все профессии важны» разработана на основании следующих нормативных документов:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования -
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУПрудковской СШ(Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету является составной частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Прудковской СШ) -
Приказ МОРФ «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России издается ежегодно)/ http://wvvw.consultant.ru/: http://www.garant.ru/
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
-
когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий; -
мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью; -
поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Предметные результаты
В результате прохождения курса у младших школьников формируются:
-
основные сферы профессиональной деятельности человека; -
основные признаки профессий, их значение в обществе; -
предприятия и учреждения города; -
основные приемы выполнения учебных проектов. -
рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества; -
выполнять отдельные трудовые операции по конкретным профессиям; -
переносить сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации; -
выполнять учебные проекты.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Все профессии важны» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
-
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. -
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. -
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. -
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
-
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. -
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
-
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). -
Слушать и понимать речь других. -
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). -
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. -
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Обучающиеся получат возможность:
-
расширить кругозор о мире профессий; -
соотносить свои способности с рассматриваемыми профессиями; -
участвовать в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; -
применять свои интеллектуальные и творческие способности для успешной деятельности; -
владеть приемами исследовательской и творческой деятельности; -
добывать новую информацию из различных источников;
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, представленный в таблице (таблица 1)
Таблица.1
Критерии | | Показатели | Методики диагностики |
Когнитивный знания учащихся о труде, о мире профессий | Уровень сформированности трудового сознания | 1.Знания о труде. 2.Понимание значения труда для жизни общества и каждого человека. 3.Знания об основных профессиях, их особенностях. | Тестирование Тесты «Зачем нужен труд?» «Какая это профессия?» |
Мотивационно-личностный отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью | 1. Отношение к труду и людям труда 2. Интерес к трудовой и профессиональной деятельности. 3. Желание овладеть какой-либо профессией | Наблюдение Методика «Продолжи предложение» Беседа «Кем быть?» | |
Поведенческий Навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде | Уровень трудовой активности | 1.Навыки трудовой деятельности. 2.Проявление трудолюбия, старательности. 3.Добросовестность, активность, ответственность в учебном труде. | Наблюдение. Анализ продуктов трудовой деятельности. |
Учебно-тематический план
№ | Содержание программы | Всего часов |
1 | Раздел. 1. Введение в мир профессий | 3 |
2 | Раздел. 2. Профессии в школе | 5 |
3 | Раздел. 3. Профессии, вокруг нас | 4 |
4 | Раздел. 4. Профессии, которые нас охраняют | 10 |
5 | Раздел. 5. Профессии, которые нас лечат | 5 |
6 | Раздел. 6. Профессии моих родителей | 4 |
7 | Раздел. 7. Подведение итогов изучения программы | 3 |
Содержание курса
Раздел. 1. Введение в мир профессий
Занятие1.Зачем человек трудится?
Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде»
Занятие 2.Мир интересных профессий.
Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказы учащихся о некоторых профессиях.
Занятие 3.Кем я хочу стать?
Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»
Раздел. 2. Профессии в школе
Занятие 4.Профессия – учитель.
Беседа. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке». Конкурс загадок на тему: «Школа».
Занятие 5.Профессия – воспитатель.
Беседа о любимых воспитателях, выявление главных их качеств.
Занятие 6.Советы психолога.
Знакомство с основными психологическими понятиями. «Сказка о деревьях-характерах», «Сказка о борьбе Мотивов», «Сказка о Цветах Способностей» и т.д.
Занятие 7. Как помогает логопед.
Логопедический тренинг для детей «Игры с буквами». Игра «Угадай, что напишу». Игра «Буквы на спине». Игра «Волшебник». Игра «Какие буквы спрятались?».
Занятие 8. Профессия – библиотекарь. Экскурсия в школьную библиотеку.
Раздел. 3. Профессии, вокруг нас
Занятие 9. Садовник, дворник.
Практическая работа на территории участка школы.
Игра «Я садовником родился», Операция «Чистый двор».
Занятие 10. Мастер-цветовод.
Практическая работа по составлению букетов. Создание проекта по оформлению школьного двора. Защита проектов.
Занятие 11.Продавец.
Разминка. Заочное путешествие в магазин. Сюжетно-ролевая игра «В магазине».
Занятие 12. Почтальон. Экскурсия на местное почтовое отделение. Игра «Почта».
Раздел. 4. Профессии, которые нас охраняют
Занятие 13. Охранник.
Разминка.Знакомство с профессией охранника.
Занятие 14.Полицейский.
Встреча и беседа с представителем профессии. Обсуждение.
Занятие 15.Пожарный.
Основные требования к профессии. Проблемная ситуация «Во время пожара». Знание правил пожарной безопасности, дисциплинированность, самообладание, умение переключиться на зону повышенной опасности, умение предвидеть и избегать опасности.
Занятие 16. Военный.
Основные требования к профессии. Беседа. Выявление главных качеств характера военных.
Занятие 17.Адвокат.
Решение практических задач и ситуаций. Ответственность человека перед законом (беседа).
Занятие 18. Профессия «Следователь».
Разминка «Зрительная память». Качества личности в профессии. Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление.
Занятие 19Следствие ведут первоклассники!
Аналитическая работа с картинками, развивающими навыки, необходимые при работе следователя. Дискуссия.
Занятие 20. Разведчик.
Знакомство с профессией. Игра «Юные разведчики», Тренинг «Развитие наблюдательности и внимания»
Занятие 21. Лётчик.
Особенности профессии. Викторина «Самолёт». Тематическое рисование.
Занятие 22. Водолаз.
Описание профессии водолаза и его деятельности. Проблемная ситуация «На реке».
Раздел. 5. Профессии, которые нас лечат
Занятие 23.Врач скорой помощи.
Разминка. Знакомство с профессией врача. Сюжетно-ролевая игра «В больнице».
Занятие 24.Детский врач.
Знакомство с профессией педиатара. Проблемная ситуация: каким должен быть детский врач?
Занятие 25. Зубной врач.
Описание профессиистоматолога и его деятельности. Сценка «У меня болит зуб». Советы зубного врача.
Занятие 26
. Кто лечит глаза.
Описание профессииОкулиста и его деятельности. Основная работа окулиста – проверка и лечение плохого зрения.
Занятие 27.Что видит Ортопед.
Описание профессии ортопеда и его деятельности. Беседа «Как сохранить осанку».Дискуссия «Как правильно выбрать портфель».
Раздел. 6. Профессии моих родителей
Занятие 28.Профессии в моей семье.
Защита мини-проектов «Профессия моих родителей»
Занятие 29. Семейные династии.
Встреча с родителями. Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»
Занятие 30. Моя мама.
Знакомство с домашними ремёслами. Устные высказывания, рисование.
Занятие 31. Няня.
Знакомство с профессией. Беседа «Моя любимая няня». Тематическое рисование.
Раздел. 7. Подведение итогов изучения программы
Занятие 32.Подготовка компьютерной презентации «Все профессии важны, все профессии нужны!». Подведение итогов.
Занятие 33.Подготовка компьютерной презентации «Все профессии важны, все профессии нужны!». Подведение итогов.
Занятие 34. Итоговая конференция «Мир профессий».
Создание альбома «Все профессии важны». Подведение итогов.
Тематическое планирование
№ п/п | Темы | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | ||
Теория | Практика | Все- го | | ||
| Раздел. 1. Введение в мир профессий | | | 3 | |
1 | Зачем человек трудится? | | 1 | | Ценить и принимать следующие базовые понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде». Составлять мини-рассказы учащихся о некоторых профессиях. Читать отрывки из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?» |
2 | Мир интересных профессий. | 1 | | | |
3 | Кем я хочу стать? | | 1 | | |
| Раздел. 2. Профессии в школе | | | 5 | |
4 | Профессия - учитель | 1 | | | Оценивать яркие появления профессионального мастерства и результаты труда учителя, воспитателя, психолога, логопеда. Обмениваться с одноклассниками сведениями по теме«Кто такой учитель?»Выполнять различные роли в группе,сотрудничать в совместном решении проблемной ситуации: каким должен быть учитель? Инсценировать художественныепроизведения (чтениепо ролям,драматизация). Сценка «На уроке». Участвовать в конкурсе загадок на тему: «Школа». Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда, учителя, воспитателя, библиотекаря. |
5 | Профессия - воспитатель | | | | |
6 | Советы психолога | | | | |
7 | Как помогает логопед | | | | |
8 | Профессия - библиотекарь | | 1 | | |
| Раздел. 3. Профессии, вокруг нас | | | 4 | |
9 | Садовник, дворник | 1 | | | Выполнять практическую работу на территории участка Разучить игру «Я садовником родился», Участвовать в операции «Чистый двор». Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке особенностей профессий, которые нас окружают в современном обществе (распределить роли, добыть преобразовать информацию) Экскурсия на местное почтовое отделение. Игра «Почта». |
10 | Мастер-цветовод | 1 | | | |
11 | Продавец | | 1 | | |
12 | Почтальон | | 1 | | |
| Раздел. 4. Профессии, которые нас охраняют | | | 10 | |
13 | Охранник | | 1 | | Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о профессиях, которые нас охраняют: охранник, полицейский, пожарный, военный, адвокат, следователь и др..Проводить разминки на тренировку зрительной памяти. Работать с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление. Организовать проект «Следствие ведут первоклассники!» Проводить аналитическую работу с картинками, развивающими навыки, необходимые при работе следователя. Участвовать в дискуссии «Разведчик» Узучить игру «Юные разведчики», Участвовать в тренинге «Развитие наблюдательности и внимания». Подготовить викторину «Самолёт», выяснить особенности профессии лётчика. Наблюдать и делать простые выводы,самостоятельно описывать особенности профессии водолаза и его деятельности. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемной ситуации «На реке». |
14 | Полицейский | | 1 | | |
15 | Пожарный | 1 | | | |
16 | Военный | | 1 | | |
17 | Адвокат | | 1 | | |
18 | Профессия «Следователь» | 1 | | | |
19 | Следствие ведут первоклассники! | | 1 | | |
20 | Разведчик | | 1 | | |
21 | Лётчик | | 1 | | |
22 | Водолаз | 1 | | | |
| Раздел. 5. Профессии, которые нас лечат | 1 | | 5 | |
23 | Врач скорой помощи | | 1 | | Оценивать значимость труда врача скорой помощи. Понимать точку зрения другого,участвовать в пресс-конференция со школьной медсестрой. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, организовать сюжетно-ролевую игру «В больнице». Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о профессиипедиатара. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемной ситуации: каким должен быть детский врач? Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения особенностей профессиистоматолога и его деятельности; отбиратьнеобходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Работать в парах. Сценка «У меня болит зуб». Советы зубного врача. Кто лечит глаза. Исследовать особенности профессии окулиста и его деятельности. Находить и извлекать необходимую информацию о профессии ортопеда и его деятельности. Участвовать в беседе «Как сохранить осанку», дискуссии «Как правильно выбрать портфель». |
24 | Детский врач | 1 | | | |
25 | Зубной врач | | 1 | | |
26 | Кто лечит глаза. | | 1 | | |
27 | Что видит Ортопед. | 1 | | | |
| Раздел. 6. Профессии моих родителей | | | 4 | |
28 | Профессии в моей семье | | 1 | | Участвовать в проекте «Профессии моих родителей» Исследовать семейные династии. Участвовать в пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?» Познакомитьсяс домашними ремёслами.Создать презентацию «Моя мама – рукодельница».Составить устные высказывания, рисование на тему «Моя любимая няня» |
29 | Семейные династии | 1 | | | |
30 | Моя мама | | | | |
31 | Няня | | | | |
| Раздел. 7. Подведение итогов изучения программы | | | 3 | |
32 | Подготовка компьютерной презентации «Все профессии важны, все профессии нужны!» | | 1 | | Применить полученные знания и умения на уроках в жизни. Подготовить компьютерную презентацию «Все профессии важны, все профессии нужны!». Участвовать в итоговой конференции «Мир профессий».Создатьтематический коллаж «Азбука профессий». |
33 | Подготовка компьютерной презентации «Все профессии важны, все профессии нужны!» | | 1 | | |
34 | Итоговая конференция «Мир профессий» | | 1 | |