Файл: Курсовая работа по дисциплине Административное право.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФИЛИАЛ
Факультет подготовки специалистов
для судебной системы
(юридический факультет)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Административное право»
Административный арест как вид административного наказания
| | Выполнил: студент _ курса очной формы обучения ЦДЮСПД 1.2-20 ___________ |
Научный руководитель: доцент кафедры уголовного права к.ю.н. Хатуаев В.У. | | |
Дата представления работы «_____»____________2023 г. | | Работа защищена «_____»_____________2023 г. |
| | Оценка_________________ |
| | Подпись_________________ |
Воронеж 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………...…….3
1. Теоретические аспекты административного ареста
1.1 Понятие и сущность административного ареста………………….5
1.2 Основания применения административного ареста………………9
2. Порядок реализации административного ареста
2.1 Срок и особенности назначения административного ареста…….11
2.2 Исполнение постановления об административном аресте…….…14
2.3 Порядок отбывания наказания за административный арест…..…17
Заключение………………………………………………………………20
Список использованной литературы……………………………..…….23
ВВЕДЕНИЕ
Перед тем как приступить к рассмотрению такого предмета административного права, как административный арест, как меру административного наказания, я хотел бы отметить, что при написании данной курсовой работы я использовал КоАП РФ, поскольку он фактически является эксклюзивным источником федеральных норм административного права.
Характеризуя степень научной разработки данной проблемы, следует иметь в виду, что данная тема уже анализировалась разными авторами в различных публикациях: учебниках, монографиях, журналах и в Интернете. Однако при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований по этому вопросу.
Дореволюционной России арест известен как полицейская мера, применяемая в соответствии с Уставом " О проступках против благочиния, порядка и спокойствия". Например, в соответствии со ст. 38 данного Устава за нарушение общественного порядка виновный подвергался аресту до семи дней. Данную меру ответственности можно встретить и в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Арест широко применялся также полицейскими учреждениями и в период чрезвычайного положения как крайняя мера лишения свободы на срок до трех месяцев.
От данного наказания не отказалось и социалистическое законодательство. Арест как мера административной ответственности появился в 20-х гг. XX в., когда Декретом СНК РСФСР от 29 января 1920 г. "О порядке всеобщей трудовой повинности" комитетам по трудовой повинности была предоставлена возможность наложения этого взыскания как за нарушение актов высших органов государственной власти и государственного управления, так и за нарушения постановлений местных органов, закрепив за ними право подвергать аресту нарушителей трудовой дисциплины сроком до одной недели.
В 1956 - 1957 гг. административный арест применялся в качестве санкции за совершение мелкого хулиганства и мелкой спекуляции, т.е. правонарушения, приближающиеся по своей общественной опасности к преступлениям. Предусмотрев его альтернативно со штрафом за совершение указанных нарушений, законодатель восполнял нормативные пробелы.
Цель работы - изучение вопросов, которые являются основными в теме административного ареста.
Объект работы – система реализации административного ареста.
Работа была написана мною на основе материалов правовой системы «Консультант +», а так же публикаций в специализированных журналах по юриспруденции и учебно-методической литературы.
Данная работа состоят из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО АРЕСТА
1.1 Понятие и сущность административного ареста
Административный арест заключается в содержании правонарушителя в условиях принудительной, строгой и временной изоляции от общества, который осуществляется от имени государства, в специально предназначенных для этой цели учреждениях на условиях, установленных законом. Среди мер административного наказания только административное задержание осуществляется в условиях «типичной» изоляции, то есть в полном объеме ее элементов. Остальные виды административных наказаний (ст. 3.2 КОАП РФ) имеют только отдельные (индивидуальные) признаки (ст. 3.2 КОАП РФ 3-5) или осуществляются вообще без них (ст. 3.2 КОАП РФ 1, 2, 8); среди мер, обеспечивающих порядок производства по делам об административных правонарушениях, - (Глава 27 Кодекса РФ), административное задержание осуществляется только в «типичной» изоляции.
1 Административный арест - это не имущественное наказание, а наказание, которое направленно на установление личности правонарушителя. Административный арест по процессуальному регламенту применения и исполнения является судебной мерой, по способу определения объема санкции – альтернативной, по содержанию уголовного наказания – ограничивающей личные свободы. По сфере применения административный арест - это наказание, которое применяется только в судебном порядке, по сфере ответственности - наказание, которое применяется только к физическим лицам. На уровне, установленном законом, рассматриваемое наказание применяется только на федеральном уровне.
Административный арест является строгим, и для граждан России он может рассматриваться как самое строгое административное наказание. Это связано с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, закрепленного в статье 22 Конституции, и права на свободу передвижения, предусмотренного статьей 27 Конституции. Такое ограничение, применяемое к тяжкому преступлению, соответствует пункту 3 статьи 55 Конституции, который предусматривает, что права и свободы людей и граждан могут быть ограничены федеральным законом только в той степени, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя, морали, здоровья, прав и свобод человека и гражданина.2 Права и законные интересы других лиц необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, административный арест устанавливается и назначается только в исключительных случаях за определенные виды административных правонарушений.
Данный уровень ответственности устанавливается только за грубые нарушения общественного порядка, злонамеренное посягательство на общественную безопасность и административный порядок. Признак "исключительности" является оценочным для правоприменителя. За соответствующие действия может быть наложен штраф, но в случае, если применение этих мер будет признано недостаточным в силу обстоятельств дела или с учетом личности правонарушителя, будет применен административный арест. Судья обязан оценить все обстоятельства дела и, исходя из тяжести преступления, личности преступника и других связанных с ним обстоятельств, а также обстоятельств, не связанных непосредственно с административным правонарушением, решить вопрос о том, подлежит ли преступник аресту в качестве наказания за это деяние. Это означает, что судья, прежде чем выбрать такое наказание, должен определить, что применение других мер воздействия к правонарушителю нецелесообразно.
Административный арест может быть установлен и применен только в качестве основного административного наказания (ч. 1 ст.3.3 УК РФ).
Административный арест заключается в содержании правонарушителя в изоляции от общества. Он устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения Антитеррористической операции - до тридцати суток (часть 1 статьи 3.9 КоАП РФ). Порядок содержания под стражей правонарушителей, подвергшихся административному аресту, определяется Положением о порядке отбывания административного ареста, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 726 (СЗ РФ. 2002. N 40. Ст. 1937), и утвержденными МВД России Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке.
Продолжительность административного ареста исчисляется днями, начиная с часа, в течение которого виновный был взят под стражу. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении , повлекшее за собой одно из административных наказаний, может быть заключено под стражу на срок не более 48 часов (часть 3 статьи 27.5 КоАП РФ).
Приведем пример одного из ярчайших проявлений гуманизма в законодательстве: запрет применения административного ареста к четырем категориям лиц:
- к беременным женщинам;
- женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет;
- лицам, не достигшим возраста 18 лет (по общему правилу административная ответственность наступает с 16 лет);
- инвалидам I и II групп (ч.2 ст.3.9 КоАП РФ).3
Выяснение обстоятельств, препятствующих применению ареста, при назначении данного вида наказания строго обязательно. Беременность, или же инвалидность должны в обязательном порядке быть задокументированы, возраст лица, привлекаемого к ответственности, устанавливается в каждом случае, для установления наличия у женщины детей в возрасте до 14 лет могут быть использованы любые доказательства.
По мнению А. С. Дугенца, для гуманизации рассматриваемого стандарта необходимо предусмотреть открытие перечня предусмотренных в нём сфер ответственности.
Статья 2.5 КоАП предусматривает применение административного ареста к военнослужащим и другим лицам, на которых распространяются дисциплинарные уставы или специальные положения о дисциплине.
Применение адм. ареста не является основанием для увольнения с работы и не влечёт за собой судимости.
Административный арест относится к тем наказаниям, которые устанавливаются исключительно Кодексом Российской Федерации и не могут быть установлены никакими другими нормативными актами (часть 3 статьи 3.2 КоАП).
1.2 Основания применения административного ареста
Административный арест - мера административного наказания, которая применяется за определенные виды административных правонарушений. Он считается самым строгим из всех видов наказаний; заключается в лишении свободы на срок, определенный постановлением об административном правонарушении. А.А. предназначен только для правонарушений, близких к уголовным преступлениям. которые не представляют большой общественной опасности. К таким административным правонарушениям относятся: незаконное приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах (ст. 44 КоАП); мелкое хулиганство (ст. 158 КоАП); распитие алкогольных напитков в общественных местах, появление в нетрезвом виде в общественных местах. лицо, нарушающее человеческое достоинство и нравственность общества, которое дважды в течение одного года подвергалось административному наказанию за распитие алкогольных напитков в общественных местах или в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах и т.д.
А.А. назначается только в исключительных случаях и только судом (судьей) в течение 1-15 дней. Постановление судьи в отношении А.А. является окончательным и не может быть обжаловано. (ст. 266 КоАП).4
В связи с тем, что лица, подвергшиеся воздействию АА, используются на физических работах без оплаты (уборка улиц, дворов, общественных мест и т.д.), аа не может применяться к беременным женщинам; женщинам с детьми в возрасте до 12 лет, лицам в возрасте до 18 лет; людям с ограниченными возможностями I группы и II (статья 32 КоАП).
Лицо доставляется сотрудником полиции в отделение полиции после оглашения решения суда о применении А.А. и помещается в специальный приемник для лиц, подвергшихся воздействию А.А., или в изоляторы временного содержания на срок, определенный решением судьи, в особых условиях и с проведением воспитательных и трудовых мероприятий в соответствии с законом.
В срок отбывания А.А. срок административного задержания засчитывается.
При освобождении лицо получает справку о продолжительности пребывания под арестом и характере правонарушения, за которое оно было подвергнуто административному взысканию.