Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 766
Скачиваний: 48
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
ПО ИТОГАМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
ПО ПРОГРАММЕ
«КОНТРОЛЕР ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»
ОБУЧАЮЩИЙСЯ: Баранов Андрей Юрьевич
ТЕМА: Конструктивная безопасность транспортных средств
Хабаровск, 2023г
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….
1. Расчет основных показателей безопасности автотранспортного средства...
1.1. Активная безопасность……………………………………………………...
1.1.1. Габаритные и весовые параметры автомобиля ………………………….
1.1.2. Тяговая динамичность……………………………………………………..
1.1.3. Тормозная динамичность ………………………………………………...
1.1.4. Устойчивость ……………………………………………………………..
1.1.5. Управляемость ……………………………………………………………
1.1.6. Информативность ………………………………………………………...
1.1.7. Оборудование рабочего места водителя ………………………………..
1.2. Пассивная безопасность ……………………………………………………
1.3. Послеаварийная безопасность ……………………………………………..
1.4. Экологическая безопасность ………………………………………………
2. Подушка безопасности автомобиля ВАЗ…….. .……………………………
2.1. Предлагаемые мероприятия по созданию автомобиля оборудованными подушками безопасности ……………………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………
Список использованных источников …………………………………………..
Введение
Возрастание интенсивности автомобильного движения в условиях сложившейся в нашей стране дорожной сети выдвигает ряд проблем, связанных с разработкой мероприятий по обеспечению максимальной производительности и безопасности автомобильного транспорта. Как показывают результаты исследований, проведенных у нас и за рубежом, в основу решения данных проблем должно быть положено обеспечение нормальных условий для функционирования системы водитель- автомобиль-дорога-среда, т. е. обеспечение надежной связи водителя с управляемым автомобилем, с дорогой, на которой осуществляется движение и внешней средой исследующая надежность автомобиля и его работу в различных климатических условий. Работы по повышению безопасности движения в настоящее время ведутся в двух направлениях: во-первых, определяются условия, при которых не возможно возникновение дорожно-транспортного происшествия (ДТП), и разрабатывается комплекс требований, при
соблюдении которых создаются эти условия; во-вторых, изыскиваются возможности, позволяющие максимально снизить тяжесть последствий ДТП, сохранить жизнь водителю и пассажирам. Первое направление получило название работы по активной безопасности, второе – работы по пассивной безопасности автомобильного транспорта.
Во всех странах мира с высоким уровнем автомобилизации ведутся интенсивные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области создания безопасного автомобиля.
Число жертв на автомобильных дорогах с каждым годом увеличивается. При правительствах многих стран созданы общегосударственные органы безопасности движения, проводится большая исследовательская работа по совершенствованию конструкции автомобилей, улучшению качества дорог и организации движения, профессиональному отбору водителей и их подготовке.
В настоящее время в результате научных исследований выбраны основные положения, принципы и рекомендации по безопасности движения. Эффективность многих рекомендаций проверена на практике. Однако подавляющее их большинство относится лишь к первому звену системы автомобиль – человек – дорога – среда (А–Ч–Д–С) – к автомобилю. Но вопросы безопасности автомобильного движения нельзя решать, ограничиваясь только улучшением конструкции автомобиля, без учета взаимодействия всех компонентов системы А–Ч–Д–С. Кроме того, все мероприятия по безопасности движения необходимо рассматривать в двух аспектах: с точки зрения активной и пассивной безопасности.
1. Расчет показателей безопасности автотранспортного средства
1.1. Активная безопасность
Для количественной характеристики активной безопасности применяют как широко распространенные показатели: минимальный тормозной путь, максимальное замедление, критические скорости по условиям заноса и опрокидывания и т.п.; так и новые показатели, специфические только для данного аспекта безопасности.
На активную безопасность автомобиля влияют следующие факторы:
-
компоновочные параметры автомобиля (габаритные и весовые); -
тяговая динамичность; -
тормозная динамичность; -
устойчивость; -
управляемость; -
информативность; -
оборудование рабочего места водителя, его соответствие требованиям эргономики.
1.1.1. Габаритные и весовые параметры автомобиля
К габаритным параметрам автомобиля относятся длина La, ширина Ba, высота Ha и база L, т. е. расстояние между передней и задней осями, к весовым – полный вес автомобиля Ga, вес, приходящийся соответственно на передний G1 и задний G2 мосты.
При движении автомобиль подвергается воздействию различных случайных возмущений, стремящихся изменить характер движения. Вследствие этого даже на строго прямолинейных участках дороги автомобиль движется не прямолинейно, а по кривым больших радиусов. При этом значительную часть времени он находится под углом к оси дороги, и размер полосы, потребной для его движения, – динамический коридор, превышает его габаритную ширину. Ширина динамического коридора зависит от размеров автомобиля и его скорости (рисунок 1).
Рисунок 1- Динамический коридор на прямолинейном участке дороги.
Эмпирическая зависимость между габаритной шириной автомобиля Ва,
скоростью его движения v и шириной динамического коридора Вк имеет следующий вид:
, (1)
где v – в м/с, а Ва– в м.
м
Ширина динамического коридора, необходимая для безопасного движения автомобилей с высокими скоростями, иногда значительно превышает ширину полосы движения, установленную Строительными нормами и правилами (СНиП). СНиП предусматривают для дорог с интенсивностью движения свыше 3000 автомобилей в сутки ширину полосы движения 3,75 м а для дорог с меньшей интенсивностью 3,0–3,5 м. Эти размеры не всегда обеспечивают безопасный разъезд автомобилей, поэтому водитель, чтобы избежать столкновения, вынужден снижать скорость.
Рисунок 2 - Динамический коридор на криволинейном участке дороги.
Более заметно влияние геометрических параметров автомобиля на безопасность при криволинейном движении. Хотя при крутых поворотах скорости автомобиля обычно невелики и случайные возмущения незначительны, ширина динамического коридора может быть достаточно большой. Ее можно определить по формуле (рисунок 2):
,
(2)
где Rн и Rв – соответственно наружный и внутренний габаритные радиусы поворота автомобиля; L' = L + С – расстояние от заднего моста до передней части автомобиля (L – база автомобиля; С – передний свес).
м,
м
Согласно выражению (2) при L' Rн величина Вк может значительно
превышать Ва, что вынуждает строителей расширять полосы движения на криволинейных участках дорог. В таблице 1 приведены геометрические и весовые параметры некоторых отечественных автомобилей.
Таблица 1 - Параметры автомобиля
Автомобиль | Геометрические параметры, м | Весовые параметры, кН | |||||||
La | Ba | Ha | L | L' | Rн | Ga | G1 | G2 | |
ВАЗ-2109 | 4,006 | 1,65 | 1,402 | 2,46 | 3,221 | 4,95 | 9,15 | 5,4 | 3,75 |
Габаритная высота На имеет значение при проезде автомобилей под путепроводами и проводами контактной сети. Чрезмерно высокие транспортные средства (например, двухэтажные троллейбусы или автобусы, полуприцепы-панелевозы или автомобили-фургоны) с высоко расположенным центром тяжести испытывают значительные угловые колебания в поперечной плоскости. При движении по неровной дороге они могут верхним углом задеть за столб или мачту.