Файл: Психология как наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Достоинства метода тестов:

1 - Стандартизация условий и результатов. Тестовые ме­тодики относительно независимы от квалификации поль­зователя (исполнителя), на роль которого можно подго­товить даже лаборанта со средним образованием.

2 - Оперативность и экономичность. Типичный тест со­стоит из серии кратких заданий, на выполнение каждого из которых требуется, как правило, не более полминуты, а весь тест занимает, как правило, не более часа.

3 - Количественный дифференцированный характер оценки. Дробность шкалы и стандартизованность теста позволяют рассматривать его как «измерительный ин­струмент», дающий количественную оценку измеряемым свойствам.

4 - Оптимальная трудность. Профессионально сделанный тест состоит из заданий оптимальной трудности. При этом средний испытуемый набирает примерно 50 % из макси­мально возможного количества баллов.

5 - Надежность. Это, наверное, самое главное достоин­ство тестов в образовательной психодиагностике. «Лоте­рейный» характер современных экзаменов с вытягивани­ем «счастливых» или «несчастливых» билетов давно уже стал притчей во языцех.

6 - Справедливость. Является важнейшим социальным следствием перечисленных выше достоинств. Ее следует понимать как защищенность от предвзятости экзамена­тора. Хороший тест ставит всех в равные условия.

7 - Возможность компьютеризации. В данном случае это не просто дополнительное удобство, сокращаю­щее живой труд квалифицированных исполнителей при массовом обследовании. В результате компьютериза­ции повышаются все параметры тестирования (напри­мер, при адаптированном компьютерном тестировании резко сокращается время тестирования).

Недостатки метода тестов:

1 - Опасность «слепых» (автоматических) ошибок. Сле­пая вера низкоквалифицированных исполнителей, что тест должен сработать правильно автоматически, порож­дает иногда тяжелые ошибки и казусы: испытуемый не по­нял инструкции и стал отвечать совсем не так, как требует стандартная инструкция, испытуемый по каким-то при­чинам применил искажающую тактику, возник «сдвиг» в приложении трафарета-ключа к бланку ответов (при ручном, некомпьютерном подсчете баллов) и т. п.

2 - Опасность профанации. Не секрет, что внешняя лег­кость проведения тестов прельщает людей, не пригодных ни к какому квалифицированному труду. Оснастившись тестами, им самим непонятного качества, но с громки­ми рекламными названиями, профаны от тестирования агрессивно предлагают свои услуги всем и вся. \


3 - Потеря индивидуального подхода, «стрессогенность». Тест – самая общая «гребенка», под которую подгоняют всех людей. Возможность упустить яркую индивидуаль­ность нестандартного человека, к сожалению, довольно вероятна. Это чувствуют сами испытуемые, и это их нер­вирует — особенно в ситуации аттестационного тести­рования.

4 - Потеря индивидуального подхода, «репродуктивность». Тесты знаний апеллируют прежде всего к стан­дартному применению готовых знаний. Отсутствие воз­можности раскрыть свою индивидуальность при наличии стандартных, заданных ответов – ничем не восполнимый недостаток метода тестов.
Выводы

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей—в законах, на основе. которых строится и по которым функционирует общество. В последнем Случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.



Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.

Анализ исторического пути развития психологии показывает, что ее уникальность и ценность как науки, заключаются именно в ее межпредметном характере, в том, что она строится и как естественная наука (объективная и экспериментальная), и в то же время как гуманитарная наука, так как в ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентаций человека.

Список литературы

1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – Ростов на Дону, 1999.

2. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001.

3. Дубровина И.В. и др. Психология. – М.: Академия, 2002.

4. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.