Файл: Философские категории возможность и действительность ипримеры их проявления в медицине.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.ГОРЬКОГО»
Кафедра психологии и педагогики и социально-гуманитарных дисциплин
Доклад
По философии
ТЕМА: Философские категории «возможность и действительность» и примеры их проявления в медицине
Выполнил студент 2-го курса
Педиатрического факультета
группы № 4
Пир Анастасия
Преподаватель: Александровская В.Н.
Отметка о защите _____________________
Подпись преподавателя ________________
Донецк 2022
Содержание
Введение 3
Понятие, возможность и действительность 4
Связь с медициной 6
Заключение 7
Литература: 8
Введение
Каждая наука имеет свои основные понятия.
Понятие – это отражение предметов и явлений в обобщенной форме, это мысль, указывающая на общий и отличительный признак класса вещей. Наиболее общие понятия называются категориями. Различают конкретно-научные, общенаучные и философские категории. Медицина, как и любая другая отрасль творческой деятельности людей, базируется на некотором комплексе философских категорий и понятий, а также фундаментальных научных представлений о природе, обществе и, конечно, человеке. Все они в сумме образуют некую картину мира (мировоззрение), характерную для представителей медицины и фармации. Понятия (общая идея) и категории - результат осознания становления и развития предмета научного исследования.
Философские категории и понятия фиксируют сущность и специфику культурно-исторического развития, а значит, и сущность человека - субъекта жизни и созидательной деятельности. Они отражают как объективные характеристики общественных систем, так и формы самосознания, в которых происходит осмысление места человека в мире и обществе, роли целесообразной деятельности человека и его преобразования, способности человека быть субъектом разнообразной материальной и духовной деятельности, познание отношения человека к миру, обществу и себе.
Философские категории и понятия в науке и медицине являются некими ступеньками или узловыми пунктами познания мира, общества и человека. Это - всеобщие познавательные структуры о
связях и отношениях, присущих всем областям реального мира, такие, как: материя, сознание, движение, пространство, время и мн. др. Все они служат и научным средством качественного преобразования мира и жизни людей.
Будущий ученый-медик должен различать объективный и всеобщий характер философских категорий и при этом понимать, что все они субъективны по форме, что позволяет ему более успешно познавать все направления мирового развития. Выработка системы философских категорий и понятий есть выражение прогресса в развитии научных знаний.
Философские категории сформировались на определенном этапе интеллектуального развития человечества. Их становление свидетельствует о революционном скачке в развитии абстрактного мышления. Первоначально они как особо обобщенные термины-понятия о вещах, предметах, процессах и явлениях природы начали складываться на уровне обыденного сознания.
Понятие, возможность и действительность
В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью. На последний момент в характеристике категории действительности обращал особое внимание Гегель, отмечая, что "действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего". В более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных условиях; действительность отдельного конкретного материального объекта - это его актуальное бытие. В этом значении категория действительности и сопоставляется с категорией возможности.
Возможность - это такое состояние (или такая ситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление.
Если действительность есть актуальное бытие, то возможность - потенциальное бытие, это будущее, содержащееся в настоящем. В категории возможности отражаются предпосылки возникновения новой действительности, которые уже имеются в наличном бытии. Антонимом понятия возможности является понятие невозможного, т.е. таких событий и явлений, возникновение которых исключается закономерностями, присущими действительности.
Под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью. В более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных условиях; действительность отдельного конкретного материального объекта – это его актуальное бытие. В этом значении категория действительности и сопоставляется с категорией возможности.
Диалектическая взаимосвязь возможности и действительности проявляется в ряде отношений. Прежде всего они предполагают друг друга. Всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее существовавших возможностей. В категориях возможности и действительности мир характеризуется прежде всего с точки зрения его становления, изменения, развития. На этот момент обращал внимание еще Аристотель, когда характеризовал изменение как непрерывный переход возможности в действительность Признавая диалектическую взаимосвязь этих категорий, научная философия в то же время подчеркивает примат в этой паре категории действительности. Действительность включает в себя все возможности своего дальнейшего развития, но ни одна возможность не охватывает всей действительности. Именно поэтому Гегель характеризовал возможность как абстрактный момент действительности.
Связь с медициной
Категории «возможность» и «действительность». Возможность представляет определенную ступень в развитии действительности. Возможность – это неосуществленная действительность, состоящая из совокупности предпосылок, которые при наличии определенных условий реализуются в действительность. В организме человека постоянно происходит процесс превращения возможности в действительность. Болезнь человека содержит возможность выздоровления, а здоровый организм обладает возможностью заболевания. Так, попадание возбудителей инфекции в организм не ведет автоматически к возникновению болезни, являясь лишь возможностью заболевания. Для превращения возможности заболевания в реальную болезнь необходимы благоприятные условия (ослабление иммунологической реактивности, вирулентность возбудителя, наличие входных ворот и др.).
Диалектика возможности и действительности имеет огромное значение в профилактической медицине, в предупреждении болезней. В переводе с языка медицины на язык философии проблема профилактики болезней – это проблема устранения условий превращения возможности болезни в действительность (* современная медицина успешно борется даже с некоторыми формами наследственной патологии).
Заключение
Придавая большое значение философии в научном исследовании в то же время нельзя переступать грань, которая отделяет научную философию от натурфилософии. Проявлением натурфилософии является такой подход к познанию, когда факты вопреки логике подгоняются под априорно сконструированные теории и положения. Диалектический материализм далек от стремления, подменить конкретные науки и изучение отдельных фактов и явлений. Его задача состоит в том, чтобы методологически направлять ход конкретных исследований. Не давая готовых истин в определенном исследовании, диалектический материализм в то же время дает общее направление научному исследованию сокращая путь к достижению истины, предостерегая от возможных заблуждений и ошибочного истолкования фактов. Как заметил Д. Бернал: «Диалектический материализм больше относится к стратегии научного исследования, чем к его тактике».
К сожалению, теоретическая медицина (учение о болезни, компенсаторно-приспособительных процессах, механизмах компенсации нарушенных функций, связях и взаимоотношениях органов и систем в организме и т.д.) пока еще представлена в виде отдельных фрагментов, а не целостной системы знаний. Это в значительной мере объясняется тем, что исследования проводятся преимущественно в плане изучения частностей, а не их обобщения в стройную теоретическую основу медицины. Г. Селье писал: «Жизнь не является простой суммой своих составных частей… . Чем дальше вы расчленяете… живые комплексы, тем дальше вы уходите от биологии и, в конце концов, вам остаются только величественные, вечные и всеобъемлющие законы неживой природы».
Без опоры на философию невозможно из разрозненных фактов создать единую теоретическую базу медицины. Врач сможет действовать наиболее рационально и эффективно только тогда, когда будет опираться не только на частные знания, но и на знание общих закономерностей функционирования организма, рассматривая человека как сложную биосоциальную систему. Достижение этой цели возможно только на основе синтеза философского и медицинского знания.
Литература:
1.Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К.Маркса. М, 1960;
2. Богданов Ю.А. Сущность и явление. К., 1962;
3. История марксистской диалектики. М., 1971, разд. 2, гл. 9.
4. Философия и медицина. Л., 1986.
5. Петленко В.П. Основные методологические проблемы теории медицины. Л., 1982.
6. Лисицын Ю.П., Сахно А. В. Здоровье человека – социальная ценность. М., 1988.
7. Материалистическая диалектика , 1981
8. Анохин А. М. Философские проблемы медицины // Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под ред. В. В. Миронова. — М.: Гардарики2006.
9. Давыдовский И. В. Общая философия. — 2-е изд. — М.: Медицина, 1969
10. Хрусталев Ю. М., Царегородцев Г. И. Философия науки и медицины. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007