Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра психологии
Реферат
«Г.Салливан»
Выполнили студенты Суворова И.И.
Никитина А.В
Кофанова В.В
Группы ПС-13
Проверил
Старший Преподаватель Мельникова О.Н.
Содержание
1.Введение.......................................................................................3
2.Краткая биография Гарри Стэка Салливана.............................4
3.Структура личности....................................................................5
4.Вклад Г.Салливана в разработку проблем личности....................................................................................................6
5.Когнитивные процессы...............................................................7
6.Развитие личности.......................................................................8
7.Исследования в области шизофрении........................................9
8. Книги Гарри Стэка Салливана.................................................10
9.Заключение .................................................................................11
10.Список использованных источников .....................................12
Введение
Гарри Стек Салливан – создатель новой концепции, известной как "межличностная теория психиатрии". Ее главный принцип – в том, что касается личности, – заключается в следующем: личность – это "относительно устойчивый рисунок периодически возникающих межличностных ситуаций, характеризующих жизнь человека". Личность – это некая гипотетическая сущность, которая не может быть оторвана от межличностных ситуаций, и межличностное поведение являет все, что может быть рассмотрено как личность. Следовательно, полагает Салливан, не имеет смысла в качестве объекта исследования рассматривать индивида, поскольку тот не может существовать – и не существует – отдельно от взаимоотношений с другими людьми. Ребенок с первого дня жизни является частью межличностной ситуации и на протяжении остальной жизни остается в составе социального поля. Даже отшельник уносит с собой в дикую природу воспоминания о прошлых межличностных отношениях, и они продолжают влиять на его мышление и поведение.
Хотя Салливан не отрицает роли наследственности и созревания в становлении организма, он полагает, что то, что выступает как собственно человеческое – продукт социальных взаимодействий. Более того, межличностный опыт может изменять – и изменяет – физиологическое функционирование человека, так что можно даже сказать, что организм теряет статус биологического существа и становится социальным организмом, обладающим собственными особенными способами дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения и т.д. Для Салливана психиатрия близка социальной психологии, и его теорию личности отличает явная ориентация на социально-психологические понятия и переменные. Он пишет:
"Мне кажется, что общая психиатрия как наука охватывает во многом ту же область, что изучается и социальной психологией, поскольку научная психиатрия изучает межличностные отношения, а это в конечном итоге требует использования той же системы понятий, которую мы теперь соотносим с теорией поля. С этой точки зрения личность рассматривается как нечто гипотетическое. Изучать возможно лишь рисунок процессов, типичных для взаимодействия личностей в повторяющихся ситуациях или "полях", включающих наблюдателя".
Краткая биография Гарри Стэка Салливана
Гарри Стэк Салливан, одна из величайших фигур психодинамических течений, известен созданием межличностного психоанализа, основанного на важности взаимодействия между людьми в личностном развитии и в создании личности и личности, а также в расширении его возможностей. психоанализ в популяции с психотическими расстройствами и применение более эмпирической методологии по сравнению с другими психоаналитиками. На развитие его теорий большое влияние оказывает его жизненный опыт .
Несмотря на то, что он происходил из семьи с небольшим количеством ресурсов (хотя источник материнского происхождения был чем-то более богатым), он мог зарегистрироваться в Университете Корнуэлл в 1909 году после окончания средней школы, но по некоторым обстоятельствам (считается, что у него случилась психотическая вспышка, он должен был содержаться в учреждении) не заканчивать учебу в нем, закончив только первый год.
С течением времени Салливану удалось поступить в Чикагскую медицинскую школу в 1911 году, которая закончила факультет медицины и хирургии в 1917 году.
Тот факт, что Первая мировая война началась в 1914 году, вызвал его призыв к участию в конфликте в качестве военного врача в Медицинском корпусе ветеранов армии. В 1921 году он начал работать в госпитале Святой Елизаветы в Вашингтоне, где встретился с психоневролог Уильям Алансон Уайт и впервые будет работать с шизофрениками. Вместе с ним Салливан будет работать над адаптацией психоанализа к психотической популяции, особенно в случае шизофрении
Год спустя он впервые начал работать психиатром в больнице Sheppard & Enoch Pratt, где он выделялся тем, что быстро общался с пациентами и получал хорошие результаты.
Во время своего пребывания в больнице он встретил Клару Томпсон, с которой поделился бы своей склонностью к лечению шизофрении и стал одним из его ближайших друзей. Это познакомит его со своим наставником Адольфом Мейером, из которого Салливан изучит психоаналитическую практику, а также скептицизм в отношении ортодоксальности классического психоанализа.
Он также знал бы в 1926 году (в том же году, когда умерла его мать) антрополог и этнолингвист Эдвард Сапир , чье сотрудничество могло бы заинтересовать ее в изучении коммуникации и ее последствий. Через него он встретил Джорджа Мида, у которого он приобрел бы множество концепций.
Заинтересованный также идеями Ференци, он предложил Томпсону отправиться в Будапешт, чтобы он был проанализирован им в 1927 году. По возвращении Томпсон станет аналитиком Салливана, что в конечном итоге приведет к его принятию в Американское общество психоанализ.Также в 1927 году он встретит молодого человека по имени Джимми, которого он в конечном итоге усыновит и станет его секретарем и единственным наследником.
Вся эта совокупность обстоятельств будет означать, что во время пребывания в больнице (из которой он в конечном итоге станет директором клинических исследований) Салливан частично опирался на теорию Зигмунда Фрейда (с которым он никогда не имел контактов) и на вклады других дисциплин для разработки модели, которая могла бы объяснить обстоятельства, которые могут привести к психотическому кризису. Это повлечет за собой то, что он закончил разработку своей межличностной теории, которая в конечном итоге приведет его к основному межличностному психоанализу .
Салливан осознает важность объединения вкладов различных дисциплин, что заставит его попытаться основать несколько организаций вместе с другими специалистами.
Структура личности
Салливан настойчиво повторяет, что личность – сущность гипотетическая, "иллюзия", которую нельзя наблюдать и изучать вне межличностных ситуаций. Единица анализа – не личность, а межличностная ситуация.
Личность образуется не внутрипсихическими событиями, а межличностными. Личность обнаруживается только тогда, когда человек так или иначе ведет себя по отношению к одному или нескольким другим. Этим "другим" не обязательно присутствовать: это могут быть иллюзорные, несуществующие фигуры.
У человека могут быть взаимоотношения с фольклорным героем типа Пола Баньяна или с воображаемым персонажем типа Анны Карениной, или с далекими предками, или с нерожденными еще потомками. "Психиатрия предполагает изучение феноменов, возникающих в межличностных ситуациях, в конфигурациях, образованных двумя или более людьми, из которых все – кроме одного – могут быть в большей или меньшей степени иллюзорны".
Восприятие, память, мышление, воображение, все другие психические процессы по характеру своему являются межличностными. Даже сновидения межличностны, так как обычно отражают отношения сновидца с другими людьми.
Хотя Салливан отводит личности статус всего лишь чего-то гипотетического, он, тем не менее, признает, что она – динамический центр различных процессов, происходящих в ряде межличностных полей. Более того, некоторым из этих процессов он придает субстантивный статус, определяя их, давая названия и концептуализируя некоторые их свойства. Наиболее важными являются динамизмы, персонификации и когнитивные процессы.
Вклад Г. Салливана в разработку проблем личности
Гарри Салливан (1892-1949) - психиатр-практик, преподаватель и редактор журнала " Психиатрия", автор концепции межличностной психиатрии. Эта концепция - другая форма социализированного психоанализа. Но будучи выдающимся психотерапевтом, Салливан практически не оставил формализованного описания своей теории.
Он написал всего одну книгу, его публикации – это в основном доклады, написанные в разговорной форме, темы которых выбирались в соответствии с конкретными запросами аудитории. Но благодаря тому, что его идеи были достаточно оригинальны, а личность интересна, это привлекало к нему многих людей, ставших его собеседниками, учениками, коллегами и друзьями.
Многие из этих людей и помогли нам понять суть его концепции. И все же какими бы яркими ни были отдельные части теории Салливана в целом она довольно туманна и противоречива. Некоторые из неясностей могут быть неизбежным следствием того, что идеи человека всегда теряют часть своей убедительности в пересказе других людей.
Независимо от того, как много усилий они приложили, чтобы передать мысль, они все же искажают ее, рассматривая через призму собственных представлений и потребностей. Однако до некоторой степени неясность теории можно поставить в вину и самому Салливану. Он был очень занятым человеком, уделявшим гораздо больше внимания и сил задачам и обязанностям общественной жизни, нежели рефлексивному и отстраненному теоретизированию.
Кроме того, на него оказывали влияние самые разные люди, не связанные с персонологией. В психиатрии он перенял идеи не только Уайта, но и Фрейда. Салливан также близко воспринял многие из разработок культуральных антропологов, таких, как Эдвард Сэпир, и философов, в частности Джорджа Герберта Мида. Столь различные влияния не могли не сказаться на содержании его теории. В его рассуждениях можно найти зачатки всех трех персонологических моделей – конфликта, самореализации и согласованности. Кроме того, в ней представлены и те идеи, которые невозможно подвести ни под одну из этих моделей.
Ее основу составляет тезис о роли межличностных отношений в формировании личности и процесса ее развития. При этом задача воспитания сводится к социальной адаптации человека.
Стремясь к объективному, по типу точных наук, описанию психических фактов, Салливан разработал специальную терминологию. Личность определяется как " относительно устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций, характеризующих человеческую жизнь".
Личность нельзя изолировать от интерперсональных отношений, человек всегда член " социального поля" и может быть понят только в этом контексте. Ребенок вступает в межличностные отношения уже с момента рождения под влиянием потребностей - органических, потребности в нежности, стремления освободиться от беспокойства, возникающего от недоброжелательного отношения.
В ходе этих отношений складывается персонификация, т.е. образ человека (себя и других). Персонификации, сложившиеся в раннем детстве, в последующем определяют все отношения человека к другим людям. Источником активности, по Салливану, является энергия, свойственная организму изначально. Все психические процессы, все приобретенные привычки и формы поведения являются способами трансформации энергии и называются им " динамизмами". В сумме они составляют " Я-систему", которая образуется в раннем детстве. Социализации ребенка способствует овладение языком, с помощью которого происходит образование " синтаксического опыта".
Таким образом, Салливан развивает важные идеи о значении и месте связей и отношений человека с другими людьми, оставаясь при этом в рамках психоаналитических учений о человеке. Он считал, что нарушения межличностных отношений лежат в основе душевных заболеваний. " Это утверждение относится и к психозу, и к неврозу, поскольку внутрипсихические конфликты изначально являются межличностными конфликтами, становящимися внутрипсихическими тогда, когда первоначальные противники - обычно родители - участвующие в этих
конфликтах, интернализируются".
Когнитивные процессы
Уникальный вклад Салливана в разрешение проблемы роли познания в функционировании личности – выделение трех типов переживаний. Переживания, говорит он, могут быть прототаксическими, паратаксическими либо синтаксическими. Прототаксический опыт "может рассматриваться как дискретный ряд кратковременных состояний сензитивного организма". Этот тип опыта соответствует тому, что Джеймс назвал потоком сознания, "сырых" ощущений, образов, чувств, протекающих через разум чувствующего существа. Между ними нет никакой необходимой связи и они не имеют смысла для субъекта опыта. Прототаксический способ переживаний наиболее явно обнаруживается в первые месяцы жизни и является необходимой предпосылкой двух других.
Паратаксический способ мышления представляет усмотрение причинных отношений между событиями, которые возникают примерно одновременно, но логически между собой не связаны. Выдающийся чешский писатель Франц Кафка в одной из новелл описывает интересный случай паратаксического мышления. Однажды пес, живший в сточной канаве у высокого забора, мочился и в это время через забор перелетела кость. "Кость появилась потому, что я мочусь", – подумала собака. Впоследствии, когда хотелось есть, пес поднимал ногу. Салливан полагал, что наше мышление во многом не выше паратаксического: мы видим причинные связи между переживаниями, не имеющими друг к другу никакого отношения. Примеры паратаксического мышления – суеверия.
Третий и высший способ мышления – синтаксический, предполагающий признанные формы символической деятельности, особенно вербальной. Признанный символ – тот, в отношении которого в плане стандартного его смысла существует согласие группы людей. Слова и числа – лучшие примеры символов такого рода. Синтаксический способ устанавливает логический порядок между переживаниями и дает людям возможность общаться друг с другом.
В дополнение к этим представлениям о способах переживаний, Салливан обращает внимание на то значение, которое для когнитивного функционирования имеет предвидение. "Человек живет прошлым, настоящим и ближайшим будущим, и понятно, что все это существенно для объяснения его мыслей и действий". Предвидение зависит от воспоминаний и интерпретации настоящего.
Развитие личности
Салливан очень тщательно описал последовательность межличностных ситуаций, в которые вовлекается личность на пути от младенчества ко взрослости, и то, как эти ситуации влияют на формование личности.
Большее внимание, чем другие теоретики личности, за исключением, может быть, Фрейда, Салливан уделил рассмотрению стадий развития личности.
В то время как Фрейд рассматривал развитие в основном как развертывание полового инстинкта, Салливан отстаивал социально-психологический подход к развитию личности, подход, в котором воздается должное уникальному вкладу в этот процесс человеческих взаимоотношений. Хотя Салливан не отвергал биологических факторов развития личности, он ставил их ниже социальных детерминант психического развития.
Более того, он считал, что иногда эти социальные влияния противоречат биологическим потребностям человека и наносят ущерб его личности. Салливан не принадлежал к тем, кто слеп к вредным влияниям общества. В сущности он, как и другие теоретики социально-психологической ориентации, был решительным и проницательным критиком современного общества.
Салливан выделяет шесть стадий развития личности, предшествующих зрелости. Эти шесть стадий соотносятся с культурой западноевропейского типа и в обществах иного типа могут быть иными. Это: 1. младенчество; 2. детство; 3. ювенильная эра; 4. пред-юность; 5. ранняя юность; 6. поздняя юность.
Исследования в области шизофрении
Основной вклад Салливана в психопатологические исследования отражен в серии статей, посвященных этиологии, динамике и лечению шизофрении. По большей части эти исследования были осуществлены в период сотрудничества с больницей Шеппарда и Эноха Пратт в Мэриленде и материалы их были опубликованы в психиатрических журналах с 1924 по 1931 г. В этих исследованиях проявился великий талант Салливана в плане установления контакта и понимания мышления психотика. Салливан как личность обладал высоко развитой эмпатийностью, и замечательно использовал это в лечении шизофреников. Салливан не рассматривал этих больных как безнадежных, место которым – в дальних палатах психиатрических учреждений; больные могут быть излечены, если психиатр готов быть терпеливым, понимающим, наблюдательным.
Работая в больнице Шеппарда и Эноха Пратт, он организовал для пациентов специальную палату. Она была рассчитана на шестерых мужчин, страдающих шизофренией, и состояла из двух спален и гостиной. Палата была изолирована от остальной части больницы и обслуживалась шестью мужчинами, специально подобранными Салливаном и подготовленными им. Он ввел в обычай присутствие в комнате служителя во время интервьюирования пациента – оказалось, что это производит на последнего успокаивающее действие. В палату не допускались сиделки и вообще женщины. Салливан верил в эффективность гомогенной палаты.
Книги Гарри Стэка Салливана
1.Личная психопатология (1933/1973)
2.Концепции современной психиатрии (1947/1966)
3.Межличностная теория психиатрии (1953)
4.Психиатрическое интервью (1954)
5. Шизофрения как человеческий процесс (1962)
Заключение
Салливан сосредоточил свое внимание на межличностных отношениях и, в частности, на влиянии одиночества на психическое здоровье. Салливан внес большой вклад в область психологии своими учениями, трудами и руководством. Он был соучредителем Института Уильяма Алансона Уайта, а также сыграл важную роль в запуске первого выпуска журнала.
Большая часть работы Салливана была сосредоточена на понимании межличностных отношений, и его исследования стали основой области психологии, известной как межличностный психоанализ. Межличностный психоанализ Салливана предполагает, что то, как люди взаимодействуют с другими, может дать ценные ключи к разгадке их психического здоровья и что расстройства психического здоровья могут возникать из-за тревожных межличностных взаимодействий.
Список использованных источников:
1. Гарри Стек Салливан. (1974). Словарь американской биографии.
2. Кам-шинг Ю. И. П. (2002). Подход Салливана к внутренним психотическим переживаниям: иллюстрация случая. Журнал клинической социальной работы, 30 (3), 245-263.
3. Бартон, Ф. (1996). Гарри Стэк Салливан. Межличностная теория и психотерапия. Роудж Лондон и Нью-Йорк. Нью йорк.
4.https://psychojournal.ru/psychologists/259-garri-stek-sallivan-i-mezhlichnostnaya-teoriya-psihiatrii.html
5.https://obrazovanie-gid.ru/uchitelyam/garri-sallivan-yavlyaetsya-osnovopolozhnikom-shkoly.html
Гомель 2023