Файл: Сравнение действующих и обновленных фгос ооо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1.1. Особенности содержания обновленных ФГОС

Сравнение действующих и обновленных ФГОС ООО

Параметр сравнения

ФГОС 2010

ФГОС 2021




Требования к условиям реализации программ обучения

Сохранение структуры (в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») - общие положения - требования к структуре программ основного общего образования и их объему; - требования к условиям реализации программ основного общего образования; - требования к результатам освоения программ основного общего образования Сохранение методологической основы – системно-деятельностный подход Срок получения НОО – 4 года - не установлено сокращение Количество учебных занятий за 4 учебных года 2904 - 3345 часов. Объем внеурочной деятельности за четыре года объем внеурочной деятельности за четыре года Обучения до 1350 академических часов Не уделено внимание: дистанционному обучению, функциональной грамотности, верифицированные образовательные ресурсы; учебно-исследовательская деятельность, проектная деятельность - понятия не разделены

Не является новым образовательным стандартом • Это обновленный государственный образовательный стандарт образца 2009 года • Обновленный стандарт построен на той же методологической основе – системно-деятельностном подходе Срок получения НОО – не более 4 лет может быть сокращен для обучающихся по индивидуальным учебным планам. ФГОС устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения) Объем аудиторной работы обучающихся четыре учебных года 2954 - 3190 академических часов Объем внеурочной деятельности за четыре года обучения до 1320 академических часов ФГОС детализируют условия реализации образовательных программ В качестве общесистемных требований к реализации программы рассмотрены вопросы организации дистанционного образования. Более детально расписаны требования к условиям реализации программы общего образования, в том числе обеспечивающие формирование функциональной грамотности; новый вид – общесистемные требования. Введены понятия: - верифицированные образовательные ресурсы; - «учебно-исследовательская деятельность», «проектная деятельность» (понятия разделены)




Требования к структуре основной образовательной программы

Программа общего образования включает: 1. Пояснительная записка 2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы НОО 3. Система оценки достижения планируемых результатов 4. Программа формирования УУД 5. Программы отдельных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности 6. Рабочая программа воспитания 7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 8. Программа коррекционной работы 9. Учебный план 10. План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы. 11.Система условий реализации основной образовательной программы

По-новому представлен Содержательный раздел программы начального общего образования: - программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования; - программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; - рабочую программу воспитания (в редакции, введенной в действие с 8 января 2021 года приказом Минпросвещения России от 11 декабря 2020 - программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; - программу коррекционной работы.

Программа общего образования включает: 1. Пояснительная записка 2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы НОО 3. Система оценки достижения планируемых результатов 4. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей. 5. Программа формирования УУД 6. Рабочую программу воспитания 7. Учебный план 8. План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы (с перечнем событий и мероприятий воспитательной направленности) 9. Характеристика условий реализации программы НОО в соответствие с требованиями ФГОС.

По-новому представлен Содержательный

раздел

программы начального общего образования:

- рабочие программы учебных

предметов, учебных курсов (в том

числе внеурочной деятельности),

учебных модулей;

- программу формирования

универсальных учебных действий у

обучающихся;

- рабочую программу воспитания.




Требования к результатам обучения

Направления развития личности: Общеинтеллектуальное Общекультурное

Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное

Гражданско-патриотическое воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Эстетическое воспитание Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания

ФГОС конкретизируют результаты освоения программ Четкость деления УУД и конкретность формулировок учебных действий, выделение новой категории учебных действий (базовые начальные исследовательские действия), новых коммуникативных действий (публичные выступления и совместные проектные работы), а также акцент на алгоритмизацию в учебной деятельности. Прежним осталось развитие общих коммуникативных навыков, логических действий и регулятивных навыков.







Сравнение действующих и обновленных ФГОС СОО

Параметр сравнения

ФГОС 2012

ФГОС 2022

Требования к условиям реализации программ обучения

Не предусмотрено:


  • использование ИОС для повышения качества управления образовательной организацией;

  • использования внешних ресурсов для функционирования ИОС;

  • Обеспечение доступности и безопасности ИОС

  • Специальных требований к ресурсам для обучения детей с ОВЗ

Детализированы требования к условиям реализации ООП.

Требованиям к условиям реализации программы среднего общего образования, в том числе адаптированной, включают: общесистемные требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.

Результатом выполнения требований к условиям реализации программы среднего общего образования должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

При реализации программы каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течении всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации.

В случае реализации программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в полном объеме независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет как на территории организации, так и за ее пределами (далее – электронная образовательная среда).

При реализации программы с использованием сетевой формы требования к реализации указанной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы основного общего образования с использованием сетевой формы.

В целях обеспечения реализации программы в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий


Требования к структуре основной образовательной программы

Общий объем занятий на уровне СОО: Минимум 2170 и максимум 2590 часов –количество учебных занятий за 2 года на одного ученика. Максимум 37 часов в неделю.
Перечень обязательных предметов: 11–минимальное количество предметов в УП 8 обязательных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история или Россия в мире, физическая культура, ОБЖ, астрономия 3 предмета минимум на углубленном уровне по всем учебным планам профиля, кроме универсального. В универсальный профиль можно не включать предметы углубленного уровня. Перечень обязательных предметов: 13–минимальное количество предметов в УП 13 обязательных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика (геометрия, алгебра и начала математического анализа, вероятность и статистика), информатика, история, обществознание, география, физика (астрономия полностью вошло в состав), химия, биология, физическая культура, ОБЖ Состав учебных предметов: Предмет «Математик» включает: алгебра, начало математического анализа, геометрия. Нет уточнения – модули это или курсы. Курс «Вероятность и статистика» отдельно не выделяли; Нет пояснений по предмету «Физическая культура» для учебных планов АООП; Можно не вводить изучение предметов углубленного уровня для универсального профиля, про АООП пояснений нет; Астрономия, право, экономика, экология, естествознание – отдельные учебные предметы.
Требования к программе коррекционной работы: Направления программы: •Создать комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития; •Скорректировать недостатки в физическом или психическом развитии детей с ОВЗ и инвалидов, оказать им помощь в освоении ООП; 5 разделов в программе коррекционной работе СОО.
Основная образовательная программа определяет цели,

задачи, планируемые результаты, содержание и

организацию образовательной деятельности при

получении среднего общего образования и реализуется

организацией, осуществляющей образовательную

деятельность через урочную и внеурочную деятельность с

соблюдением требований государственных санитарноэпидемиологических правил и нормативов.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям

развития личности (спортивно-оздоровительное, духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное,

общекультурное) в таких формах как художественные,

культурологические, филологические, хоровые студии,

Сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение.

Общий объем занятий на уровне СОО: Минимум 2170 и максимум 2516 часов –количество учебных занятий за 2 года на одного ученика. Максимум 37 часов в неделю.
Перечень обязательных предметов: 13–минимальное количество предметов в УП 13 обязательных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика (геометрия, алгебра и начала математического анализа, вероятность и статистика), информатика, история, обществознание, география, физика (астрономия полностью вошло в состав), химия, биология, физическая культура, ОБЖ

3 предмета школьники изучают по заявлению родителей и в зависимости от ресурсов школы –родной язык, родная литература, второй иностранный язык) 2 предмета минимум на углубленном уровне по всем учебным планам профиля. Такие предметы надо выбрать из предметной области по профилю обучения или смежной с ней. В универсальный профиль нужно не включать минимум 2 предмета на углубленном уровне из предметной области по профилю обучения или смежной с ней. Состав учебных предметов: Предмет «Математик» включает курсы: алгебра и начало математического анализа, геометрия, вероятность и статистика; Предмет «Физическая культура» можно заменить на «Адаптивная физическая культура» для учебных планов АООП; Можно не вводить изучение предметов углубленного уровня только в АООП; Астрономия, право, экономика, экология, естествознание –не отдельные учебные предметы. Их интегрировали в базовые учебные предметы – физику, обществознание, биологию и химию. В новой редакции ФГОС СОО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и литературу.
Требования к программе коррекционной работы: Направления программы: •скорректировать недостатки психического или физического развития детей, в том числе с ОВЗ, с инвалидностью, преодолеть трудности в освоении ООП; •оказать психолого-педагогическую помощь и поддержку школьникам; 5 разделов в программе коррекционной работе СОО, названия отличаются от предыдущей версии ФГОС СОО.
Основная образовательная программа среднего общего образования включает:

Пояснительную записку;

Планируемы результаты освоения обучающимися основной образовательной программы:

Систему оценки результатов освоения основной образовательной программы;

Содержательный раздел должен определять общее содержание среднего общего образования и включать образовательные программы ориентирующие на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. В том числе;

Программу развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской проектной деятельности;

Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

Рабочую программу воспитания;

Программу коррекционной работы, включающую организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

Организационный раздел должен включать:

Учебный план среднего общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;

План внеурочной деятельности,

Календарный учебный график,

Календарный план воспитательной работы;

Систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Организация, осуществляющая образовательную деятельности по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам среднего общего образования, разрабатывает основную образовательную программу среднего общего образования в соответствии со Стандартом и с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования.


Требования к результатам обучения

Содержание было похоже на стандарты прежних ФГОС.

- систематизированы, конкретизированы;

- задаются в деятельностной форме;

- представляются к результатам обучения и воспитания;

- взаимосвязаны.

Новый формат представления личностных результатов по областям воспитания:

Патриотическое воспитание (ООО-3, СОО-3);

Гражданское воспитание (ООО-8, СОО-7);

Эстетическое воспитание (ООО-3, СОО-4);

Воспитание ценности научного познания(ООО-3, СОО-3).

Физическое воспитание.

Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия (ООО-8, СОО-3);

Трудовое воспитание (ООО-6, СОО-4);

Экологическое воспитание (ООО-5, СОО-5).

Новый формат представления метапредметных результатов – по трем направлениям.

Универсальные учебные познавательные действия

Базовые логические действия (ООО-6, СОО-6);

Базовые исследовательские действия (ООО-4, СОО-4);

Работа с информацией (ООО-5, СОО-5).

Универсальные учебные коммуникативные действия:

Общение (ООО-6. СОО-5);

Совместная деятельность (ООО-4, СОО-7).

Универсальные регулятивные действия.

Самоорганизация (ООО-2, СОО-7);

Самоконтроль (ООО-3, СОО-4);

Эмоциональный интеллект (СОО-5);

Принятие себя и других (СОО-4).

Предметные результаты:

-формируются в деятельностной форме с акцентом на применение знаний и умений;

- определяют минимум содержания основного и среднего общего образования;

- систематизированы;

- конкретизированы.