Файл: Развитие сенсорной сферы и речи у детей с рда.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие сенсорной сферы и речи у детей с РДА

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

  1. Понятие сенсорной интеграции……………………………………………...4

  2. Уровни процесса сенсорной интеграции……………………………………5

Заключение …………………………………………………………………….9

Список литературы …………………………………………………………..10

Введение
Ранний детский аутизм (РДА) — это нарушение психического развития. Характеризуется нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. Специфика раннего детского аутизма проявляется следующим образом: дефицит потребности в общении, который в значительной степени зависит от степени тяжести РДА; при всех степенях тяжести у детей с РДА наблюдается аффективная дезадаптация; недоразвитие регуляторных функций у детей с РДА проявляется в выраженных нарушениях поведения; интеллектуальное и речевое развитие при РДА отличаются значительной вариабельностью и специфичностью.

Цель работы – изучение развития сенсорной сферы у детей с ранним детским аутизмом.


1.Понятие сенсорной интеграции
Сенсорная интеграция — это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и перцепцию, формирует мысли и эмоции. Интеграция сортирует, упорядочивает и затем собирает все сенсорные сигналы вместе, формируя тем самым мозговую функцию. Сенсорная интеграция является самой важной частью работы сенсорной системы. Она является бессознательным процессом, происходящем в головном мозге и организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве), упорядочивает ощущения. Ощущения можно уподобить пище для мозга: они доставляют мозгу знания, необходимые для управления телом и мышлением. В процессе сенсорной интеграции различные виды сенсорной информации объединяются, формируя функции, необходимые ребенку для достижения успеха и получения удовольствия от жизни. Результатами развития сенсорной интеграции являются: — способность концентрироваться; — способность к самоорганизации; — самооценка; — самоконтроль; — уверенность в себе; — способность к школьному обучению; —
способность к абстрактному мышлению и обоснованию; — специализация каждой из сторон тела и полушарий мозга.

Процессы сенсорной интеграции непрерывно протекают в ЦНС, и нарушения обработки и интеграции сенсорных сигналов влияют на такие важнейшие сферы жизни ребенка, как эмоции, игра, социальное взаимодействие, регуляция поведения, обучение, освоение двигательных навыков. Именно это взаимодействие и оказывается нарушенным у детей с РДА.


2.Уровни процесса сенсорной интеграции
В таблице 1 представлены уровни процесса сенсорной интеграции.

Таблица 1.Процесс сенсорной интеграции

ощущения

Интеграция сенсорных сигналов

1-й уровень

2-й уровень

3-й уровень

4-й уровень

Слуховые (слух)

 

 

Речь Язык

 

Координация глаз-рука

 

 

Зрительная перцепция

 

Целенаправленная деятельность

Вестибулярные (сила тяжести и движение)

Проприоцептивные

(мышцы и суставы)

Движения глаз

Поза

Равновесие

Мышечный тонус

Противодействие силе тяжести

Перцептивный образ тела

 

Координация обеих сторон тела

Двигательное планирование

Уровень активности

Концентрация внимания

Эмоциональная стабильность

Тактильные

(прикосновение)

Прием пищи

Сосание

Связь мать-ребенок

Тактильный комфорт

Зрительные (зрение)

 

 

 Чтобы функционировать и участвовать в окружающем нас мире, мы должны использовать наши чувства. Эти чувства предоставляют людям уникальный опыт, и позволяют нам взаимодействовать друг с другом и участвовать в различных событиях. Они помогают нам понимать

, что нас окружает, и реагировать на это. Они играют значительную роль в определении того, как мы должны вести себя в той или иной ситуации. У детей с РДА в одно или все чувства становятся крайне интенсивными или вообще пропадают — обычно такое явление называют дисфункцией сенсорной интеграции.

Первым признаком сенсорной дисфункции нередко является гиперактивность или повышенная отвлекаемость, при наличии которой спокойно сидеть и концентрировать внимание для ребенка почти невозможно. Нарушения сенсорной интеграции обуславливают многие проблемы в развитии ребенка с РДА: у него наблюдается немотивированная смена настроения — ребенок то подавлен, то недоволен — его ничего не радует; проигрыш в какой-нибудь игре оборачивается угрозой его несформированной концепции «я», поэтому он может расстроить игру; ему трудно делиться игрушками; стремясь к ощущению успеха и собственной значимости, он не в состоянии думать о нуждах окружающих; может проявляться гиперчувствительность.

Аутичный ребенок крайне связан собственными сложившимися стереотипами. Весь его внутренний мир зажат в жесткие рамки, выход за которые для него является трагедией. Это связано, прежде всего, с так называемой неофобией — боязнью всего нового. Впрочем, фобии у таких детей могут развиться на что угодно. В частности, аутичные дети нередко страдают сенсорной фобией — боятся бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей, одежды с высоким воротом и т. д. Когда аутичному ребенку особенно плохо, он может проявить агрессию и самоагрессию. Взрыв отчаяния разрушительной силы направлен обычно против вмешательства в его жизнь и попыток изменить сложившиеся стереотипы. Избирательность в контактах и отсутствие видимой привязанности даже к близким людям проистекает из целой системы страхов, а вследствие этого — запретов и самоограничений.

Речь отличает негибкость «сделанность», «механистичность», «попугайность». Поведение, характерное для детей с аутизмом, очень часто является непосредственной реакцией на его сенсорный опыт. Если посмотреть с этой точки зрения, то становится совершенно понятно, почему они создают ритуалы или развивают самостимулирующее поведение, такое как вращение на одном месте, стучание или тряска руками — оно позволяет им почувствовать, что они контролируют ситуацию и обрести безопасность в своем уникальном мире. Именно дисфункцией сенсорной интеграции объясняется «странное» поведение человека с аутизмом: стереотипии, ритуалы, самостимуляция, аутоагрессия, эхолалия. С помощью такой «защиты» ребенок всего лишь старается снизить болезненно-травмирующие ощущения, успокоить себя, почувствовать контроль над ситуацией и обрести безопасность.


Таким образом, новый опыт человек получает посредством органов чувств, воспринимающих ощущения — визуальные (зрение), звуковые (слух), обонятельные (обоняние), вкусовые (вкус), тактильные (осязание), вестибулярные (среднее ухо) и земное притяжение — сенсорная интеграция упорядочивает ощущения, организует информацию, наделяет значением испытываемые наши ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться, позволяет осмысленно действовать и реагировать на ситуацию и формирует базу для социального поведения и теоретического обучения. Все это еще раз подчеркивает чрезвычайную важность развития сенсорной интеграции в детском возрасте.

Проблема развития сенсорной интеграции у дошкольников с РДА, несмотря на имеющиеся исследования, продолжает оставаться малоисследованной. Одной из актуальных задач является выбор методов развития сенсорной интеграции. В коррекционно-развивающей работе с детьми с РДА особое значение в качестве здоровьесберегающего средства развития сегодня приобретает фольклор. Фольклор — как способ самореализации — создает наиболее оптимальные условия для раскрепощения, снятия стрессов, самовыражения, внутренней свободы человека, способствует восстановлению и гармонизации всех структур психики, в том числе и сенсорной интеграции, улучшая тем самым качество жизни человека.

Существует достаточно много определений феномена фольклора — его определяют и как совокупность культурного продукта, древнейшую форму общественного сознания, в наиболее концентрированном виде и в виде устойчивых формул отражающая образы и отношения социально-культурного филогенетического опыта; и как процесс отражения, спецификой которого является импровизационное воспроизведение (воссоздание) устойчивой формулы обряда.

Фольклорные упражнения отличаются тем, что с одной стороны помогают аутичным детям оставаться в своей «комфортной зоне» (обряды, ритуалы, повторения), развивать самостимулирующее поведение, и в то же время охватывают новые «просторы» развития детей с РДА. Применяя эти упражнения, психолог должен фокусироваться на снижении чувствительности ребенка и оказании ему помощи в реорганизации чувственной информации.

 


Заключение
Одним из главных особенностей в развитие детей с РДА является нарушение сенсорной интеграции. Все сведения об окружающем мире и о себе
самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий. Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений: формирование целостного образа предметов — результат сложного взаимодействия ощущений (часто ощущений, относящихся к нескольким органам чувств) и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий.

Список литературы


  1. Джин Айрес Э. «Ребёнок и сенсорная интеграция»// SmithMylesetal, 2000, 360 с.

  2. Зыкова М.Н. Фольклоротерапия//НПО МОДЭК, МПСИ, 2004 г. 160 с.

  3. Зыкова М.Н. Фольклоротерапия: Структурирование жизни через обряд //МПСИ, МОДЭК, 2006 г. 147 с.

  4. Катаева А.А., Стребенева Е.А. Дидактические игры и упражнения. М. Просвещение. 1991. 190 с.

  5. Ковалец И.В. Основные направления работы с аутичными детьми// Дефектология 1998. № 2. с. 63—73.; № 9. с. 45.; № 1. с. 76.

  6. Ковалец И.В. Сравнительное изучение понимания эмоции детьми с аутизмом//Дефектология. 2003. № 2. с. 57.

  7. Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография//. Мн. НИО. 2003. 232 с.

  8. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм.// М. Просвещение. 1989. 95 с.