Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развитие сенсорной сферы и речи у детей с РДА
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….3
-
Понятие сенсорной интеграции……………………………………………...4 -
Уровни процесса сенсорной интеграции……………………………………5
Заключение …………………………………………………………………….9
Список литературы …………………………………………………………..10
Введение
Ранний детский аутизм (РДА) — это нарушение психического развития. Характеризуется нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. Специфика раннего детского аутизма проявляется следующим образом: дефицит потребности в общении, который в значительной степени зависит от степени тяжести РДА; при всех степенях тяжести у детей с РДА наблюдается аффективная дезадаптация; недоразвитие регуляторных функций у детей с РДА проявляется в выраженных нарушениях поведения; интеллектуальное и речевое развитие при РДА отличаются значительной вариабельностью и специфичностью.
Цель работы – изучение развития сенсорной сферы у детей с ранним детским аутизмом.
1.Понятие сенсорной интеграции
Сенсорная интеграция — это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и перцепцию, формирует мысли и эмоции. Интеграция сортирует, упорядочивает и затем собирает все сенсорные сигналы вместе, формируя тем самым мозговую функцию. Сенсорная интеграция является самой важной частью работы сенсорной системы. Она является бессознательным процессом, происходящем в головном мозге и организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве), упорядочивает ощущения. Ощущения можно уподобить пище для мозга: они доставляют мозгу знания, необходимые для управления телом и мышлением. В процессе сенсорной интеграции различные виды сенсорной информации объединяются, формируя функции, необходимые ребенку для достижения успеха и получения удовольствия от жизни. Результатами развития сенсорной интеграции являются: — способность концентрироваться; — способность к самоорганизации; — самооценка; — самоконтроль; — уверенность в себе; — способность к школьному обучению; —
способность к абстрактному мышлению и обоснованию; — специализация каждой из сторон тела и полушарий мозга.
Процессы сенсорной интеграции непрерывно протекают в ЦНС, и нарушения обработки и интеграции сенсорных сигналов влияют на такие важнейшие сферы жизни ребенка, как эмоции, игра, социальное взаимодействие, регуляция поведения, обучение, освоение двигательных навыков. Именно это взаимодействие и оказывается нарушенным у детей с РДА.
2.Уровни процесса сенсорной интеграции
В таблице 1 представлены уровни процесса сенсорной интеграции.
Таблица 1.Процесс сенсорной интеграции
ощущения | Интеграция сенсорных сигналов | ||
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень | 4-й уровень |
Слуховые (слух) | | | Речь Язык Координация глаз-рука Зрительная перцепция Целенаправленная деятельность |
Вестибулярные (сила тяжести и движение) Проприоцептивные (мышцы и суставы) | Движения глаз Поза Равновесие Мышечный тонус Противодействие силе тяжести | Перцептивный образ тела Координация обеих сторон тела Двигательное планирование Уровень активности Концентрация внимания Эмоциональная стабильность | |
Тактильные (прикосновение) | Прием пищи Сосание Связь мать-ребенок Тактильный комфорт | ||
Зрительные (зрение) | |
Чтобы функционировать и участвовать в окружающем нас мире, мы должны использовать наши чувства. Эти чувства предоставляют людям уникальный опыт, и позволяют нам взаимодействовать друг с другом и участвовать в различных событиях. Они помогают нам понимать
, что нас окружает, и реагировать на это. Они играют значительную роль в определении того, как мы должны вести себя в той или иной ситуации. У детей с РДА в одно или все чувства становятся крайне интенсивными или вообще пропадают — обычно такое явление называют дисфункцией сенсорной интеграции.
Первым признаком сенсорной дисфункции нередко является гиперактивность или повышенная отвлекаемость, при наличии которой спокойно сидеть и концентрировать внимание для ребенка почти невозможно. Нарушения сенсорной интеграции обуславливают многие проблемы в развитии ребенка с РДА: у него наблюдается немотивированная смена настроения — ребенок то подавлен, то недоволен — его ничего не радует; проигрыш в какой-нибудь игре оборачивается угрозой его несформированной концепции «я», поэтому он может расстроить игру; ему трудно делиться игрушками; стремясь к ощущению успеха и собственной значимости, он не в состоянии думать о нуждах окружающих; может проявляться гиперчувствительность.
Аутичный ребенок крайне связан собственными сложившимися стереотипами. Весь его внутренний мир зажат в жесткие рамки, выход за которые для него является трагедией. Это связано, прежде всего, с так называемой неофобией — боязнью всего нового. Впрочем, фобии у таких детей могут развиться на что угодно. В частности, аутичные дети нередко страдают сенсорной фобией — боятся бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей, одежды с высоким воротом и т. д. Когда аутичному ребенку особенно плохо, он может проявить агрессию и самоагрессию. Взрыв отчаяния разрушительной силы направлен обычно против вмешательства в его жизнь и попыток изменить сложившиеся стереотипы. Избирательность в контактах и отсутствие видимой привязанности даже к близким людям проистекает из целой системы страхов, а вследствие этого — запретов и самоограничений.
Речь отличает негибкость «сделанность», «механистичность», «попугайность». Поведение, характерное для детей с аутизмом, очень часто является непосредственной реакцией на его сенсорный опыт. Если посмотреть с этой точки зрения, то становится совершенно понятно, почему они создают ритуалы или развивают самостимулирующее поведение, такое как вращение на одном месте, стучание или тряска руками — оно позволяет им почувствовать, что они контролируют ситуацию и обрести безопасность в своем уникальном мире. Именно дисфункцией сенсорной интеграции объясняется «странное» поведение человека с аутизмом: стереотипии, ритуалы, самостимуляция, аутоагрессия, эхолалия. С помощью такой «защиты» ребенок всего лишь старается снизить болезненно-травмирующие ощущения, успокоить себя, почувствовать контроль над ситуацией и обрести безопасность.
Таким образом, новый опыт человек получает посредством органов чувств, воспринимающих ощущения — визуальные (зрение), звуковые (слух), обонятельные (обоняние), вкусовые (вкус), тактильные (осязание), вестибулярные (среднее ухо) и земное притяжение — сенсорная интеграция упорядочивает ощущения, организует информацию, наделяет значением испытываемые наши ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться, позволяет осмысленно действовать и реагировать на ситуацию и формирует базу для социального поведения и теоретического обучения. Все это еще раз подчеркивает чрезвычайную важность развития сенсорной интеграции в детском возрасте.
Проблема развития сенсорной интеграции у дошкольников с РДА, несмотря на имеющиеся исследования, продолжает оставаться малоисследованной. Одной из актуальных задач является выбор методов развития сенсорной интеграции. В коррекционно-развивающей работе с детьми с РДА особое значение в качестве здоровьесберегающего средства развития сегодня приобретает фольклор. Фольклор — как способ самореализации — создает наиболее оптимальные условия для раскрепощения, снятия стрессов, самовыражения, внутренней свободы человека, способствует восстановлению и гармонизации всех структур психики, в том числе и сенсорной интеграции, улучшая тем самым качество жизни человека.
Существует достаточно много определений феномена фольклора — его определяют и как совокупность культурного продукта, древнейшую форму общественного сознания, в наиболее концентрированном виде и в виде устойчивых формул отражающая образы и отношения социально-культурного филогенетического опыта; и как процесс отражения, спецификой которого является импровизационное воспроизведение (воссоздание) устойчивой формулы обряда.
Фольклорные упражнения отличаются тем, что с одной стороны помогают аутичным детям оставаться в своей «комфортной зоне» (обряды, ритуалы, повторения), развивать самостимулирующее поведение, и в то же время охватывают новые «просторы» развития детей с РДА. Применяя эти упражнения, психолог должен фокусироваться на снижении чувствительности ребенка и оказании ему помощи в реорганизации чувственной информации.
Заключение
Одним из главных особенностей в развитие детей с РДА является нарушение сенсорной интеграции. Все сведения об окружающем мире и о себе
самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий. Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений: формирование целостного образа предметов — результат сложного взаимодействия ощущений (часто ощущений, относящихся к нескольким органам чувств) и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий.
Список литературы
-
Джин Айрес Э. «Ребёнок и сенсорная интеграция»// SmithMylesetal, 2000, 360 с. -
Зыкова М.Н. Фольклоротерапия//НПО МОДЭК, МПСИ, 2004 г. 160 с. -
Зыкова М.Н. Фольклоротерапия: Структурирование жизни через обряд //МПСИ, МОДЭК, 2006 г. 147 с. -
Катаева А.А., Стребенева Е.А. Дидактические игры и упражнения. М. Просвещение. 1991. 190 с. -
Ковалец И.В. Основные направления работы с аутичными детьми// Дефектология 1998. № 2. с. 63—73.; № 9. с. 45.; № 1. с. 76. -
Ковалец И.В. Сравнительное изучение понимания эмоции детьми с аутизмом//Дефектология. 2003. № 2. с. 57. -
Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография//. Мн. НИО. 2003. 232 с. -
Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм.// М. Просвещение. 1989. 95 с.