Файл: Практикум по дисциплине Технологии и продукты цифровой экономики Методические указания к лабораторным работам для студентов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 299

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
Кафедра цифровой экономики
Лабораторный практикум по дисциплине
Технологии и продукты цифровой экономики»
Методические указания
к лабораторным работам для студентов
Сведения о разработчиках:
ФИО
Кафедра
Должность, ученая степень, звание
Сковиков Анатолий Геннадьевич
Цифровой экономики
К.т.н., доцент
Лутошкин Игорь Викторович
Цифровой экономики
К.ф.-м.н., доцент
Ульяновск
2022

Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
Методические указания к лабораторному практикуму по дисциплине «Технологии и продукты цифровой экономики» / составитель: А.Г. Сковиков. Ульяновск: УлГУ, 2022.
Настоящие указания предназначены для студентов, изучающих дисциплину
«Технологии и продукты цифровой экономики». В работе приведены литература по дисциплине, основные темы курса и вопросы в рамках каждой темы, рекомендации по изучению теоретического материала, контрольные вопросы для самоконтроля, кейсы и тесты для самостоятельной работы.
Рекомендованы к введению в образовательный процесс Ученым советом Института экономики и бизнеса УлГУ (протокол № 08/251 от 19 мая 2022 г.).

Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
СОДЕРЖАНИЕ
Лабораторная работа №1 ................................................................................................................ 4
Лабораторная работа №2 .............................................................................................................. 10
Лабораторная работа №3 .............................................................................................................. 13
Лабораторная работа №4 .............................................................................................................. 45
Лабораторная работа №5 .............................................................................................................. 51

Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
Лабораторная работа №1
Поиск информации в сети Интернет
Цель работы:
Освоить навыки эффективного поиска в сети Интернет
Рассматриваемые вопросы:
1. Работа в Google (
www.google.ru
)
2. Яndex (
www.yandex.ru
)
3. Pамблер (
www.rambler.ru
) и др.
Основные понятия:
Поиск информации в Интернете осуществляется с помощью специальных программ, обрабатывающих запросы — информационно-поисковых систем (ИПС).
Существует несколько моделей, на которых основана работа поисковых систем, но исторически две модели приобрели наибольшую популярность — это поисковые каталоги и поисковые указатели.
Поисковые каталоги устроены по тому же принципу, что и тематические каталоги крупных библиотек. Они обычно представляют собой иерархические гипертекстовые меню с пунктами и подпунктами, определяющими тематику сайтов, адреса которых содержатся в данном каталоге, с постепенным, от уровня к уровню, уточнением темы.
Поисковые каталоги создаются вручную. Высококвалифицированные редакторы лично просматривают информационное пространство WWW, отбирают то, что по их мнению представляет общественный интерес, и заносят в каталог.
Основной проблемой поисковых каталогов является чрезвычайно низкий коэффициент охвата ресурсов WWW. Чтобы многократно увеличить коэффициент охвата ресурсов Web, из процесса наполнения базы данных поисковой системы необходимо исключить человеческий фактор — работа должна быть автоматизирована.
Автоматическую каталогизацию Web-ресурсов и удовлетворение запросов клиентов выполняют поисковые указатели. Работу поискового указателя можно условно разделить на три этапа:
- сбор первичной базы данных. Для сканирования информационного пространства WWW используются специальные агентские программы — черви, задача которых состоит в поиске неизвестных ресурсов и регистрация их в базе данных;
- индексация базы данных — первичная обработка с целью оптимизации поиска. На этапе индексации создаются специализированные документы — собственно поисковые указатели;
- рафинирование результирующего списка. На этом этапе создается список ссылок, который будет передан пользователю в качестве результирующего.
Рафинирование результирующего списка заключается в фильтрации и ранжировании результатов поиска. Под фильтрацией понимается отсев ссылок, которые нецелесообразно выдавать пользователю (например, проверяется наличие дубликатов). Ранжирование заключается в создании специального порядка представления результирующего списка (по количеству ключевых слов, сопутствующих слов и др.).


Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
В России наиболее крупными и популярными поисковыми указателями являются:
- Google (
www.google.ru
)
-
Яndex (
www.yandex.ru
)
- Pамблер (
www.rambler.ru
)
Задание 1. Заполните таблицу запросов.
Поскольку каждый поисковый ресурс, имея общие принципы построения, обладает своими особенностями, рассмотрите возможные варианты поиска:
Ключевая фаза
Результаты поиска
Google
Yandex
Rambler
Цифровое общество
Цифровизация
Информатизация
Задание 2. Эффективный поиск в Google
В поисковой системе Google выполните следующие упражнения:
1. Поиск фразы целиком
Если взять текст в кавычки, Google будет искать фразу с точно таким же порядком слов.
2. Поиск пропущенного слова
Когда нужно найти пропущенное в цитате слово, просто возьмите всю фразу в кавычки и вместо нужного слова поставьте звездочку.
3. Оператор «site»
Если необходимо найти информацию на определенном сайте, воспользуйтесь оператором
«site», поставьте две точки и введите интересующий запрос.
4. Сужение поиска
С помощью символа амперсанд «&» можно искать сразу два слова, которые будут стоять в одном предложении.
5. Исключение слова из поиска
Например, необходимо найти рецепт диетического десерта, и он обязательно должен быть без сахара. Напишите запрос и поставьте минус перед словом сахар.
6. Поиск приемлемой цены
Поиск товаров в определенном диапазоне цен. Введите название товара и диапазон цен через две точки.

Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
7. Документы в определенном формате
Введите оператор «filetype» и через две точки напишите название заветного формата.
Поиск информации по формату может работать и без оператора «filetype». Проведите поиск презентации на тему «Цифровая экономика».
8. Калькулятор
В строке поиска можно получить результат запроса и калькулятор для дальнейшей работы.
9. Переводчик
Перед фразой, которую следует перевести, введите «translate», а после — «into» и желаемый язык.

Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
10. Определения значения слова
Чтобы получить развернутое определение неизвестного слова, воспользуйся оператором
«define:».
11. Расписание киносеансов


Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
12. Точное время
13. Расширенный поиск в Google

Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
Задание 3. Эффективный поиск в Яндекс.
Аналогично заданию 2, проведите поиск с использованием вышеперечисленных приемов и операторов.
Откройте и изучите возможности расширенного поиска.

Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
Лабораторная работа №2
Создание собственного информационного пространства
Задание 1
1. Создайте себе почту на сервисе Google (Gmail.com).
2. Отправьте с этой почты письмо на указанный преподавателем адрес электронной почты.
Тему письма укажите «Регистрация студента в Gmail.com в рамках лабораторной работы по информатике», а в теле письма укажите на русском языке полностью свои данные: фамилию, имя, отчество и учебную группу.
3. Зарегистрируйтесь в Skype и отправьте запрос на добавление на указанный преподавателем контакт. В запросе укажите полностью свои данные: фамилию, имя, отчество и учебную группу.
4. Согласно своему варианту найдите в сети Интернет необходимую информацию и составьте список адресов страниц (URL), на которых приведена соответствующая информация.
5. Зарегистрируйтесь в одной из социальных сетей на свое усмотрение («Facebook»,
«ВКонтакте», «Одноклассники»). При регистрации укажите свою настоящую фамилию и имя.
6. В облачном сервисе «Google Документы» создайте форму для тестирования. Результаты должны храниться в таблице
Задание 2
Используя возможности CMS WORDPRESS.COM, создать свой собственный блог. Тематика блога – любая. Шаблон блога – на выбор студента. При конструировании блога учесть главную задачу работы – интеграция различных сервисов в единую информационную систему. Необходимо создать на блоге ссылку на ранее созданный видеоканал на видеохостинге YOUTUBE.COM и сформировать на блоге, как минимум, три новости, содержащие видеоролики Вашего видеоканала.
Пример:

Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
Дополнительные материалы:
https://ru.support.wordpress.com/using-wordpress-to-create-a-website/
Контрольные вопросы:
1.
Какие полезные возможности предоставляет сеть Интернет?
2.
Что необходимо, чтобы купить железнодорожный билет, не выходя из дома?
Виджет
Твиттер
Ссылка на
видеоканал


Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
3.
В каком случае вы нарушаете авторские права правообладателя музыкальной композиции?
4.
Как оплатить услуги интернет-провайдера онлайн?
5.
Что такое национальная платежная система?
6.
Что такое интернет-магазин?
7.
Что необходимо для онлайн-покупок?
8.
Перечислите основные виды сервисов Интернет.
9.
Что такое поисковый робот?
10.
Что такое облачные сервисы? Приведите примеры.
11.
Какие сервисы используются для общения с другими людьми в сети Интернет?
12.
Что такое социальные сети? Приведите примеры.
13.
Каким образом осуществляется регистрация в почтовых сервисах?
14.
С помощью каких сервисов можно передать файл другому пользователю в сети
Интернет?
15.
Что представляют собой записи в WORDPRESS.COM, как их добавлять?
16.
Что представляют собой рубрики в WORDPRESS.COM, как их добавлять?
17.
Что представляют собой метки в WORDPRESS.COM, как их добавлять?
18.
Что представляют собой плагины в WORDPRESS.COM, для чего они используются?
19.
Что представляют собой виджеты в WORDPRESS.COM, как их добавлять?
20.
Чем CMS отличаются от конструкторов сайтов?
21.
Какая разница между статическим и динамическим сайтами?
22.
Что такое сопровождение сайта?
23.
Какие условия необходимо поддерживать для эффективности сайта?
24.
Какие CMS вы знаете?
Список рекомендуемой литературы
1.
Интерактивные веб-сервисы для образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sites.google.com/site/badanovweb2/
2.
Рощин, С.М. Современный самоучитель по поиску в Интернете / С.М.Рощин. – М.:
ДМК Пресс, 2013. – 144 с.
3.
Всё о продуктах
Google [Электронный ресурс].

Режим доступа: https://www.google.ru/intl/ru/about/products/

Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
Лабораторная работа №3
Многомерный анализ данных (OLAP-технологии) с помощью табличного процессора
Excel
Цель работы:
Получение навыков проведения многомерного анализа в целях обеспечения поддержки принятия решений.
Результаты лабораторной работы:
Файлы формата MS Excel с выполненным заданием.
Задание 1
1. Создать сводную таблицу, выводящую для каждого товара среднюю цену и суммарное количество. Создать 2 группы данных: для 2011 и 2012 годов (Произвести группировку по годам).
2. Создать сводную таблицу, выводящую для каждого товара среднюю цену с НДС
(требуется предварительно создать вычисляемое поле — Цена с НДС). Создать группы данных для каждого Продавца.
Задание 2
В представленной ниже таблице, используя инструмент Excel
Сводная таблица
, рассчитать минимальный оклад сотрудников различных отделов по каждой должности.
Составить сводную таблицу так, чтобы она отображала требуемую информацию по каждому уровню образования. На основе полученной Сводной таблицы создать линейчатую диаграмму с группировкой. Отфильтровать информацию по сотрудникам Администрации и
Бухгалтерии, имеющим высшее образование.


Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания

Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
Учебно-методический материал
Подготовка исходной таблицы
Начнем с требований к исходной таблице.
 каждый столбец должен иметь заголовок;
 в каждый столбец должны вводиться значения только в одном формате (например, столбец «Дата поставки» должен содержать все значения только в формате Дата; столбец «Поставщик» - названия компаний только в текстовом формате);
 в таблице должны отсутствовать незаполненные строки и столбцы;
 в ячейки должны вводиться «атомарные» значения, т.е. только те, которые нельзя разнести в разные столбцы. Например, нельзя в одну ячейку вводить адрес в формате:
«Город, Название улицы, дом №». Нужно создать 3 одноименных столбца, иначе Сводная
таблица будет работать неэффективно (в случае, если Вам нужна информация, например, в разрезе города);
 избегайте таблиц с «неправильной» структурой (см. рисунок ниже).

Министерство науки и высшего образования РФ
Ульяновский государственный университет
Форма
Ф-Методические указания
Вместо того, чтобы плодить повторяющиеся столбцы (регион 1, регион 2, …), в которых будут в изобилии незаполненные ячейки, переосмыслите структуру таблицы, как показано на рисунке выше (Все значения объемов продаж должны быть в одном столбце, а не размазаны по нескольким столбцам. Для того, чтобы это реализовать, возможно, потребуется вести более подробные записи (см. рисунок выше), а не указывать для каждого региона суммарные продажи).
Несколько облегчит процесс построения Сводной таблицы, тот факт, если исходная таблица будет преобразована в формат EXCEL 2007
(
Вставка/ Таблицы/ Таблица
). Для этого сначала приведите исходную таблицу в соответствие с вышеуказанными требованиями, затем выделите любую ячейку таблицы и вызовите окно меню
Вставка/ Таблицы/ Таблица
. Все поля окна будут автоматически заполнены, нажмите ОК.
Создание таблицы в формате EXCEL 2007
добавляет новые возможности:
 при добавлении в таблицу новых значений новые строки автоматически добавляются к таблице;
 при создании таблицы к ней применяется форматирование, к заголовкам – фильтр, появляется возможность автоматически создать строку итогов, сортировать данные и пр.;
 таблице автоматически присваивается
Имя
В качестве исходной будем использовать таблицу в формате EXCEL 2007
содержащую информацию о продажах партий продуктов. В строках таблицы приведены данные о поставке партии продукта и его сбыте.
В таблице имеются столбцы:

Товар – наименование партии товара, например, «Апельсины»;

Группа – группа товара, например, «Апельсины» входят в группу «Фрукты»;