Файл: Планконспект для проведения занятия по профессиональной подготовке начальствующего состава 5 псо фпс гпс главного управления мчс россии по Чувашской Республике Чуваши по дисциплине специальная подготовка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник 5 ПСО ФПС ГПС
Главного управления МЧС России
по Чувашской Республике – Чувашии
подполковник внутренней службы
А.В. Александров
«____» ________________ 2023 г.
План-конспект
для проведения занятия по профессиональной подготовке начальствующего состава 5 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Чувашской Республике – Чуваши по дисциплине «специальная подготовка».
Тема: обеспечение работоспособности насосно-рукавных систем пожарных автомобилей при тушении пожаров в условиях экстремально низких температур окружающей среды, в том числе на объектах энергетики.
Вид занятия: лекция. Отводимое время: 1 (ч).
Цель занятия: изучение работоспособности насосно-рукавных систем пожарных автомобилей при тушении пожаров в условиях экстремально низких температур.
1. Литература, используемая при проведении занятия:
1. Приказ МЧС РФ от 26.10.2017г. № 472 «Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны»;
2. Приказ МЧС РФ от 01.10.2020 г. № 737 «Об утверждении Руководства по организации материально-технического обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
3. Пожарная техника. ПТВ. Безбородько М.Д. 2004 г. Учебное пособие;
4. Руководство по эксплуатации.
5. Приказ Минтруда России от 11.12.2020 N 881н "Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны"
Развернутый план занятия:
(Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение
(в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса включая контроль занятий
Учебный вопрос №1 - наименование, время 30 (мин). Работа пожарных подразделений в условиях низких температур, при неблагоприятных погодных условиях
Тушение пожаров в условиях низких температур осложняется возможность пробоев в работе насосно рукавных систем, пожарной техники и противопожарного водоснабжения, скованность движений и обмораживание л/с.
Бесперебойная подача воды к месту работы пожарных подразделений сопряжена со значительными трудностями: во первых, снижением температуры в водопроводе до 0,5-1°С, в открытых водоемах, реках и озерах до 0
оС, во вторых, опасностью замерзания воды в рукавных линиях, особенно в начальный период работы насоса. При температуре воздуха -40оС и ниже температуры стенок рукавов близки к температуры окружающего воздуха, и движущаяся по ним вода быстро охлаждается, превращаясь иногда в пастообразующую ледяную массу, закупоривающую рукавную линию и ствол.
Кроме этого, переохлаждение организма у л/с при работе приводит к скованности движений и обмораживанию. Допустимая температура переохлаждения тела человека составляет около 25оС, после которого оживление человека сомнительно. В этих условиях действия личного состава должны быть направлены на ускорение развертывания сил и средств подразделений. Для этой цели необходимо:
1) при работе пожарных насосов:
-
забор воды с открытых водоисточников целесообразно производить с больших глубин, где температура воды немного выше чем у поверхности (это дает возможность увеличить расстояние подачу воды к месту пожара); -
при запуске насоса необходимо в начале открывать задвижку напорного патрубка которому неприсоединена рукавная линия. Подачи воды на излив позволяет водителю пожарного автомобиля убедиться в устойчивой работе пожарного насоса. Через 15 - 20 сек. необходимо увеличить число оборотов вала насоса, и плавно открывая задвижку патрубка с присоединенной напорной рукавной линией, одновременно закрывать задвижку напорного патрубка без рукавной линии (такой порядок запуска насоса исключает возможность замерзания воды в напорной рукавной линии в случае обрыва водяного столба); -
из трубопровода вакуумной системы пожарного автомобиля необходимо полностью слить воду. Для этого следует после запуска насоса и подачи воды в напорную линию включать газоструйный вакуум аппарат (не включая крана вакуумной системы насоса) и произвести отсос воды в вакуумной линии; чтобы вакуум аппарат включился целесообразно сбавить газ на время переключения газораспределительной заслонки вакуум аппарата; -
при этом нужно полностью открыть дроссельную заслонку карбюратора двигателя (рычаг "Газа" подать на себя до отказа) и в зависимости от вида и количества стволов, присоединенных к рукавной линии установить требуемый напор в насосе (по мановакууметру), плавно прикрывая задвижку напорного патрубка; -
после установки соответствующего режима работы двигателя с насосом, закрыть двери насосного отделения и наблюдения за показаниями приборов вести через смотровое окно; -
при длительном прекращении подачи воды отсоединить всасывающие и напорные рукава и удалить полностью воду из насоса при помощи сливных краников; -
перед использованием насоса после длительной стоянки осторожно повернуть коленчатый вал двигателя заводной рукояткой при включенном насосе; -
при стоянке автомобилей, не используемых на пожаре, периодически подогревать двигатель.
2) при прокладке и замене рукавных линий:
-
рукавные линии прокладывать преимущественно больших диаметров, по возможности из прорезиненных рукавов; -
при наружных пожарах практиковать прокладку только магистральных линий непосредственно к стволам, избегая установки разветлений; -
прокладывать резервные сухие магистральные рукавные линии в первую очередь к стволам, работающим на решающем направлении, предохраняя их от подмочки; -
избегать прокладки длинных рукавных линий, для чего в первую очередь использовать ближайшие к месту пожара водоисточники, устанавливая на них возможно большее количество автонасосов и автомобилей с более мощными пожарными насосами. Работающие автомашины использовать на максимальную мощность; -
не допускать зигзагообразной прокладки рукавных линий. Прокладку линий производить по возможности прямолинейно, без изгибов и заломов вдоль поребрика тротуаров или по самим тратуарам; -
во всех случаях для защиты рукавов на проезжей части дорог применять рукавные мостки, в случае недостатка мостков использовать доски, жерди и т.п., что может предохранить рукава от повреждений при переездах транспорта; -
рукавные линии по сугробам прокладывать из скаток или с рукавных катушек, установленных на заранее изготовленные специальные лыжи; -
все образующиеся на рукавах свещи и протечки должны немедленно устранятся путем наложения рукавных зажимов; -
при замене поврежденных рукавов или наращивания рукавов подачу воды не прекращать, а наращивание линии или замену рукавов производить, уменьшив напор в линии. -
для предохранения от замерзания рукавных линий следует обязательно производить засыпку соединительных головок снегом, если имеется возможность применять на пожаре древесные опилки и другие утепляющие материалы; -
следует практиковать отогревание соединительных головок паяльной лампой или факелом, подкладывать под соединительные головки подкладки из теплоизоляционного материала (доски, тряпки и т.п.) во избежание соприкосновения соединительных головок с землей; -
для отогревания насосов и рукавных линий по возможности использовать горячую воду, путем заливки ее в цистерну, работающего автомобиля и подсоса ее в полость насоса и рукавные линии; -
следует учитывать, что разветления являются наиболее чувствительной к замерзанию частью рукавной линии, поэтому при наружной установки разветвлений принимать меры к утеплению их снегом, опилками и т.п. материалами, устанавливать их внутри зданий, преимущественно на парадных и черных лестничных площадках и в коридорах. На весь период работы стволов у разветвлений выставлять пожарных для непрерывного за ними наблюдения; -
при временном прекращении подачи воды насос не выключать, а закрыв вентили напорных патрубков, продолжить работу двигателя с насосом на малых оборотах или, открыв вентиль свободного патрубка, пустить воду на слив; -
при работе автонасосов обязательно использовать все напорные патрубки, за исключением случаев, когда автонасосы установлены на маломощных магистралях; -
следить за тем, чтобы у подготовленных для подачи воды с водоемов всасывающие сетки, во избежание их преждевременного обледенения, спускались воду лишь после полученного распоряжения о подаче воды.
Перечисленные требования помогут избежать образование льда в пожарных рукавах путем подогрева воды непосредственно насосом. Сущность подогрева воды этим способом заключается в том что при работе насоса на максимальных оборотах и не при неполном открытии задвижки напорного патрубка вода нагревается от трения о рабочее колесо и стенки корпуса насоса. При этом степень нагрева воды зависит от количества воды, подаваемым насосом в рукавную линию, напора, развиваемого насосом, и температурой окружающего воздуха.
Замерзание воды в рукавных линиях при температуре окружающего воздуха до -35 °С не должно быть, если по ним поступает вода с расходом не менее 1,5 л/с для рукавов 51 мм, 3 л/с для рукавов 66 мм, 4,5 л/с для рукавов 77 мм и 6 л/с для рукавов 89 мм на расстояние до ствола не более 300 м.
В этих случаях подача воды должна производится только по одной магистральной линии, т.к. увеличение количества магистральных линий приводит к увеличению суммарного расхода воды, в следствии чего ее нагрев в насосе получается не значительным;
После тушения
-
избегать спуск воды (при удалении ее) по лестничным клеткам; -
замерзшие рукава в местах перегибов и соединений отогревать горячей водой, паром или нагретыми газами; -
замерзшие соединительные головки, разветвления и стволы в отдельных случаях допускается отогревать паяльными лампами или факелами; -
в случае сплошного промерзания рукавных линий, сборку таковых производить без сгибов и переломов рукавов, при этом отправка их в сушку производится в грузовых автомобилях с прицепами или на санях с подсанками, укладывая рукава во всю длину, не допуская перелома рукавов; -
сборку рукавных линий производить под напором 1-1.5 атмосфер, не приостанавливая подачу воды. Сборку линий начинать от стволов. Размыкание последующих рукавов производить только после того, когда последний разомкнутый рукав будет освобожден от воды и скатан. Скатку рукавов в исключительных случаях допустимо заменить сборкой заломами рукава длинной в 3-5 метров. Для сборки рукавов привлекать максимальное количество личного состава; -
перед окончанием работы насоса открыть спускные краники, убедиться, что через них проходит вода, после чего остановить насос, отсоединить напорные и всасывающие рукава, открыть клинкеты напорных патрубков, удалить всю воду из полости центробежного насоса и водокольцевого (если такой имеется); -
после работы насоса и выпуска воды из него, включить газоструйный аппарат и удалить воду из трубопровода; -
после работы по подаче воздушно-механической пены промыть насос, трубопроводы, клинкеты и пеносмесители. При наличии отстоя пенообразователя в баке, последний промыть водой.
Основной задачей тыла в условиях зимнего времени является обеспечение бесперебойная подача воды на пожар, работа всех средств сил пожаротушения, поэтому все заботы начальника тыла должны быть направлены к сохранению от замерзания как водоисточников, так и техники. Поэтому в своей работе начальник тыла обязан:
-
строго следить за выполнением личным составам частей всех указаний по предохранения от замерзания автонасосов, рукавных линий, разветвлений, пеногенераторов, водоисточников; -
уделять особое внимание наблюдению за сохранением от замерзания действующих рукавных линий, их отогреву в случае необходимости, а также процессу сборки таковых; -
при отсутствии на естественных или искусственных водоемах заблаговременно устроенных прорубей, в процессе пожаротушения выделить необходимое количество личного состава для быстрого их устройства, с таким расчетом чтобы работа протекала беспрерывно и была выполнена в кратчайший срок; -
в целях предохранения от замерзания как гидрантов, на которых установлены колонки, так и в утепленных водоемах, надлежит как колодцы гидрантов, так и горловины утеплительных устройств или проруби на водоемах, утеплять снегом, соломой, матами и другими подручными материалами; -
для обеспечения быстрого использования прилегающих к месту пожара гидрантов принять меры к заблаговременной их подготовки путем открывания крышек, удаления смерзающегося утеплителя, очистки от льда и футляра, вплоть до отогревания гидрантов паром и горячей водой.
При невозможности по какой либо причине произвести установку пожарной колонки, в исключительных случаях допускается использование гидрантов как водоемов путем заполнения их водой(утоплением шарового клапана);
-
около водоисточников у места работы нескольких автонасосов иметь всегда резервные автонасосы для замены в случае выхода из строя работающих; -
при значительном удалении от места пожара водоисточников необходимо организовать подачу воды или в перекачку, или путем подвоза к пожару автоцистернами. Для пополнения последних необходимо выделять автонасосы. Подвоз воды автоцистернами должен быть организован таким образом чтобы подача воды на пожар из цистерны протекала беспрерывно и подъезжающие цистерны не смогли повредить работающие выкидные рукавные линии; -
по окончанию работы с открытых водоемов или гидрантов принять меры к их проверке и немедленному последующему утеплению; -
резерв личного состава размещать в теплых помещениях (в автобусах); -
организовать периодически подмену работающих, давая им возможность отдохнуть и обогреться; -
организовать на пожаре медицинское наблюдение за личным составом; -
предусмотреть обогрев личного состава и переодевание его в сухую одежду; -
обеспечить доставку личного состава в пожарные части в закрытых теплых автомобилях.