Файл: Каковы особенности информации в системах социального управления Приведите примеры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Каковы особенности информации в системах социального управления? Приведите примеры».
В последнее время понятие "информация" углубляется и дополняется, вследствие чего оно стало употребляться во многих областях научного знания.
Раньше в советском энциклопедическом словаре: информация - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом.
Сейчас по определению ЮНЕСКО: информация - универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения.
Социальная информация — ориентирующее знание о состоянии социальной системы, процесс обеспечения информационных потребностей общества на основе применения информационных технологий.
На самом деле, не всякое содержание, возникающее в процессе деятельности, становится информацией. Чтобы содержание приобрело характер информации, нужен определенный уровень взаимодействия и деятельности, который свойственен лишь обществу и высшим животным.
Значение информации: очень велико, оно представляет собой интеллектуальный фонд человеческих ресурсов, значение которых постоянно растёт.
Большую роль информация играет в управлении социальными процессами, так как здесь информационное обеспечение необходимо на каждом этапе социального управления, будь то постановка целей или принятие управленческих решений. Вследствие этого сбор и обработка информации является важным компонентом в структуре социального управления.
Информация представляет собой знание, но не всякое знание есть информация. Информация должна обладать рядом признаков.
Признаки информации в социальном управлении:
-
Прежде всего, она должна основываться на объективных данных -
в полном объёме отражать управленческий процесс -
должна своевременно поступать для переработки субъектам управления, иначе вся её значимость будет сведена к нулю -
должна быть чёткой и понятной, не допускающей разнотолкования -
экономичной при сборе, сохранение и передаче её
Информация может быть обычной и научной. В социальном управлении
используется научная информация. Здесь она зависит от характера объекта управления, от задач, которые перед ним ставятся, а также от осведомлённости субъекта.
Информация, используемая в социальном управлении, представляет собой сложную совокупность различных информаций, поступающих на разных этапах функционирования социальной системы. Поэтому важной задачей для эффективного управления является отбор нужной информации из представленного разнообразия.
Всю информацию можно разделить на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя информация представляет собой информацию, циркулирующую внутри системы, между её компонентами, обеспечивая их взаимодействие, объединяя в единое целое.
Внешняя же информация обеспечивает связь данной системы с другими системами, имеющими на неё различное влияние.
Большое значение имеет постоянное движение информации между субъектом и объектом управления.
Здесь выделяют прямую и обратную информацию.
Прямая информация: идёт своевременное поступление различных команд со стороны субъекта объекту.
С помощью обратной информации субъект узнаёт о состояние объекта, о его движение к поставленной цели.
В результате вышесказанного происходит эффективное управление системой. Для того чтобы достичь оптимума в информационном потоке, необходимо использовать методику и технику сбора первичных данных, а также приёма и обработки информации. В связи с этим большое значение имеет подготовка специалистов в управление к деятельности, связанной с восприятием, обработкой информации.
Управленческая информация отличается тем, что:
-
большие объемы информации должны обрабатываться в жестко ограниченные сроки; -
исходная информация должна подвергаться неоднократной обработке с различных точек зрения, касающихся деятельности предприятия, управленческого аппарата и с учетом требований ее потребителей; -
исходные данные и результаты расчетов должны храниться длительное время.
Особенности информации для систем социального управления.
Целевая направленность. Информация всегда используется субъектом управления с определенной целью. Но одна и та же информация может иметь многоцелевое значение.
Способ и формат.
Основными способами выдачи информации в социальных системах является визуальный и звуковой. Электронные средства способствуют оптимизации форматирования и передачи информации.
Оперативность.
Скорость передачи и приема информации определяется временем, необходимым для оценки обстановки на управляемых объектах. В системах управления социальными объектами передача информации осуществляется с небольшой скоростью, которая ограничивается в основном человеческими возможностями.
Избыточность.
Увеличение избыточности приводит к увеличению объема сообщения без увеличения его информативности, а значит - к увеличению времени доставки информации и ее удорожанию.
Периодичность.
Это частота передачи информации, вызванная необходимостью принятия решений: эффективное управление требует поступления информации с периодичностью, прямо пропорциональной происходящим событиям.
Ценность.
Имеется в виду тот тактический, оперативный или материальный эффект, который дает использовании данной информации. Ценность информации зависит от способа и скорости ее передачи, периодичности, обусловленности, случайности, достоверности, надежности, старения и прочих факторов.
Зависимый и вероятностный характер информации.
Информация о прошлом является обусловленной, а о будущем всегда содержит элементы неопределенности.
Издержки.
Как вещество и энергия, информация характеризуется затратами на ее получение. Издержки на информацию определяются теми затратами, которые получаются в результате расходов на ее поиск, получение, хранение переработку и т.д.
Статичность и динамичность.
Информация, которая не меняется во времени, является статичной. Примером статичной информации являются постоянные данные типа таблиц физических констант, справочников, расписаний и др.
Наоборот, оперативные данные о ходе основных видов деятельности предприятия являются динамичными.
Примеры (на основе нейросети):
- Данные о демографических и экономических изменениях в обществе, такие как показатели рождаемости, смертности, миграции, трудовой занятости и безработицы.
- Результаты опросов общественного мнения, которые могут помочь выявить взгляды и предпочтения граждан, реакцию на заданные вопросы или инициативы социального управления.
- Информация о социально-экономическом положении различных групп в обществе, таких как малоимущие, молодежь, пенсионеры, инвалиды и т.д.
- Статистические данные о результатах различных социальных программ, проектов и политик, например, оценка эффективности государственных программ поддержки населения, коммунальных услуг и т.д.
- Аналитические материалы, такие как отчеты, исследования и прогнозы, которые могут дать представление о текущей социально-экономической ситуации и помочь принять эффективные политические решения.
- Информация о правовых актах на социальные вопросы, например, законы и приказы Государственной думы, Президента РФ и других органов власти, касающиеся социальных прав граждан, социального обеспечения и других социальных сфер.