Файл: Система противодействия коррупции в органах внутренних дел и формирования антикоррупционного поведения сотрудников и служащих овд.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Размещено на http://www.allbest.ru/


Система противодействия коррупции в органах внутренних дел и формирования антикоррупционного поведения сотрудников и служащих ОВД
План

коррупция органы внутренних дел

Введение

1.Формы проявления коррупции в органах внутренних дел

2.Противоправные деяния, создающие условия для коррупции в органах внутренних дел и факторы, провоцирующие коррупцию

3.Нормативно-правовая основа противодействия коррупции в органах внутренних дел и формирования антикоррупционного поведения сотрудников и служащих ОВД

4.Система мер противодействия коррупции и коррупционного поведения в органах внутренних дел

5.Зарубежный опыт борьбы с коррупцией в органах полиции США и возможности его применения в Российской Федерации

Заключение
Введение
Характерной чертой коррупции является использование представителями властных структур (должностными лицами) прав и возможностей, которыми они обладают по должности, незаконно, в ущерб государственным интересам и с целью личного обогащения. Более всего распространена коррупция, выразившаяся в подкупе чиновников и общественно-политических деятелей, а также в протекционизме.

К правонарушениям коррупционного характера относятся в первую очередь: коммерческий подкуп, воспрепятствование законной коммерческой деятельности, регистрация незаконных сделок с землей, контрабанда, совершаемая должностными лицами с использованием своего служебного положения, организация преступного сообщества (для совершения любого из тяжких или особо тяжких коррупционных преступлений) и т.д.

Исходными причинами коррупции в Российской Федерации являются: высокая степень закрытости в работе государственных ведомств, скрытая статистическая отчетность и, наконец, кадровая политика, способствующая продвижению чиновников независимо от их профессионализма, а также результатов их деятельности.

Данное явление сегодня проникло во все или почти во все сферы нашего общества: суды, здравоохранение, образование, органы правопорядка – вот далеко не полный перечень пораженных метастазами коррупции «клеток». Главная беда коррупции не в масштабах украденного, главная беда в том, что растущая государственная машина ежегодно получает «коррупционные палки в колеса», поэтому работает все хуже и хуже. А плохая работа вызывает снижение роста благосостояния населения, что приводит к развалу экономики, к нестабильности в обществе.


Мы предлагаем рассмотреть в данной лекции лишь один из сегментов коррупции - коррупцию в органах внутренних дел РФ, в связи с чем остановимся также на зарубежном опыте по борьбе с этим злом и предложим возможные пути решения данной проблемы.1


1. Формы проявления коррупции в органах внутренних дел
Рассматривая проблему предупреждения и пресечения коррупции в органах внутренних дел, необходимо отметить, что она имеет различные специфические формы выражения, т.е. проявляется в различных аспектах: социально-экономическом, политическом и организационно-правовом. Изучение практики предупреждения и пресечения коррупции в органах внутренних дел, а также научной литературы (А.Д. Сафронов, Р.В. Руденко и др.) позволяет выделить следующие формы коррупции в деятельности государственной службы.

1. Системные коррупционные отношения. Данная форма проявляется при систематическом участии сотрудников органов внутренних дел в перераспределении доходов субъектов предпринимательской деятельности.

2. Точечные коррупционные отношения. Систематическое незаконное получение денежных средств сотрудниками ОВД оставляет безнаказанной противоправную деятельность отдельных лиц или групп, например, торговлю в неустановленных местах, организацию азартных игр и др.2

Надо отметить, что при точечных коррупционных отношениях могут проявляться (в основном в общественных местах) более опасные формы коррупции сотрудников ОВД. Например, непринятие соответствующих мер к сбытчикам наркотических средств и психотропных веществ, поборы с нищих и бродяг, проституток и др. Коррупционная связь обязывает сотрудников оберегать правонарушителей. 30% сотрудников обеспечивают оперативное прикрытие коммерческих структур (так называемая «крыша»)3.

3. Вымогательство денег с лиц, которые привлекаются к уголовной или административной ответственности. В этом случае сотрудники органов внутренних дел получая от граждан незаконное вознаграждение, выносят необоснованные постановления о прекращении или об отказе в возбуждении уголовного дела, дела об административном правонарушении, уничтожают вещественные доказательства, фальсифицируют доказательства, свидетельские показания и др.4.

4. Незаконное сотрудничество сотрудников ОВД с частными детективными и охранными структурами (незаконный обмен информацией, а также нелегальное предоставление организационно-технических ресурсов органов внутренних дел и др.)

5.

5. Получение незаконного вознаграждения от потерпевшего за выполнение своих служебных обязанностей, в частности, розыск угнанного автотранспорта или иного имущества, сбор информации и др.6.

6. Получение незаконного вознаграждения от подчиненных сотрудников за прием на службу, направление на учебу, устройство в образовательные учреждения, присвоение очередных и досрочных специальных званий, продвижение по службе, выделение жилья, путевок и др.

7. Сбор информации о конкурентах по бизнесу в процессе проведения оперативно-разыскной деятельности в интересах отдельных физических и юридических лиц и др.7

Выявление и пресечение указанных деяний со стороны сотрудников органов внутренних дел является приоритетным направлением в деятельности подразделений собственной безопасности органов внутренних дел. По имеющимся статистическим данным 60% коррупционных правонарушений сотрудников органов внутренних дел пресекается службой собственной безопасности8.

Как отмечают специалисты по обеспечению собственной безопасности правоохранительных органов, «в современных условиях для правоохранительных органов крайне важно обеспечить собственную безопасность, так как преступные организации пытаются получить упреждающую информацию, стремятся устроить на работу в правоохранительные органы своих осведомителей, вовлечь в правоохранительную деятельность кадровых сотрудников»9.

Учитывая зарубежный опыт борьбы с коррупцией в органах полиции, необходимо совершенствовать механизм работы порядка приема регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений и иной информации о происшествиях по фактам коррупции в органах внутренних дел.

В настоящее время нормативная база, регламентирующая порядок работы с обращениями граждан, практически сформирована, принят Федеральный закон РФ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»10; кроме того, данный вопрос урегулирован и на ведомственном уровне приказом МВД России от 1 декабря 2005 г. № 985 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях»11.

Жалобы на факты коррупции в деятельности органов внутренних дел могут касаться отдельных событий, сотрудников, а также структурных подразделений органов внутренних дел. Должностные лица, рассматривающие обращения граждан, в которых может содержаться информация о фактах коррупции сотрудников органов внутренних дел, обязаны детально разобраться в существе обращения, а также принять предусмотренные законом меры по пресечению коррупции в органах внутренних дел. Подтверждение этому мы находим в информа
ции ДСБ МВД России, опубликованной в открытых источниках. Так, как уже отмечалось, в ДСБ МВД России в 2006 г. поступило 3985 жалоб на противоправные действия сотрудников ОВД, что на 3,5% больше чем в 2005 г.


2. Противоправные деяния, создающие условия для коррупции в органах внутренних дел и факторы, провоцирующие коррупцию
Анализируя опыт специальных исследований в области борьбы с коррупцией в органах внутренних дел, можно выделить целый ряд правонарушений, создающих условия для возникновения коррупции в правоохранительных органах:

- использование сотрудником своего статуса, а также основанных на последнем авторитета и возможностей для вмешательства в деятельность других государственных и негосударственных органов, если это не входит в круг полномочий соответствующих сотрудников и не предусмотрено законодательством;

- не предусмотренное законодательством использование сотрудником своего статуса при решении вопросов, затрагивающих интересы заинтересованных лиц либо интересы членов их семьи;

- оказание не предусмотренного законодательством или необоснованного предпочтения физическим или юридическим лицам при подготовке и принятии решений по разного рода вопросам, входящих в компетенцию сотрудника органов внутренних дел;

- участие в качестве поверенных или представителей третьих лиц по делам органа, в котором данный сотрудник состоит на службе, либо по делам органов, подчиненных сотруднику, либо по делам органов, деятельность которых контролируется (или проверяется) сотрудниками органов внутренних дел;

- использование сотрудниками органов внутренних дел в личных или групповых интересах служебной и иной информации, полученной при выполнении служебных полномочий, если такая информация в соответствии с законодательством не подлежит разглашению или распространению;

- нарушение установленного законами и иными нормативными правовыми актами порядка принятия и рассмотрения заявлений, жалоб, обращений физических и юридических лиц;

- необоснованный отказ физическим и юридическим лицам в информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также передача недостоверной или неполной информации или «затягивание» ее предоставления;


- требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законами и иными нормативными правовыми актами;

- незаконное или необоснованное создание препятствий физическим и юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов.

Можно также выделить целый ряд факторов, провоцирующих коррупционные процессы в органах внутренних дел:

- правовой нигилизм значительной части сотрудников, циничное отношение к законам, которые они (сотрудники) призваны блюсти12.

- крайне низкий уровень денежного содержания сотрудников органов внутренних дел, заставляющий «балансировать» их на уровне прожиточного минимума.

- назначение на руководящие или «приносящие прибыль» должности сотрудников по принципу «личной преданности» вышестоящим начальникам или за денежное вознаграждение.

- наличие возможности у сотрудника использования своего служебного положения и (или) должностных полномочий в корыстных целях.
3. Нормативно-правовая основа противодействия коррупции в органах внутренних дел и формирования антикоррупционного поведения сотрудников и служащих ОВД
В настоящее время в Российской Федерации антикоррупционная правовая база состоит из нормативных правовых актов, регламентирующих профилактическую деятельность по отдельным видам преступлений и правонарушений, а также отличающихся друг от друга по степени юридического воздействия и принявшим их органам правовым актам международного, российского, территориального и ведомственного значения.

В рамках международного антикоррупционного законодательства следовало бы отметить:

  1. Уголовно-правовая конвенция Совета Европы по борьбе с коррупцией от 27 января 1999 года.

  2. Справочный документ о международной борьбе с коррупцией, подготовленный секретариатом ООН. А/ CONF. 169/14. 1995. 13 April.

  3. Антикоррупционный набор инструментов. Глобальная программа против коррупции, принятая Комитетом ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности в июне 2001 года.

  4. Двенадцать принципов борьбы с коррупцией Комитета министров Совета Европы от 6 ноября 1997 года.

  5. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17 декабря 1978 года.

На федеральном уровне вопросы профилактической деятельности регламентируются прежде всего такими законодательными актами как: