Файл: Допуск к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования Спецификация.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Допуск к государственной итоговой аттестации
по образовательным программам основного общего
образования
Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения в 2023 году итогового собеседования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ подготовлена федеральным государственным бюджетным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Спецификация итогового собеседования 2023 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 2 /7
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2023 году
итогового собеседования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1. Назначение контрольных измерительных материалов (КИМ) – определение соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образованиясоответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Итоговое собеседование по русскому языку проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание
КИМ определяется на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Концептуальные подходы к формированию КИМ для итогового собеседования по русскому языку определялись спецификой предмета в соответствии с ФГОС.
Работа проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм
(орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).
Выполнение обучающимися совокупности представленных в работе заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки, достигнутого к концу обучения в основной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку (устная речь).
Работа построена с учётом вариативности: испытуемым предоставляется право выбора одной из трёх предложенных тем монолога и диалога (беседы).
Спецификация итогового собеседования 2023 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 3 /7
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Система оценивания ответов на отдельные задания и работы в целом создавалась с учётом требований теории и практики педагогических измерений и отечественных традиций преподавания русского языка.
4. Характеристика структуры и содержания КИМ
Каждый вариант КИМ состоит из двух частей, включающих в себя четыре задания базового уровня сложности.
Задание 1 – чтение вслух текста научно-публицистического стиля.
Задание 2
– подробный пересказ текста с привлечением дополнительной информации.
Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.
Задание 4 – участие в диалоге.
Все задания представляют собой задания с развёрнутым ответом.
5. Распределение заданий КИМ по уровням сложности
В таблице 1 представлено распределение заданий работы по уровням сложности.
Таблица 1. Распределение заданий работы по уровням сложности
Задание
Уровень слож- ности заданий
Макси- мальный первичный балл
Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 20 баллам
Задание 1
Базовый
2 10
Задание 2
Базовый
5 25
Задание 3
Базовый
3 15
Задание 4
Базовый
2 10
Соблюдение норм современного русского литературного языка
8 40
Итого
20 100
Спецификация итогового собеседования 2023 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 4 /7
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Задания, предлагаемые на итоговом собеседовании по русскому языку, различны по способам предъявления языкового материала (таблица 2).
Испытуемый читает вслух текст, подробно пересказывает его, дополняя предложенным высказыванием, участвует в диалоге, создаёт собственное устное монологическое высказывание.
Таблица 2. Распределение заданий
по видам работы с языковым материалом
Виды работы с языковым материалом
Коли- чество заданий
Максимальный первичный балл
Процент максимального первичного балла за выполнение заданий, предусматривающих различные виды работы с языковым материалом, от максимального первичного балла за всю работу, равного
20 баллам
Чтение текста вслух
1 2
10
Подробный пересказ текста с привлечением дополнительной информации
1 5
25
Создание устного монологического высказывания
1 3
15
Участие в диалоге
1 2
10
Соблюдение норм современного русского литературного языка
8 40
Итого
4 20 100
6. Продолжительность итогового собеседования
На проведение итогового собеседования с одним участником итогового собеседования (далее – участник) отводится примерно 15–16 минут.
7. Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Ответ на задание 1 (чтение текста) работы оценивается по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за чтение – 2.
За верное выполнение задания 2 (пересказ текста с привлечением дополнительной информации) обучающийся получает 5 баллов.
Соблюдение норм современного русского литературного языка во время работы с текстом оценивается отдельно. Максимальное количество баллов,
Спецификация итогового собеседования 2023 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 5 /7
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки которое может получить участник за речевое оформление ответа на задания 1 и 2, – 4 балла.
Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 11.
Оценка ответа на задание 3 работы осуществляется по специально разработанным критериям.
Максимальное количество баллов за монологическое высказывание – 3.
Максимальное количество баллов, которое может набрать участник за выполнение задания 4, – 2.
Соблюдение норм современного русского литературного языка при ответе оценивается отдельно. Максимальное количество баллов, которое может получить участник за речевое оформление ответа на задания 3 и 4, –
4 балла.
Максимальное количество первичных баллов за выполнение всех заданий итогового собеседования, – 20.
Участник собеседования получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов.
9. Условия проведения итогового собеседования
Экзаменатором-собеседником при проведении итогового собеседования может быть учитель по любому предмету. Использование единой инструкции по проведению процедуры итогового собеседования позволяет обеспечить соблюдение единых условий для всех участников итогового собеседования.
Далее приводится рекомендуемый порядок проведения итогового собеседования.
Таблица 3. Рекомендуемый порядок проведения
процедуры итогового собеседования
№
Действия экзаменатора-собеседника
Действия
обучающихся
Время
1
Приветствие участника собеседования.
Знакомство. Короткий рассказ о содер- жании итогового собеседования
1 мин.
Выполнение заданий итогового собеседования
Приблизительное время
15–16
мин.
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
2
Предложить участнику собеседования ознакомитьсяс текстом для чтения вслух.
Обратить внимание на то, что участник собеседования будет работать с этим текстом, выполняя задания 1 и 2 3
За
несколько
секунд
напомнить
о готовности к чтению
Подготовка к чтению вслух.
Чтение текста про себя до
2 мин.
Спецификация итогового собеседования 2023 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 6 /7
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
№
Действия экзаменатора-собеседника
Действия
обучающихся
Время
4
Прослушать текст.
Эмоциональная реакция на чтение
участника собеседования
Чтение текста вслух до
2 мин.
5
Переключить участника собеседования на другой вид работы
Подготовка к пересказу с привлечением допол- нительной информации до
2 мин.
6
Забрать у участника собеседования исходный текст. Слушать пересказ.
Эмоциональная реакция на пересказ
участника собеседования
Пересказ текста с при- влечением дополни- тельной информации до
3 мин.
7
Забрать у участника собеседования материалы, необходимые для выполне- ния задания 1 и 2. Объяснить, что задания 3 и 4 связаны тематически и не имеют отношения к тексту, с кото- рым работал участник собеседования при выполнении заданий 1 и 2.
Предложить участнику собеседования выбрать вариант темы беседы и выдать ему соответствующую карточку
МОНОЛОГ
8
Предложить участнику собеседования ознакомиться с темой монолога.
Предупредить, что на подготовку от- водится 1 минута, а высказывание не должно занимать более 3 минут
Подготовка к ответу
1 мин.
9
Слушать устный ответ.
Эмоциональная реакция на ответ
Ответ по теме выбранного варианта до
3 мин.
ДИАЛОГ
10
Задать вопросы для диалога.
Экзаменатор-собеседник может задать вопросы, отличающиеся от предложен- ных в КИМ итогового собеседования
Вступление в диалог до
3 мин.
11
Эмоционально поддержать участника собеседования
10. Изменения в КИМ 2023 года по сравнению с 2022 годом
Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.
Спецификация итогового собеседования 2023 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 7 /7
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Приложение
Обобщённый план варианта КИМ для проведения в 2023 году
итогового собеседования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Уровень сложности заданий: Б – базовый.
№
Проверяемые элементы содержания
Коды прове- ряемых элементов содержа- ния
Коды проверя- емых умений
Уровень слож- ности задания
Макси- мальный балл за выпол- нение задания
1
Чтение текста вслух
8.2–8.4 11.2 1.1
Б
2 2
Подробный пересказ текста с привлечением дополнительной информации
8.3 8.5 11.3 1.1 1.3 4.7
Б
5 3
Создание устного монологического высказывания
2.1–2.4 8.1–8.4 1.3 4.8
Б
3 4
Участие в диалоге
2.1–2.4 8.1–8.2 1.2 1.3 4.8
Б
2
Соблюдение норм современного русского литературного языка
9.1–9.4 5.4–5.6 8
Всего заданий – 4; из них с развёрнутым ответом – 4; по уровню сложности: Б – 4.
Максимальный первичный балл за работу – 20.
Общее время ответа участника собеседования – примерно 15–16 минут.