Файл: Жизнь и творчество К. Н. Батюшкова 1 Биография К. Н. Батюшкова.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Впервые у Батюшкова так ясно выражено его православное сознание, устремленное к иной — небесной — жизни. Очевидно, это давало повод исследователям говорить о глубоком пессимизме Батюшкова, об ощущении им трагичности земного бытия. Но для Батюшкова как для верующего человека такой вывод был бы неприемлем.
Впрочем, батюшковскую философскую элегию можно истолковать и как апофеозу земной жизни под благостью Творца, ведущего незримой рукой верующего в Него человека к любви и счастью. Только через "доверенность к Творцу" возможно обновление, говорит поэт; только Он источник всего прекрасного на земле — чувств, мыслей, творчества, всеобъемлющей любви.
Философская элегия "К другу" традиционна для русской поэзии тех лет. И в то же время это чисто батюшковское сочинение: в нем его стиль, его образность, мотивы его поэзии; наконец, оно перекликается с мотивами прозы Батюшкова, в которой философское начало почти всегда присутствует. Читая стихотворения "Надежда", "К другу", можно говорить о Батюшкове как о поэте, во многом подготовившем русскую философскую лирику первой половины XIX века, прежде всего лирику Боратынского и Пушкина и поэтов "тютчевской школы". Во всяком случае, все здесь взаимосвязано, и незримые нити тянулись от поэзии XVIII века, прежде всего М.Н. Муравьева и других русских сентименталистов, через Батюшкова и Жуковского к поэзии последующих лет.
Стихотворение "К другу", обращенное к П.А. Вяземскому, начинается поэтическими вопросами философского порядка:
Скажи, мудрец младой, что прочно на земли?
Где постоянно жизни счастье?
Мы область призраков обманчивых прошли,
Мы пили чашу сладострастья:
Но где минутный шум веселья и пиров?
В вине потопленные чаши?
Где мудрость светская сияющих умов?
Где твой Фалерн и розы наши?.. (4,78).
"Минуты странники, мы ходим по гробам" — таков неутешительный вывод Батюшкова.
Так что же вечно в этом мире?
Я с страхом вопросил глас совести моей...
И мрак исчез, прозрели вежды:
И вера пролила спасительный елей
В лампаду чистую надежды.
Ко гробу путь мой весь как солнцем озарен:
Ногой надежною ступаю
И, с ризы странника свергая прах и тлен,
В мир лучший духом возлегаю (4,79).
Только под сенью Творца, говорит поэт, жизнь человеческая приобретает смысл.
Нельзя, конечно, не увидеть и немалую долю пессимизма в оценке земной жизни, земных благ, земного счастья. Не то у Батюшкова: земной мир в эпилоге элегии как бы уступает место миру иному, к которому можно возлететь только духом, отряхнув прах земных надежд. В дальнейшем этот мотив будет усиливаться, как усилятся пессимистические ноты — вплоть до известного "приговора" земной жизни 1824 года, когда болезнь уже вступала в свои права:
Ты знаешь, что изрек,
Прощаясь с жизнию, седой Мельхиседек?
Рабом родится человек,
Рабом в могилу ляжет,
И смерть ему едва ли скажет,
Зачем он шел долиной чудной слез,
Страдал, рыдал, терпел, исчез (4,98).
Особую значимость стихотворения Батюшкова "Ты знаешь, что изрек..." (произвольное название "Изречение Мельхиседека") придает его глубоко пессимистический, как бы предсмертный характер. Пессимистический вывод о жизни дан от лица некоего библейского священнослужителя, однако все поэтическое творчество Батюшкова последних лет дает нам право рассматривать этот вывод и как авторский, тем более, что эти стихи поэт написал тоже "прощаясь", если не с жизнью, то с сознанием. Глубокая выразительность и небывалая в русской поэзии трагичность вызвала справедливое сакраментальное определение его как "поистине могильной плиты над всеми человеческими надеждами и усилиями" (Д. Д. Благой).
По положению в творческом наследии и по смысловой нагруженности стихотворение "Ты знаешь, что изрек..." занимает у Батюшкова место, в известной степени аналогичное тому, которое отводится в творчестве Пушкина стихотворению "Я памятник себе воздвиг..." Но если о пушкинском "Памятнике" мы знаем достаточно много, то последнее стихотворение Батюшкова остается еще пока весьма загадочным. До конца неясны время, обстоятельства создания стихотворения, его источники, длительное обсуждение которых привело к выводу: "Какое либо изречение Мельхиседека, священнослужителя, упоминаемого в Библии, - неизвестно".
Н. В. Фридман связал замысел этого стихотворения с посланием апостола Павла к евреям: "Мелхиседек здесь: характеризуется как "царь мира", "по знаменованию имени - царь правды", как прообраз Христа... О несчастиях Мелхиседека создавались апокрифы; так, большое распространение получило "Слово", приписываемое Афанасию Александрийскому, где рассказывалось о том, как во время землетрясения погиб весь род Мелхиседека". Однако это не объясняет, почему пафос разочарования в жизни соотнесен в стихотворении с образом Мелхиседека, не указывает на литературный источник его "изречения". А то, что такие источники существуют, заставляют предполагать некоторые противоречия между новозаветным образом человека, потерявшего всех своих близких, и его жалобой на "рабское" существование, на личное страдание и терпение. Тем более, что батюшковский "Мельхиседек" в полном противоречии с евангельскими заветами сомневается в том, что найдет ответ на вопрос о смысле своего земного существования и после смерти.
Таким образом, религиозные мотивы особенно четко проявляются в философской лирике Батюшкова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Константин Николаевич Батюшков занимает особое место среди поэтов допушкинской эпохи. Именно Батюшков проложил в русской поэзии тропинку, которая была превращена в столбовую дорогу гением Пушкина.
Высокое поэтическое мастерство, глубокий лиризм и филигранность художественной формы, пластика и скульптурность художественных образов ставят Батюшкова в ряд лучших русских романтиков.
Философские мотивы занимают важное место в творчества К.Н.Батюшкова. Вопросы жизни и смерти, смысла земного существования, предназначения волнуют поэта на протяжении всей жизни. Сама жизнь, нелегкая судьба Батюшкова наложила отпечаток на его поэзию.
Старательно возведенный мир мечты, как бы заслонявший поэта-эпикурейца от исторической действительности, рухнул. Известную роль в обострении этого душевного состояния Батюшкова сыграли и те личные невзгоды и неудачи, с которыми он столкнулся после возвращения на родину. Пережитый Батюшковым душевный кризис оставил неизгладимый след на всем послевоенном творчестве поэта, отмеченном глубочайшими внутренними противоречиями.
Творческий облик Батюшкова двоится. С одной стороны, он еще находится под обаянием идеала, утверждающего жизнь как чувственное наслаждение, но теперь он воплощает его исключительно в образах античного мира, делая его достоянием лишь эпохи глубокой древности. Другая линия поэзии Батюшкова связана с философскими элегиями, с романтической темой трагического одиночества и гибели поэта, отразившей реальное положение поэта в условиях самодержавно-крепостнической действительности. Ни один русский писатель до Пушкина не разработал эту тему так полно и глубоко, как Батюшков.
Замечательными стихотворениями, в которых наиболее полно отразился философский смысл являются «К другу», «Надежда», «Умирающий Тасс», «К Петину», «К Дашкову» и др.
В этих и других стихотворениях звучит мотив быстротечности жизни, трагичности земного существования, смерти, бытия.
Таким образом, Батюшков довольно близко подошел в своих стихотворениях к вечным темам и философским проблемам.
Лучшие философские стихотворения Батюшкова выдержали проверку временем. Как и все подлинно высокие произведения искусства, они вырвались за рамки своей эпохи и вошли в нашу жизнь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Альми И. Л. Стихотворение "Тень друга" в контексте элегической поэзии К. Н. Батюшкова// Тезисы докладов к научной конфренции посвященной 200-летию со дня рождения Константина Николаевича Батюшкова. – Вологда: Вологодский краеведческий музей, 1987. -
Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. - М.: Наука, 1994 -
Батюшков К. Н. Полн. собр. стихотворений. М. - Л., 1964. -
Батюшков К.Н. Стихотворения / Статья Б.В.Томашевского; Сост. и примеч. Д.П.Муравьева. - М.: Сов. Россия, 1979. -
Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. - М., 1953-1959. -
Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры: Эллегическая школа. – М.: Наука. 2007. -
Галустова О.В. История русской литературы. Конспект лекций: - М.: А-Приор. 2003. -
Городецкий Б.П. Русские лирики. Историко-литературные очерки. Л.; Наука, 1974. -
Зорин А. Несчастный счастливец // Батюшков К. Н. Избранные сочинения. М.: Правда, 1986. -
Зуев Н. Н. Константин Батюшков: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам.- М.: Изд-во МГУ, 1997. -
Карамышева Н. Опыты в стихах и прозе. М., Наука, 1978. -
Кибальник C. А. Об источниках последнего стихотворения Батюшкова// Тезисы докладов к научной конфренции посвященной 200-летию со дня рождения Константина Николаевича Батюшкова. – Вологда: Вологодский краеведческий музей, 1987. -
Кошелев В.А. Константин Батюшков. Странствия и страсти. М.: Просвещение, 1987. -
Кошелев В.А. "Приятный стихотворец и добрый человек..." // К. Н. Батюшков. Сочинения: 2 т. 1. - М.: Художественная литература, 1989. -
Луцевич Л. Ф. М. Н. Муравьев и К. Н. Батюшков (К проблеме литературно-теоретических взглядов) // Тезисы докладов к научной конфренции посвященной 200-летию со дня рождения Константина Николаевича Батюшкова. – Вологда: Вологодский краеведческий музей, 1987. -
Майков Л.Н. Батюшков, его жизнь и сочинения. -М.: Аграф, 2001. -
Проскурин О. А. Батюшков и поэтическая школа Жуковского: (Опыт переосмысления проблемы) // Новые безделки: Сборник статей к 60-летию В. Э. Вацуро. -М.: Наука, 1996. -
Семенко И.М. Батюшков и его "Опыты" // Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе. Литературные памятники. М.:Просвещение, 1977. -
Топоров B. Н. Трагическое у Батюшкова// Тезисы докладов к научной конфренции посвященной 200-летию со дня рождения Константина Николаевича Батюшкова. – Вологда: Вологодский краеведческий музей, 1987. -
Фризман Л. Г. Жизнь лирического жанра: Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. М.: Наука, 1973. -
Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. – М.: Наука, 1985. -
Штейнгольд А.М. К.Н. Батюшков в историко-литературной концепции Белинского// Тезисы докладов к научной конфренции посвященной 200-летию со дня рождения Константина Николаевича Батюшкова. – Вологда: Вологодский краеведческий музей, 1987.