Файл: Тенденции и перспективы развития торгового законодательства 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 3
Тенденции и перспективы развития торгового законодательства 4
Заключение 13
Список используемых источников 15
Введение
Обеспечение населения доступным продовольствием становится ключевой задачей государства в условиях пандемии.
Доведение продовольствия до населения осуществляется преимущественно посредством торговых сетей. В то же время, содержащиеся в законодательстве запреты на их органический рост, совокупное вознаграждение, императивно установленные сроки оплаты поставленной продукции могут создавать препятствия в решении этой задачи, в первую очередь в малонаселенных, удаленных и труднодоступных местностях.
Целью данной работы является исследование тенденций и перспектив развития торгового законодательства.
Тенденции и перспективы развития торгового законодательства
В соответствии со Стратегией национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, повышение качества жизни российских граждан является национальным приоритетом. Принятая в развитие положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации Доктрина продовольственной безопасности, утвержденная Указом Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20 относит к национальным интересам государства в сфере продовольственной безопасности на долгосрочный период повышение качества жизни российских граждан за счет достаточного продовольственного обеспечения.
Развитие крупных торговых сетей является ключевым фактором обеспечения населения продовольственными товарами. В период экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса стратегическая важность торговых сетей стала очевидной.
Во-первых, только крупный ритейлер, в отличие от мелких и средних розничных продавцов, способен обеспечить продовольствием широкие массы населения и имеет запас прочности для преодоления кризиса.
Во-вторых, крупная торговая сеть является в период кризиса практически единственным каналом сбыта для крупных производителей и поставщиков, обеспечивая им финансовую устойчивость.
В-третьих, только крупный поставщик в экстраординарных условиях может обеспечить стабильные, ритмичные, крупные поставки товаров.
Взаимодействие крупных поставщиков и крупных сетей в период пандемии позволяет избежать дефицита товаров и снижения качества жизни населения.
В условиях пандемии коронавирусной инфекции сложно переоценить значение торговых сетей. В условиях экономического кризиса, вызванного пандемией коронавирусной инфекции становится очевидным, что только крупные поставщики могут обеспечить регулярные бесперебойные поставки в крупных (больших) объемах, необходимых для работы розничных сетей. В силу этого конкуренция между мелкими и крупными поставщиками в принципе невозможна. Дело не столько в «ценовых требования торговых сетей, а в функциональных».
Мировой опыт имеет примеры положительного влияния сетевой торговли на социально-экономические показатели стран. Например, торговые сети за счет своей высокой ценовой гибкости благоприятно влияют на продуктовую инфляцию, понижая ее. В Российской Федерации это было особенно важно в отдельные периоды. Например, во время острой фазы кризиса в конце 2008 г. и начале 2009 г. розничные сети сдерживали рост цен на свой ассортимент, что сказывалось на инфляции в целом1.
Динамичный и конкурентоспособный розничный сектор важен для потребителей, бизнеса и, следовательно, для всей экономики.
В этой связи целесообразно указать на проблемы развития ритейла в Европейском союзе. Величина вовлеченных компаний и рабочих мест, а также вклад в добавленную стоимость ЕС делают розничную торговлю ключевым фактором для стимулирования долгосрочного экономического роста. Движимый растущими потребительскими потребностями и техническим прогрессом, этот сектор быстро трансформировался и является катализатором инноваций и повышения производительности труда. Домохозяйства ЕС тратят до одной трети своего бюджета на товары, реализуемые розничной торговлей. Через цену, выбор и качество предлагаемых продуктов розничный сектор оказывает влияние на качество жизни населения в ЕС. Эффективно работающий розничный сектор в результате будет генерировать положительные побочные эффекты для всей экономики. Однако для этого требуется благоприятная деловая и нормативная база, отвечающая потребностям как онлайновых, так и офлайн-ритейлеров и способствующая реагированию на вызовы, затрагивающие розничный сектор на глобальном уровне. Розничные торговцы сталкиваются с многочисленными ограничениями в той или иной степени в плане создания магазинов (например, в отношении размера и местоположения магазина или процедуры получения конкретного разрешения) и операций (например, в отношении часов работы, рекламных акций и каналов сбыта, налогообложения, поиска поставщиков). Многие из этих ограничений могут быть оправданы законными целями государственной политики, однако их накопление может создать непропорциональные барьеры для новых участников и, следовательно, негативно сказаться на производительности сектора. Розничные торговцы подчеркивают, что нормативная база должна быть надежной и гибкой в будущем, чтобы позволить предприятиям быстро адаптироваться к меняющейся реальности
2.
Ряд российских ритейлеров в период пандемии приняли решение продавать социально значимые товары без торговой наценки3.
Устранение излишних экономически необоснованных административных, в том числе антимонопольных ограничений в сфере торговли будет способствовать формированию здоровой конкурентной среды, нормализации баланса интересов всех участников торговой деятельности.
Указанная цель может быть достигнута посредством ограничения государственного вмешательства в торговую деятельность, устранения правовой неопределенности в правовом регулировании прав и обязанностей поставщиков и торговых сетей, установления справедливого антимонопольного регулирования учитывающего реальную рыночную конъюнктуру, снятия избыточных ограничений на органический рост торговых сетей4.
Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле) в действующей редакции носит несистемный характер и не сбалансирован с точки зрения интересов попадающих в сферу действия закона субъектов.
Решение стратегической задачи обеспечения населения доступным продовольствием, в том числе в период глобальных социально-экономических угроз невозможно без развития крупного торгового бизнеса.
В связи с изложенным существует объективная необходимость отмены установленных Законом о торговле ограничений на органический рост торговых сетей, приводящий к невозможности обеспечения населения продовольственными и непродовольственными товарами в труднодоступных и отдаленных местностях.
В условиях пандемии коронавирусной инфекции торговые сети выступают стратегически важным каналом доведения продовольствия до населения, позволяя избежать дефицита продовольственных товаров и снижения качества жизни населения. Однако, содержащиеся в ст. 9 , 13 Закона о торговле ограничения не позволяют крупным поставщикам и крупным торговым сетям определять условия поставки товаров, что в условиях пандемии создает непосредственную угрозу продовольственной безопасности. Одним из средств снятия ограничений на развитие торговых сетей может стать выведение крупных торговых сетей и крупных поставщиков из-под соответствующих ограничений Закона о торговле, в связи с чем положения статьи 9 и статьи 13 Закона о торговле не распространять на отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, в том числе хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность посредством организации торговой сети и хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) от реализации товаров за последний календарный год превышает два миллиарда рублей.
Устранение излишних и экономически необоснованных административных ограничений в сфере торговли, поскольку жесткое регулирование в высоко конкурентной отрасли, публично-правовое регулирование частноправовых отношений избыточно.
С введением ограничений в ст. 9 Закона о торговле (в период с 2016 по 2019 год) произошло снижение рентабельности торговых сетей, их акционерной стоимости, рост долговой нагрузки, на фоне благоприятной для отечественных производителей конъюнктуры рынка. Более того, рентабельность торговых сетей достаточно низка, в сравнении с рентабельностью поставщиков (7-25% в зависимости от отрасли по данным Росстата). Так, по данным отчетов торговых сетей по МСФО в период с 2014 по 2018 гг. она упала с 6 до 0-3%, а в некоторых случаях стала отрицательной. В целом снижение рентабельности оказывает влияние на инвестиционную привлекательность отрасли, что отражается на рыночной стоимости акций компаний. Тормозятся процессы модернизации торговли. Снижение прибыльности сокращает налоговые поступления в бюджеты. При этом растет закредитованность ритейла, поскольку низкая рентабельность вынуждает для выживания в конкурентной среде использовать заемные средства. Эти индикаторы указывают на кризисное состояние отрасли и необходимость скорейшего снятия введенных ограничений.
Применение ограничительных норм, разработанных с целью регулирования отношений поставщиков и крупных сетей, без учета рентабельности бизнеса торговых сетей и рыночной конъюнктуры создает дополнительную административную нагрузку.
Запреты, содержащиеся в Законе о торговле, относятся в основном к деятельности торговых сетей и не распространяются на иных участников торговой деятельности, что косвенно указывает на дискриминацию торговых сетей как рыночных субъектов. При высоком уровне конкуренции в сфере торговли, относительно низкой концентрации рынка, необходимо смягчение антимонопольного регулирования отрасли.
Закон о торговле устанавливает императивные сроки оплаты товаров, ограничивает органический рост торговых сетей до двадцати пяти процентов объема реализации продовольственных товаров в административных границах, ограничивает размер совокупного вознаграждения торговой сети пятью процентами. Эти ограничения не зависят от факта установления доминирующего положения торговой сети и злоупотребления таким положением.
Закон о торговле в основном регулирует отношения по поставке и продвижению продовольственных товаров, почти не затрагивая непродовольственный сектор, что не соответствует названию закона и целям регулирования (ст. 1 Закона о торговле). Косвенно в силу специфики осуществления торговли посредством торговой сети ограничивается рост торговли непродовольственными товарами. В то же время существенных особенностей по продвижению продовольственных и непродовольственных товаров на площадке торговой сети нет. Таким образом, имеющиеся (закрепленные Законом о торговле) ограничения в отношении продовольственных товаров не обусловлены объективными причинами. Подобные средства сдерживания естественного роста торговых сетей косвенно ограничивают сбыт для отечественных производителей непродовольственных товаров, сдерживая естественный рост торговой сети объемом реализации продовольственных товаров. Текущее регулирование не принимает во внимание то обстоятельство, что в ассортименте торговой сети как правило присутствуют и непродовольственные товары. Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, а также табачными изделиями, сопоставим по объему обороту розничной торговли непродовольственными товарами по данным Росстата. Торгово-промышленная палата России выступила с инициативой обязать торговые сети увеличивать долю отечественной продукции легкой промышленности до 40%5. Ее реализация неизбежно потребует от торговых сетей увеличения торговых площадей, что станет затруднительным при существующем ограничении на органический рост, закрепленных в ч. 1 ст. 14 Закона о торговле.
В конечном счете такое несбалансированное регулирование наносит ущерб не только интересам торговых сетей, но и не способствует обеспечению интересов национальной безопасности. Законом о торговле в действующей редакции необоснованно ограничивается свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ), свобода договора, в целом осуществляется неоправданное вмешательство в гражданско-правовую сферу с явным приоритетом интересов поставщиков. Обеспечение баланса интересов участников рынка, обладающих равной рыночной силой, требует одинакового регулятивного воздействия на их рыночное поведение. В связи с этим, одним из вариантов развития законодательства о крупном ритейле может быть выведение из-под действия ограничений, установленных в ст. 9 и 13 Закона о торговле крупных участников (поставщиков и торговые сети), выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) от реализации товаров за последний календарный год превышает два миллиарда рублей. Снятие указанных ограничений позволить поддержать конкурентную среду, в которой востребованными станут механизмы саморегулирования. В тоже время, ограничения для крупных поставщиков или сетей, при осуществлении деятельности по поставкам с малым и средним бизнесом, должны сохраниться.