Файл: Курсовая Предмет Право социального обеспечения id (номер) заказа 4210918.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Медицинская помощь (правовые вопросы)
Тип Курсовая
Предмет Право социального обеспечения
ID (номер) заказа
4210918
Просмотров
743
Скачиваний
151
Размер файла
98.5 Кб
Поделиться
Введение 3
1. Общая характеристика системы оказания медицинской помощи 6
1.1 Этапы развития системы медицинской помощи в России 6
1.2. Зарубежный опыт организации системы медицинской помощи 11
2. Правовые основы оказания медицинской помощи в РФ 14
2.1 Виды и формы оказания медицинской помощи PAGEREF _Toc109744697 \h 14
2.2 Особенности правового статуса субъектов оказания медицинской помощи 20
2.3 Обзор судебной практики по вопросам оказания медицинской помощи 24
3. Правовые основы оказания медицинской помощи в РФ 28
3.1 Проблемы правового регулирования оказания медицинской помощи в РФ и пути их решения 28
3.2. Пути совершенствования законодательства в сфере оказания медицинской помощи 34
Заключение 38
Список изученной и используемой литературы 41
Введение
Актуальность исследования. Для человека важно наличие здоровья, получения заботы и облегчения страданий во время болезни. Именно это главная задача медицины. В Российской Федерации регулярно проводятся реформы в области здравоохранения, внедряются новые технология и расширяются направления медицины. Значительно расшились формы и виды медицинской помощи.Медицинская услуга является основой медицинской помощи, которая реализуется на основании договора медицинских услуг. Основные положения об оказании медицинской помощи предусмотрены в Конституции РФ, Гражданском кодекса РФ и Законе об основах охраны здоровья, в котором закреплен перечень видов и форм медицинской помощи.Актуальность исследования обусловлена тем, что оказывая различные виды медицинских услуг, медицинские работники юридическими правами и обязательствами связаны с медицинской организацией и с пациентом. С одной стороны медицинские работники представляют медицинскую организацию оказывая медицинскую помощь, а с другой стороны могут самостоятельно решать сложные вопросы связанные с оздоровлением пациента. Основные проблемы в области оказания медицинской помощи связаны с трудностями взаимодействия медицинского работника с пациентами, и с недостаточным финансированием. Состояние научной разработанности темы исследования. В гражданско-правовой литературе России уже существуют теоретические комплексные исследования правовых проблем, возникающих в сфере оказания медицинской помощи. Особое внимание изучению вопросов медицинской помощи уделено в научных работах В.И. Акопов И.Г. Алутина, К.М. Арсланов, А.М. Балла, А.А. Баяло, А.И. Бабкин, П.Г. Габай, Ю.Ю. Захаров, Г.Т. Овезов, М.Ю. Старчиков, Д.Р. Фаттахова и другие.Цель исследования заключается в том, чтобы на основе системного анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих правовые отношения в сфере оказания медицинской помощи и необходимо определить проблемные аспекты практики в обозначенной сфере. Согласно цели на рассмотрение поставлены следующие задачи:– исследовать этапы развития системы медицинской помощи в России;– охарактеризовать зарубежный опыт организации системы медицинской помощи;– изучить виды и формы оказания медицинской помощи;– определить особенности правового статуса субъектов оказания медицинской помощи;– провести обзор судебной практики по вопросам оказания медицинской помощи– проанализировать проблемы правового регулирования оказания медицинской помощи в РФ и пути их решения.Объект исследования –правовые отношения в области медицинской помощи. Предметом исследования являются нормы права, регулирующие вопросы медицинской помощи, а также материалы судебной практики.Методологическая основа исследования. В работе были использованы: формально-логический, функционально-правовой, статистический, сравнительный анализ и другие методы. Перечисленные и другие исследовательские методы базируются на принципах объективного и всестороннего анализа процессов и явлений, происходящих в сфере правотворческой и правоприменительной деятельности. Нормативной базой исследованиястали Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие особенности и порядок защиты прав потребителей при оказании услуг.Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики судов общей юрисдикции для освещения насущных проблем.Структура исследования обусловлена определенной целью и задачами исследования, и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.1. Общая характеристика системы оказания медицинской помощи1.1 Этапы развития системы медицинской помощи в РоссииСлово «медицина», если перевести его с латинского языка, означает «исцеляющий», «излечивающий», «врачебный». Медицину в целом следует понимать как комплекс мероприятий, направленных на изучение состояния человеческого организма с целью выявления различных болезней, их лечения и профилактики.Известно, что наши предки уже в древние времена обладали навыками лечения многих заболеваний, точнее, предпринимали попытки искать методы их устранения. Первый этап развития медицины называют эмпирическим (или опытным). Исследования доказывают: примерно около 200 000 лет назад, когда человек обрёл навыки прямохождения, люди постепенно учились помогать друг другу при переломах и травмах. При этом уровень помощи с учётом древних времён был очень высоким.Конечно, к умениям первобытных знахарей следует подходить критически, но с появлением письменности возник и особый список правил Хамураппи, регламентировавший правила работы вавилонских врачей. Поскольку люди тогда ещё не разделяли медицину и религию, первыми врачами можно считать храмовых жрецов.Древняя Греция также славилась своими попытками исследовать организм человека. Гиппократ, имя которого известно практически всем, внёс ценный вклад в медицину того времени, впервые описав различные жидкости, имеющиеся в человеческом теле и попытавшись установить их природу. Не случайно именно древнегреческие учёные основали первые учебные заведения, где люди могли получать врачебное образование (неплохое для того времени).Второй исторический период развития медицины — это Средневековье. В качестве основоположников серьёзной науки следует отметить Авиценну (Ибн Сину), Разеса и Френсиса Бэкона, опровергавшего древние теории этих учёных. Именно благодаря такому решающему противостоянию Средневековье стало колыбелью зарождения анатомии и физиологии, без знаний которых сейчас немыслима профессия врача.В эпоху Средневековья, невзирая на периодические противостояния церковников, врачи начали проводить исследования человеческого организма, вскрывая трупы. Это позволило установить, в чём заключаются причины многих недугов и подвергнуть критике народные суеверия.Начиная с эпохи Возрождения (XVI век) и вплоть до XVIII века люди стали активно обмениваться научной информацией, объединяясь в различные медицинские сообщества. После изобретения Иоганном Гутенбергом первого печатного станка стали регулярно выходить публикации в области медицины, что обусловило развитие санитарного дела и повышение уровня образования врачей.Третий, решающий этап развития медицины — XIX-XX век, эпоха бурного развития производственной сферы и научного мышления. Вторая половина XIX века знаменуется окончательным переходов медицины в сферу естественных наук. Развитие микроскопии позволило детально изучать вирусы и микробы, а немногим позже, в XX веке, были изобретены первые антибактериальные препараты. Благодаря антибиотикам врачи получили возможность успешно лечить болезни, ранее считавшиеся неизлечимыми или смертельными. Тогда же, в XX веке, врачом из Австрии, Карлом Ландштайнером, были открыты разные группы крови человека, а благодаря генетике медицина получила огромный толчок к своему дальнейшему развитию.Можно по-разному относиться к советской медицине и критиковать её за то, что она якобы была «отсталой и несовершенной». С высоты современных достижений людям легко поверхностно судить о том, как развивалось врачебное дело в послереволюционной России. Тем не менее, для более объективного взгляда можно остановиться на этом подробнее.После революции 1917 года Россию волна за волной «накрывали» эпидемии инфекционных болезней — холера, разные виды тифа и т.д. Поскольку ещё со времён последнего императора медицинские ведомства были разбросаны по разным уголкам страны, им недоставало ни финансирования, ни квалифицированных врачей, ни медикаментов.Далее последовали годы гражданской войны, только усугубившие ситуацию. Разруха в промышленности и сельском хозяйстве была очевидна. Водоснабжение и транспорт находились в плачевном состоянии, что обусловило опасность эпидемиологической ситуации.Начиная с 1917 года советское руководство
поставило перед собой первоочередную задачу, состоявшую в том, чтобы поднять уровень медицинского обслуживания населения и ликвидировать эпидемиологически опасные очаги. В короткое время были созданы:- эффективная медико-санитарная служба при Красной Армии;- организованные группы активных медработников и добровольцев — в том числе, и для борьбы с эпидемиями;- специализированные учреждения для оказания помощи разным группам населения;- институт охраны младенчества и материнства.В конце октября-начале ноября 1917 года Военно-революционный комитет в Петрограде основал первый отдел медицины и санитарии, поставив его руководителем доктора М.И. Барсукова. Главная задача отдела состояла в том, чтобы оказывать медицинскую помощь населению страны после революции.Было создано множество комиссариатов, но отдельного подразделения, которое бы занималось ключевыми вопросами здравоохранения, пока ещё не существовало. В 1918 году 24 января произошло объединение всех действующих медколлегий в единый Совет. Именно этот Совет коллегии врачей и выступил в роли первого высшего медицинского органа в советской стране. Можно сказать, что он стал прообразом Министерства здравоохранения, во главе которого встал известный врач А.Н. Винокуров.Летом 1918 года на Всероссийском съезде медицинских и санитарных отделов было решено создать первый Народный комиссариат здравоохранения. 11 июля Советом народных комиссаров был принят декрет, учреждающий Народный комиссариат по здравоохранению. Первым его комиссаром стал Н.А. Семашко.После этого уже в разных уголках страны стали создавать отделения, воплощавшие на практике решения руководящих органов. В октябре 1919 года был создан комитет, который помогал заболевшим и раненым бойцам Красной Армии. Большую часть вопросов в этом направлении координировал З.П. Соловьёв, возглавивший в 1920 году Главное санитарное управление РККА.Базу госпиталей максимально приблизили к тем местам, где регулярно велись боевые действия. Все медработники были максимально мобилизованы на то, чтобы организованно бороться со вспышками сыпного тифа, возникавшими тогда повсеместно. Медики организовывали «дни чистоты» для военнослужащих и гражданского населения. Почти все железнодорожные и водные узлы были оборудованы санитарными пропускниками. Несмотря на тяжёлую послереволюционную ситуацию в стране, кроме организованной медицинской помощи, успешно велась и санитарно-просветительская работа среди населения.Постепенно налаживались и способы оказания помощи рабочим. 22 декабря 1917 года ВЦИК издал специальный декрет, обязывавший медицинские пункты и учреждения бесплатно лечить рабочих и крестьян. С этого момента медпомощь в советской России постепенно становилась безвозмездной и доступной для всех людей. Эта традиция соблюдалась до начала 90-х годов, вплоть до распада Советского Союза.Начиная с 1918 года в советской России начала успешно работать страховая медицина. Были созданы сотни крупнейших амбулаторных и стационарных медучреждений. В 1919 году страховую медицину окончательно заменили на государственную, равно как и аптечные сети.Тяжёлые послереволюционные условия не помешали советскому правительству заняться организацией системы здравоохранения на должном уровне. Это обусловило дальнейшее развитие медицины в советском пространстве. Особую роль стали играть вопросы профилактики разных болезней и, безусловно, санитарно-просветительская работа.Именно в начале становления советской страны появилось такое понятие как диспансер — своеобразная амбулаторная «подсекция», задача которой заключалась в борьбе с болезнями определённого профиля. Первые диспансеры были, конечно же, венерологическими и противотуберкулёзными, а немного позже появились аналогичные учреждения в области психиатрии и наркологии.Невзирая на критику советской медицины справедливо будет отметить, что в трудные послереволюционные годы советское правительство сделало огромную работу, направленную не только на реорганизацию системы здравоохранения, но и на решение новых практических задач, опыт которых позволил российским медикам сохранить своё научное наследие. В годы Советской власти медицинская помощь, действительно, была бесплатной. Для того времени, исходя из очевидных исторических фактов, было бы несправедливо называть её «отсталой».Таким образом, вопрос оказания качественной медицинской помощи всегда был главным в истории. На протяжении времен медицинские услуги были платными и бесплатными. Медики спасали людей оказывая различные виды медицинских услуг. 1.2. Зарубежный опыт организации системы медицинской помощиМедицина в мире всегда являлась приоритетной сферой интересов правительства: система здравоохранения, научные исследования, а также прочие аспекты медицины здесь в большом почете. Это означает, что сфера постоянно развивается и терпит те или иные изменения.Медицина привлекает большое количество желающих работать в этой среде: по данным за последние десять лет зарплаты в этом сегменте только растут.Также среди высококвалифицированных специальностей медики являются самыми высокооплачиваемыми. В Америке, система здравоохранения бережет здоровье нации. Кстати, управляет министерством здравоохранения человек, который подчиняется лично президенту США.Основные уровни работы медицины в США:- Семейный сектор. Доктора проводят осмотр больных, при необходимости направляют их к узким специалистам, осуществляют контроль за здоровьем определенного круга семей;- Система госпитализации. На этой системе держится практически вся структура заботы о здоровье.- Госпитали есть коммерческие и государственные, структурно они близки к российским больницам, разница лишь в стоимости лечения и оснащении лечебного учреждения.Существуют различные отделы, которые следят за своим сектором работ, в кругу их интересов находятся:- Не экстренная помощь больным;- Профилактические медицинские приемы;- Общественное здоровье и эпидемиологическая безопасность;- Простое и сложное стационарное лечение.В Германии медицинские организации по праву считаются лидерами и главными новаторами европейской медицины. Сюда съезжаются поправить здоровье (в том числе и в самых сложных случаях) люди со всего мира. Mедицинская страховка в Германии может оплатить пересадку сердца, замену сустава и другие сложнейшие операции.В германской системе здравоохранения высок процент частных медицинских практик – около 45%. Свой кабинет может открыть любой врач, имеющий соответствующую квалификацию. Очень высока и конкуренция, поэтому каждая клиника старается держать максимально высокую марку.В Великобритании 95% медицинских учреждений принадлежит государству, а на здравоохранение выделяют около 10% средств госбюджета. Такие вливания положительно сказываются на качестве медицинских услуг. Услуги врачей доступны всем, кто обладает ВНЖ или гражданством Великобритании. Стоимость услуг остается стабильной, так как государство контролирует цены. Бюджетные ограничения снижают вероятность того, что врачи навяжут ненужные лекарства.В Австрии существует несколько вариантов медицинского страхования:- обязательное социальное;- добровольное социальное;- добровольное частное;Все работающие в Австрии граждане, а также пенсионеры выплачивают страховые премии в виде процентов с зарплаты. Дети застрахованы вместе с родителями. Можно добровольно заключить страховой договор с частной страховой компанией. Этот документ позволит выбрать клинику и врача. Не работающие граждане могут оформить добровольную социальную или частную страховку.В Греции система здравоохранения сочетает государственные и частные принципы. Большинство государственных клиник (около 80%) сосредоточено в Афинах и Салониках. Причем по качеству услуг они не уступают немецким, а по стоимости – значительно ниже. В Греции работают государственные страховые компании, они полностью покрывают пребывание в стационаре, амбулаторное лечение.Таким образом, мы наблюдаем, что в зарубежных странах развита система оказания медицинской помощи как на платной, так и на бесплатной основе. Развита система страхования медицинских услуг. Многие услуги покрывает страховка. Поэтому продолжительность жизни граждан многих развитых зарубежных стран выше, чем в России.2. Правовые основы оказания медицинской помощи в РФ2.1 Виды и формы оказания медицинской помощиВ Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» раскрываются основные понятия медицинской помощи и его условий, форм и видов. Под медицинской помощью законодатель понимает предоставление пациентам медицинских услуг, то
есть комплекс мероприятий, который позволяет восстанавливать здоровье пациента. Оказанием медпомощи занимаются лицензированные медицинские организации. Медицинская помощь классифицируется по форме оказания, условиям и видам.Но в научных кругах виды и формы оказания медицинской помощи путают, что приводит к противоречию с законодательством и осложняет правовое понимание на практике. Рассмотрим виды медицинской помощи на схеме – Рисунок 1.Виды оказания медицинской помощи (п. 2 ст. 32 ФЗ №323)Виды оказания медицинской помощи (п. 2 ст. 32 ФЗ №323)Первичная медико-санитарная (ст. 33)Первичная медико-санитарная (ст. 33)Специализированная медицинская помощь (ст. 34)Специализированная медицинская помощь (ст. 34)Скорая медицинская помощь (ст. 35)Скорая медицинская помощь (ст. 35)Паллиативная медицинская помощь (ст. 36)Паллиативная медицинская помощь (ст. 36)Рис. 1. Виды медицинской помощи.Законодатель привел развернутую характеристику этих видов, а также раскрыл условия и формы ее оказания очень подробно. Ранее в законе такое подробное описание отсутствовало. Формы оказания медицинской помощи выделяются в зависимости от временного критерия – насколько срочно пациент нуждается в оказании медуслуг. - Плановые услуги. При проведении профилактических мероприятий у пациента выявляются состояния и заболевания, которые не нуждаются в срочном медицинском вмешательстве. Такие болезни не представляют угрозу для жизни пациента, поэтому происходит отсрочка оказания услуг и пациент получает их позже, в плановом порядке. - Неотложные услуги. Эта форма услуг необходима пациентам при наличии внезапных состояний, в том числе при обострении хронических заболеваний. Медпомощь в таком случае оказывается в сжатые сроки, но состояние пациента явным образом его жизни не угрожает. - Экстренные услуги. В этом случае отсрочка медицинского вмешательства невозможна – состояние пациента угрожает его жизни, поэтому помощь оказывается немедленно.Условия оказания медицинской помощи в РФ представляют собой разделение ее видов в зависимости от места предоставления услуг пациенту и способу его наблюдения. Этот критерий позволяет выделить следующие условия: - стационарные – пациент круглосуточно наблюдается специалистами в медучреждении;- дневной стационар – пациент посещает медучреждение в определенное время, преимущественно дневное, некоторое время наблюдается специалистами, после выполнения процедур отправляется домой;- амбулаторные условия – пациент посещает поликлинику в назначенное время, круглосуточного наблюдения за ним не требуется или получает медуслуги на дому;- вне МО – услуга оказывается пациенту по месту вызова скорой, по месту аварии, катастрофы или в транспортном средстве по пути в МО.Первичная медпомощь – базовый уровень представления медуслуг, ее основное звено. На этом уровне пациенты получает полный комплекс медуслуг – начиная от выявления и лечения болезней, заканчивая ведением беременности и санитарно-гигиеническим просвещением пациентов. На этом уровне с пациентами работают медицинские организации по месту их жительства. Помощь должна быть доступной каждому больному, поэтому прикрепление к организации происходит по территориально-участковому принципу – в зависимости от места проживания, учебы, работы. При этом во всех случаях учитывается право гражданина на выбор медучреждения и врача, у которого он будет лечиться. Нормативная основа первичной медпомощи: - приказ Минздравсоцразвития РФ № 543н от 15.05.2012 года. Участвующие специалисты при первичной медицинской помощи: - на доврачебном уровне – персонал со средним медицинским образованием (акушеры, фельдшеры и т.д.); - на врачебном уровне – врачи общего профиля (семейные врачи, терапевты, педиатры); - на специализированном уровне – врачи различных специализаций. Условия оказания первичной медицинской помощи: амбулаторно (поликлиника); стационар дневного пребывания. Формы оказания первичной медицинской помощи. В плановой и неотложной формах. Для оказания помощи пациентам с внезапными острыми состояниями в медучреждениях первичного звена создаются кабинеты или подразделения неотложки. В них обслуживаются пациенты, которые не нуждаются в экстренных медуслугах.Специализированная медицинская помощь. На данном уровне работают врачи-специалисты, которые оказывают пациентам полный комплекс медицинских услуг, которые требуют применения: специальных методик лечения и диагностики; сложных медицинских технологий. Нормативная основа специализированной медицинской помощи: - приказ Минздрава РФ № 796н от 02.12.2014 года; - постановление правительства РФ № 123 от 13.02.2015 года. Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медпомощи. Она включает в себя применение наиболее уникальных, современных, дорогостоящих методик лечения, в том числе: новых разработок в медицине и смежных отраслях; роботизированных технологий; клеточных технологий; методов генной инженерии; информационных технологий и т.д. Специализированные медуслуги могут предоставляться больным в следующих условиях: круглосуточный стационар; дневной стационар; амбулаторное лечение; выезд на место оказания помощи. Формы медицинской помощи: в плановом порядке; в экстренном порядке; в неотложном порядке.Классификация медицинской помощи включает в себя скорую медицинскую помощь – стандартную и специализированную. В услугах бригад скорой нуждаются пациенты, у которых произошло резкое изменение состояния здоровья вследствие травм, аварий, отравлений, а также других состояний. Такое состояние требует немедленной помощи. Услуги всех экстренных служб, в том числе специализированной скорой помощи для пациентов являются бесплатными. Нормативная основа скорой медицинской помощи: - приказ Минздрава РФ № 388н от 20.06.2013 года. Формы оказания скорой медицинской помощи – экстренная и неотложная. Виды по условиям оказания скорой медицинской помощи:- в стационаре; - в амбулаторных условиях; - вне медучреждения. Отметим, что ранее в вопросах оказания скорой и неотложной помощи существовали некоторые противоречия, которые разрешились после принятия ФЗ «Об охране здоровья». Однако, появились новые неопределенности – в законе отсутствует четкий критерий определения угрозы жизни пациента, что не всегда позволяет относить оказываемую помощь к неотложной или экстренной форме. Для того, чтобы оказывать пациентам неотложные медуслуги при состояниях, которые не требуют экстренного вмешательства, в медучреждениях могут быть организованы кабинеты и отделения неотложной помощи.В перечень видов входят также паллиативные медуслуги. Их специфика состоит в том, что с точки зрения цели вмешательства они не направлены на излечение пациента, паллиативная помощь помогает облегчать тяжелые симптомы болезни неизлечимо больных пациентов. Условия оказания паллиативной медицинской помощи:- амбулаторно, в том числе на дому у пациента; - стационарно. При организации паллиативного ухода должны соблюдаться медицинские порядки и стандарты, действующие на территории РФ. Для некоторых видов оказания медицинской помощи ФЗ «Об охране здоровья» установил особенности организации: Во-первых, оказание медпомощи в рамках клинической апробации регулируется приказом Минздрава РФ № 433н от 10.07.2015 года. В рамках клинических испытаний изучаются новые лечебно-диагностические методы, методы реабилитации и профилактики болезней.Постановлением Правительства РФ № 691 от 09.07.2015 года утверждены критерии, по которым осуществляется подбор медучреждений для участия в клинической апробации. Приказ Минздрава РФ № 474н от 21.07.2015 года утвердил особенности дачи пациентами информированного добровольного согласия при получении медуслуг в рамках клинической апробации новых методов. Во-вторых, организация медпомощи в условиях чрезвычайных ситуаций (ст. 41 ФЗ-323). В-третьих, оказание услуг жителям отдельных территорий, а также сотрудникам некоторых предприятий (ст. 42 ФЗ-323). В-четвертых, оказание медпомощи пациентам с редкими (орфанными) заболеваниями (ст. 44 ФЗ-323). В-пятых, виды помощи, оказываемые пациентам: представляющим опасность для окружающих; страдающим социально значимыми болезнями (ст. 43 ФЗ-323).Таким образом, нормативно-правовое обеспечение деления медицинской помощи по видам, условиям и формам лежит в основе ее организации населению, финансирования и дает возможность прогнозировать необходимый объем сил и средств для эффективного состояния системы здравоохранения. С видами, условиями и формами тесно связаны такие дефиниции, как порядки, клинические рекомендации, стандарты оказания медицинской помощи, а также первая помощь, которая законодательством не относится к медицинской помощи.2.2 Особенности правового статуса субъектов оказания медицинской помощиСубъектами оказания медицинской
помощи являются государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица, физические и юридические лица.Федеральным законом № 323-ФЗ определены субъективные права и юридические обязанности каждой из сторон правоотношений: пациент имеет право на получение медицинской помощи (ст. 19), лечащий врач – на отказ от лечения (п. 3 ст. 70); пациент обязан соблюдать режим лечения и правила поведения в мед. организациях (п. 3 ст. 27), лечащий врач - организовать своевременное квалифицированное обследование и лечение, предоставить пациенту информацию о состоянии его здоровья (п. 2 ст. 70).По сути, перечисленные права и обязанности сторон являются содержанием их правоотношений, а основным объектом, по нашему мнению, выступает жизнь и здоровье пациента, дополнительные же объекты в каждом конкретном случае определяются исходя из задач, для решения которых необходима реализация определенных норм административного права.При лечении определенных хронических нозологий пациент обращается к лечащему врачу не только для получения медицинской помощи в целях сохранения жизни и здоровья, но и для реализации своего права на получение лекарственных препаратов, медицинских изделий без взимания платы (п. 4 ст. 70 Федерального закона № 323-ФЗ). Лечащий врач может инициировать госпитализацию пациента, страдающего заразными формами туберкулеза, в медицинские противотуберкулезные организации для обязательных обследования и лечения в стационарных условиях на основании решений суда, при условиях неоднократного нарушения пациентом санитарно-противоэпидемического режима, а также умышленного уклонения его от обследования или лечения туберкулеза. В этом случае дополнительным объектом выступает охрана здоровья неопределенного круга лиц, поскольку пациент несет социальную опасность. Рассматриваемые правоотношения возникают по инициативе только одной из сторон - врача, без обязательного согласия пациента.Субъектный состав напрямую зависит от профессиональной деятельности лечащего врача (ст. 70 Федеральный закон № 323-ФЗ). Так, к субъектам относятся государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица, руководители медицинских организаций, физические и юридические лица, их законные представители.В зависимости от их содержания и административно-правового регулирования можно выделить следующие группы правоотношений: - лечащий врач – пациент. Правоотношения между указанными субъектами строго регламентированы не только федеральными законами и постановлениями Правительства РФ, но и ведомственными правовыми актами. Медицинская помощь оказывается в соответствии с порядками (правилами), которые утверждаются Минздравом России, например, порядок оказания медицинской помощи, в том числе, с применением телемедицинских технологий. Кроме того, медицинская помощь регламентирована ведомственными стандартами. В частности, при лечении взрослых пациентов с артериальной гипертензией предоставляются медицинские услуги, наименование, частота и кратность применения которых установлена государственным стандартом; - лечащий врач – законный представитель пациента, родственник, близкий родственник. Лечащий врач обязан предоставить информацию о состоянии здоровья пациента его законному представителю, а последний имеет право на непосредственное ознакомление с медицинской документацией пациента. Порядок реализации указанных взаимообусловленных прав и обязанностей определен Минздравом России.Что касается консилиума врачей, то он созывается по инициативе лечащего врача, правоотношения регулируются и оформляются по требованиям, установленным п. 4 ст. 48 Федерального закона № 323-ФЗ; - лечащий врач – орган исполнительной власти. Указанная группа правоотношений многообразна. Приведем пример по допуску врача к медицинской деятельности. В соответствии с п. 1 ст. 69 Федерального закона № 323-ФЗ право на осуществление медицинской деятельности в нашей стране имеют лица, получившие медицинское образование и успешно прошедшие аккредитацию. Лицо, получившего медицинское образование, вступает в правоотношения с аккредитационной комиссией, формируемой Минздравом России, который осуществляет методическое сопровождение аккредитации.Понятие «медицинский работник» является родовым по отношению к понятию «врач». Основными критериями отнесения лиц к числу медицинских работников являются наличие соответствующего образования и осуществление медицинской деятельности в качестве трудовых (должностных) обязанностей. Согласно положениям обозначенного закона, медицинские работники обязаны:- осуществлять свою деятельность согласно квалификации; - руководствоваться локальными нормативными актами, учитывать по возможности традиции пациентов; - не разглашать сведения, составляющие врачебную тайну; - соблюдать нормативно закрепленные требования при назначении лекарственных средств; - повышать квалификацию и др. Ряд авторов указывает также на необходимость уважительного отношения медицинских работников к коллегам.Охарактеризовать обязанности как медицинской организации, так и медицинских работников возможно и посредством иных положений названного акта. Например, в соответствии со статьей 10 Закона об основах охраны здоровья медицинская помощь должна быть доступной и качественной, что обеспечивается реализацией ряда перечисленных в нем мероприятий, проводимых наряду с другими обязанными лицами исполнителем услуги.Подытоживая, приходим к выводам о необходимости корректировки норм действующего законодательства при определении правового статуса медицинских организаций, выработки полноценного понятийного аппарата в медицинской сфере, согласования ряда норм и устранения противоречий в части установления прав и обязанностей исполнителя услуги. Учитывая растущие варианты и способы оказания медицинской помощи, считаем целесообразным введение реестра врачей. Нуждаются в модернизации, на наш взгляд, и имущественные права учреждения как основной организационно-правовой формы медицинских организаций.2.3 Обзор судебной практики по вопросам оказания медицинской помощиВ настоящее время вся жизнь человека, с чем бы он не сталкивался, преимущественно связана с правом. Каждый день мы вступаем в различного рода правоотношения, иногда даже не осознавая этого. Медицинская организация и медицинский работник являются второй стороной правоотношений. Категория «врач» не нашла своего отражения в российском законодательстве. В качестве врача необходимо рассматриваться работника медицинской организации или частной клиники, иными словами, врач - это наемный работник исполнителя договора о предоставлении медицинских услуг.В качестве лечащего врача в российском законодательстве рассматривается медицинский работник, который непосредственно оказывает пациенту медицинскую помощь во время наблюдения за его лечением.Имеются определённые трудности и при применении Закона о защите прав потребителей к правоотношениям, которые возникают из договора о предоставлении медицинских услуг. Глава III Закона регламентирует нормы о защите прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг), но, как показывает практика, является совершенно неэффективной при решении многих проблем, возникающих в сфере оказания медицинских услуг, даже, казалось бы, совсем не глобальных проблем, среди которых могут быть разрешение споров о нарушении срока оказания медицинской услуги (ст. 27 и ст. 28 Закона). А если речь идёт о более существенных нарушениях прав потребителя медицинских услуг, то рассматриваемый Закон вообще оказывается за рамками средств разрешения проблемы. На данную проблему уже неоднократно указывалось и в научно-правовой литературе.Серьёзные трудности судебной практике в рассматриваемых случаях вызывают вопросы наличия вины причинителя вреда, причинной связи между действиями медицинского персонала и причиненным вредом. Ведь, как известно, в том, что пациент (потребитель медицинской услуги) получил тот или иной вред/ущерб вследствие некачественно оказанной медицинской помощи/услуги, может быть виноват он сам, в результате, например,
нарушений предписаний врача, режима лечения и правил поведения пациента в медицинских организациях. В связи с чем, как свидетельствует практика, суды, в большинстве случаев, отказывают в удовлетворении исковых требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью вследствие ненадлежащего оказания медицинских услуг, в том числе и компенсации морального вреда. Однако считаем, что суды, рассматривая споры, связанные с оказанием медицинских услуг, о возмещении вреда, причинённого жизни и здоровью, в том числе и о компенсации морального вреда, должны учитывать не только действия медицинской организации и медицинских работников, но также и действия самого пациента, так как нередко и его действия становятся причиной возникновения предмета спора.Закон о защите прав потребителей, как, впрочем, и другие действующие в РФ нормативно-правовые акты, не закрепляют норм, предусматривающих критерии качества медицинской услуги. Кроме всего этого, у судов отсутствует единый ориентир в определении размера морального вреда при оказании неквалифицированной медицинской помощи. Принципиальные различия по размеру присуждаемых сумм можно наглядно увидеть из анализа материалов судебной практики: в одном случае гражданке Т. была присуждена компенсация морального вреда в сумме 5000 руб. за отказ проведения бесплатного оперативного вмешательства, в результате которого у женщины начались серьёзные проблемы со здоровьем; в другом случае за некачественно-оказанную медицинскую помощь была присуждена компенсация морального вреда в сумме 200 тыс. рублей.В этой связи полагаем, что было бы верным определять размер компенсации морального вреда, учитывая в качестве критерия степень тяжести повреждения здоровья и законодательно закрепленный минимальный размер компенсации в зависимости от степени тяжести причиненного вреда здоровью. Однако, степень причиненных нравственных страданий вследствие причинения вреда жизни и здоровью глубоко индивидуальна, ее трудно оценить. Поэтому, следует предположить, что выявить действительную степень нравственных страданий сможет только специалист, в качестве которого может выступать медицинский психолог, компетенция которого позволяет дать оценку психологического статуса пациента, степень нанесенного урона. Полагаем также, что такое диагностирование потерпевшего должно проводиться с учетом мнения людей из числа окружающих и на основании заключения судебно-медицинской экспертизы. После всего, уже на основании данных фактов, суд должен вынести решение о размере компенсации морального вреда.Возможность полноценной защиты прав граждан является одним из важнейших условий эффективного правоприменения. Однако на сегодняшний день вопросы о дальнейшем развитии системы защиты прав пациентов, в том числе и по вопросам, касающимся компенсации морального вреда вследствие некачественно-оказанной медицинской услуги (особенно при отсутствии самостоятельного закона о правах пациента, закона о профессиональной ответственности врача, модернизации гражданского законодательства в части определения размера компенсации морального вреда) остаются открытыми, требующими скорейшего разрешения.Считаем также, что гл. III Закона «О защите прав потребителей» должна быть проработана более тщательно: видится целесообразным включение в неё отдельного раздела о защите прав потребителей медицинских услуг (учитывая важность такой сферы), содержащего отсылочные нормы к действующему гражданскому законодательству, а также законодательству, регламентирующему охрану здоровья граждан.3. Правовые основы оказания медицинской помощи в РФ3.1 Проблемы правового регулирования оказания медицинской помощи в РФ и пути их решенияЗакрепление в п. 1 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» положения о защите прав потребителей в судебном порядке основывается, в первую очередь, на конституционном праве каждого гражданина иметь гарантированную судебную защиту его прав и свобод. Под судом подразумевается, во-первых, любой суд в системе общего судопроизводства; во-вторых, сообщество мировых судей.Нормативно-правовыми актами, регулирующими правовые основания наступления гражданско-правовой ответственности за совершения различных профессиональных правонарушений, являются Гражданский кодекс РФ, Федеральный Закон от 21 декабря 2004 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» и, уже упоминавшийся ранее, Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Ключевыми фактическими основаниями, при которых наступает гражданско-правовая ответственность медицинского работника являются следующие условия (согласно статье 1064 ГК РФ):-Вред, причинённый жизни и здоровью пациента. Он может возникать в случае ненадлежащего использования сотрудником или не качественности в целом самого оборудования и медицинских препаратов. Также вред может быть связан с упущенной выгодой, которая, в свою очередь, связана с действием или бездействием работника УЗ вне зависимости от форм собственности при оказании медицинских услуг и подлежащие возмещению. -Наличие вреда из-за противоправного деяния в виде действия или бездействия. -Возникновение причинно-следственной связи между совершенным действием или бездействием и наступившим для пациента вредом.То есть, противоправное действие или бездействие медицинского работника заключается в невыполнении или неправильном выполнении своих прямых обязанностей. В случае противоправного бездействия медицинские сотрудники не совершают действий, которые обязаны были совершить в силу своего профессионального долга. Особенность гражданско-правовой ответственности заключается в том, что при совершении противоправных действий работником, которые связаны с исполнением им своих обязанностей, она накладывается на работодателя. В данной ситуации ответчиком выступает медицинское учреждение, потому что оно является юридическим лицом и обладает присущими ему правами. Вред же, который был нанесен личности, должен возмещаться лицом, его причинившим, в полном объеме, если учреждение не докажет факт того, что вред возник не от его вины. То есть, согласно статье 1068 ГК РФ, медицинское учреждение обязано возместить вред пациенту, который был нанесен сотрудником данного органа при исполнение им своих трудовых обязанностей. Исходя из этого положения, можно сделать вывод о том, что к гражданско-правовой ответственности не привлекаются конкретные работники за причиненный ими вред пациенту. Подобную ответственность несет учреждение, в котором сотрудник работает. А он, в свою очередь, отвечает непосредственно перед учреждением в порядке регресса. То есть требования кредитора, в данном случае медицинского учреждения, к непосредственно лицу, которое причинило вред, с возмещением и возвратом суммы, выплаченной потерпевшему по его вине.В Гражданском Кодексе РФ выделяют три основные формы вины, которые относятся и к сфере здравоохранения: 1. Умысел. Он делится на прямой и косвенный. Под прямым умыслом понимается то, что лицо, совершившее противоправное деяние, осознавало всю опасность и общественную угрозу своих действий. Косвенный же умысел заключается в том, что лицо предвидело опасные последствия своих действий, не желало, но