Файл: Курсовая Предмет Право социального обеспечения id (номер) заказа 4210918.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
допускало эти последствия, так как относилось к ним безразлично. Например, сотрудник понимал, что пациента нельзя выписывать, так как он еще далеко не здоров, но ему хотелось поскорее освободиться, поэтому он умышленному дал ему ложное заключение на положительное состояние здоровья. Такие противоправные действия наказываются в соответствии с законодательством. 2. Грубая неосторожность. Согласно статье 2.2 части 2 КоАП РФ поступком, совершенным по неосторожности, называется проступок, если лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или же бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Возьмем пример реальной судебной практики: в приговоре районного суда города Смоленска указывается, что врач-невролог П. диагностировал пациенту К. медикаментозный сон, который был вызван приемом транквилизатора, и отказал ей в госпитализации. В результате от эпендимальной кисты левого бокового желудочка головного мозга, которое сопровождалось явлениями воспаления, произошел отек головного мозга и пациентка скончалась. В данном примере медицинский работник проявил абсолютную некомпетентность в рассмотрение своего профессионального вопроса, что привело к серьезным последствиям – смерти человека. То есть, таким образом, грубая неосторожность представляет собой нарушение очевидных, известных всем требований. 3. Простая неосторожность. Здесь мы говорим о вреде, который причинён в результате нарушения повышенных требований. Врач, в таком случае, неумышленно нарушает требования своей квалификации. Например, врач-анестезиолог перед операцией проверил пациента на наличие аллергических реакций на основных аллергенах. Но при проведении операции у пациента развился анафилактический шок в результате использования препарата с особыми аллергенами. Пациент остался жив, но здесь, в отличие от предыдущего примера, медицинский работник не учел более высоких требований и особенностей своей работы.Согласно ГК РФ медицинский работник, которым был нанесен вред пациенту, обязан возместить ущерб. Так, например, в статье 1085 ГК РФ указано, что врач при причинении гражданину увечья или иного рода вреда здоровью обязан возместить утраченный потерпевшим доход, который он мог бы иметь, а также другие расходы, которые непосредственно связаны с причинением вреда здоровью, которые могут включать в себя расходы на лечение, дополнительное питание, санаторно-оздоровительное восстановление, приобретение специальных медицинских препаратов и транспортных средств. И, таким образом, получается, что на сегодняшний день медицинскому работнику не дано право на ошибку в исполнении им своих профессиональных обязанностей, так как, во-первых, из-за этого может пострадать человек, и, во-вторых, гражданско-правовая ответственность имеет довольно затратные и серьезные последствия как для пострадавшего, так и для самого медицинского работника. Есть также отдельная статья, которая связана уже с возмещением расходов на погребение пострадавшего. Так, в статье 1094 ГК РФ говорится о том, что лицо, из-за которого произошла смерть пациента, обязаны возместить все расходы на захоронение потерпевшего. Такой опыт можно было наблюдать в одном из регионов нашей страны в начале распространения пандемии, где, в условиях мало изученности данного вируса и отсутствия нормативно-правовых актов для подобных болезней, врачу пришлось заплатить родственникам погибшего мужчины. Медицинский работник не опознал признаки вируса, вследствие чего тот повлек за собой серьезные осложнения на организм пациента.Стоит также упомянуть, что на сегодняшний день существуют несколько видов гражданско-правовой ответственности, в частности, и в сфере здравоохранения. Одной из таких является договорная, то есть ответственность, наступающая вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения медицинским работником своих обязанностей. В таком случае договор с пациентом заключается от имени медицинского учреждения и, фактически, оно же и несет ответственность за действия своих сотрудников. Есть и личный договор, который с пациентом может заключить только частнопрактикующий медицинский работник, имеющий еще и официальную лицензию, дающую право на осуществление медицинских услуг. При договорных условиях обычно обговариваются все риски, которые несут за собой различные медицинские вмешательства. Такая ситуация часто практикуется при проведение каких-либо сложных операций для граждан. Данные действия помогают пациенту принять обдуманное решение, увидеть полную картину дел, а медицинской организации, в случае чего, избежать гражданско-правовой или иной ответственности. Другой формой гражданско-правовой ответственности в медицинской отрасли является внедоговорная, которая представляет собой ответственность за нарушение абсолютных прав человека на жизнь и здоровье, которые принадлежат ему от природы и не связаны с какими-либо договорами.В медицинской отрасли пациенты выступают в качестве потребителя на рынке медицинских услуг. И в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» имеют право на возмещение морального вреда из-за нарушения изготовителем, которым является врач, прав, которые предусмотрены законом. Однако, моральный вред возмещается в денежной или любой другой материальной форме, которая определяется по решению суда. Но, важно учитывать, что удовлетворенность пациента безвозмездным устранением недостатков не может освободить медицинское учреждение от ответственности в форме выплаты неустойки и возмещения убытков. При оформление договора об оказании медицинских услуг следует помнить, что противоправные сделки также влекут за собой особую юридическую ответственность. Такой случай, как не информированность пациента также делает сделку недействительной, так как она не будет соответствовать закону и будет связана с фактором введения потребителя в заблуждение. В ситуации определении суммы возмещения медицинским учреждением нанесения вреда потребителю, учитывается также и факторы, свидетельствующие о неосторожности самого пациента, что способствовало возникновению вреда. В таком случае, сумма, выплачиваемая медицинским учреждением, уменьшается.Зачастую врачи готовы выполнять
свои обязанности в полной мере ответственности, но не всегда все обстоятельства зависят от них. Так, например, в статье 401 пункте 2 ГК РФ прописано, что врачи, которые осуществляли свою деятельность, «признаются невиновными, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от них требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота, они приняли все меры для надлежащего исполнения обязательства». В таком случае они не подлежат гражданско-правовой ответственности. Таким образом, медицинские работники должны быть осторожны и осмотрительны при выполнении своей работы. Доказательством соблюдения осторожности служит точное исполнение профессиональных стандартов.3.2. Пути совершенствования законодательства в сфере оказания медицинской помощиСегодня преобладает такая тенденция: платные медицинские услуги становятся более привлекательными, чем бесплатное медицинское обслуживание по ряду вполне объективных причин. Граждане зачастую готовы заплатить деньги, а не дожидаться бесконечных очередей в бесплатных государственных медицинских учреждениях, да и повсеместная реклама быстроты, качества, комфорта и разнообразия оказываемых платных медицинских услуг – не может оставить равнодушным людей, имеющих определённые проблемы со здоровьем. Однако платные медицинские услуги зачастую уступают по качеству бесплатным, что заставляет пострадавших нести ещё большие материальные затраты, тратить ещё больше сил и времени, чтобы восстановить утраченное здоровье. А добиться справедливости и какой-либо компенсации в сложившейся ситуации порой бывает очень не просто, да и желания уже кому-то что-то доказывать пропадает, ведь испорченное здоровье уже не вернуть.В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 17)указано, что законодательство о защите прав потребителей применяется к отношениям, возникающим вследствие предоставления гражданам медицинских услуг, которые оказываются медицинскими организациями в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования.Однако Пленум ВС Российской Федерации не внес понимания в определение взаимного расположения понятий медицинской помощи и медицинской услуги, в том числе и в вопросы о применении гражданско-правовых норм общего характера, применении закона о защите прав потребителей в случае оказания медицинской помощи без добровольного на то согласия пациента, вопросы, касающиеся субъектов, входящих в состав исполнителей, оказывающих медицинские услуги, а также норм о равноправии участников гражданских правоотношений при оказании медицинской помощи гражданам.В силу этого нельзя однозначно говорить о том, возможно ли применение норм ст. 1095 и Закона РФ «О защите прав потребителей» при рассмотрении дел, касающихся привлечения к ответственности медицинских учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения, в случаях нанесения здоровью их пациентов вреда при оказании медицинской помощи. Законодатель определяет термином «медицинская помощь» деятельность медицинских учреждений, которая осуществляется за счет бюджетных средств.Этот подход легко увидеть в п. 2 ст. 18 Закона об основах охраны здоровья граждан, который закрепляет бесплатное оказание медицинской помощи и устанавливает соответствие предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи программам государственных гарантий. А в статьях 82 и ст. 83 вышеупомянутого Закона указывается, что финансирование оказания медицинской помощи осуществляется из средств бюджетов различных уровней для большинства типов медицинских организаций. Здесь следует прямое указание на то, что именно финансовое обеспечение учреждений здравоохранения по оказанию медицинской помощи производится из средств бюджетов, а не оплата предоставляемых ими услуг.Одной из главных проблем, создающих препятствия в рассмотренной ситуации, является тот факт, согласно которому в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»предусмотрена экспертиза качества медицинской помощи только для некоммерческих организаций и является обязательным мероприятием, а это значит, что коммерческие учреждения не проходят государственную экспертизу. Соответственно, узнать действительно реальное положение вещей, касающихся качества оказываемых медицинских услуг в конкретно-определённой частной медицинской организации – практически невозможно. Из – за большого количества судебных споров в сфере оказания медицинских услуг, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день не каждый сотрудник медицинского учреждения выполняет свою работу в соответствии с установленными критериями качественной медицинской помощи.Вопрос о том, кто должен нести ответственность в результате некачественного представления медицинских услуг, длительное время является дискуссионным. Существует мнение о том, что медицинская организация только «делает», но не отвечает за результат, поскольку все пациенты не могут стать здоровыми в результате исполнения договора.Среди наиболее часто рассматриваемых претензий является несоответствие результата ожиданиям. Как правило, пациенты считают, что если не удалось достичь желаемого результата, то услуга, предоставляемая медицинской организацией, была некачественная. Однако очевидно, что потребитель медицинской услуги не обладает необходимыми знаниями в области диагностики и лечения, поэтому он не может оценить качество предоставляемой медицинской услуги. Данная проблема может получить свое решение путем законодательного закрепления понятия «цель использования услуги». В таком случае при оценке качества предоставленной услуги пациент может исходить из того, достигнута цель или нет. Соответственно, цель, с которой пациент обращается за медицинской услугой, должна быть сформулирована максимально понятно, например «удаление грыжи и прохождение восстановительного лечения». Однако в таком случае вполне очевидно возникновение сложностей в правоприменительной и судебной практике. Отсутствие результата от полученной медицинской услуги не может быть положено в основу обязательства и не может повлечь за собой наступление гражданско-правовой ответственности.ЗаключениеРассмотрев тему курсовой работы мы определили, что вопрос оказания качественной медицинской помощи всегда был главным в истории. На протяжении времен медицинские услуги были платными и бесплатными. Медики спасали людей оказывая различные виды медицинских услуг.В зарубежных странах развита система оказания медицинской помощи как на платной, так и на бесплатной основе. Развита система страхования медицинских услуг. Многие услуги покрывает страховка. Поэтому продолжительность жизни граждан многих развитых зарубежных стран выше, чем в России.Охарактеризовать обязанности как медицинской организации, так и медицинских работников возможно и посредством иных положений названного акта. Например, в соответствии со статьей 10 Закона об основах охраны здоровья медицинская помощь должна быть доступной и качественной, что обеспечивается реализацией ряда перечисленных в нем мероприятий, проводимых наряду с другими обязанными лицами исполнителем услуги.Подытоживая, приходим к выводам о необходимости корректировки норм действующего законодательства при определении правового статуса медицинских организаций, выработки полноценного понятийного аппарата в медицинской сфере, согласования ряда норм и устранения противоречий в части установления прав и обязанностей исполнителя услуги. Учитывая растущие варианты и способы оказания медицинской помощи, считаем целесообразным введение реестра врачей. Нуждаются в модернизации, на наш взгляд, и имущественные права учреждения как основной организационно-правовой формы медицинских организаций.Под формой защиты прав потребителей следует понимать установленный законом процедурно-процессуальный порядок защиты, который в зависимости от органа, осуществляющего защиту, подразделяется на судебный и внесудебныйВ рассматриваемых

правоотношениях пациент - это слабая сторона, которая нуждается в дополнительной защите своих прав . Решением сложившейся ситуации видится разработка нормативно-правового акта, подробно регламентирующего права пациентов и способы их защиты. А обеспечение такой защиты происходит за счет регламентации условий привлечения к гражданско-правовой ответственности медицинского персонала за ненадлежащее оказание медицинских услуг.Возможность полноценной защиты прав граждан является одним из важнейших условий эффективного правоприменения. Однако на сегодняшний день вопросы о дальнейшем развитии системы защиты прав пациентов, в том числе и по вопросам, касающимся компенсации морального вреда вследствие некачественно-оказанной медицинской услуги (особенно при отсутствии самостоятельного закона о правах пациента, закона о профессиональной ответственности врача, модернизации гражданского законодательства в части определения размера компенсации морального вреда) остаются открытыми, требующими скорейшего разрешения.Считаем также, что гл. III Закона «О защите прав потребителей» должна быть проработана более тщательно: видится целесообразным включение в неё отдельного раздела о защите прав потребителей медицинских услуг (учитывая важность такой сферы), содержащего отсылочные нормы к действующему гражданскому законодательству, а также законодательству, регламентирующему охрану здоровья граждан.Таким образом, закон о защите потребителя доказал свою эффективность, в том числе в части защиты прав покупателей медицинских услуг. Его основа, которая актуальна до сих пор, была создана, рассмотрена и подтверждена в 1992 году. Периодически в основной акт вносятся поправки, которые по своей сути подстраиваются под меняющуюся реальность. Все статьи, а их 46, направлены на защиту прав потребителя.Важно учитывать, что удовлетворенность пациента безвозмездным устранением недостатков не может освободить медицинское учреждение от ответственности в форме выплаты неустойки и возмещения убытков. При оформление договора об оказании медицинских услуг следует помнить, что противоправные сделки также влекут за собой особую юридическую ответственность. Такой случай, как не информированность пациента также делает сделку недействительной, так как она не будет соответствовать закону и будет связана с фактором введения потребителя в заблуждение. В ситуации определении суммы возмещения медицинским учреждением нанесения вреда потребителю, учитывается также и факторы, свидетельствующие о неосторожности самого пациента, что способствовало возникновению вреда. В таком случае, сумма, выплачиваемая медицинским учреждением, уменьшается.Зачастую врачи готовы выполнять свои обязанности в полной мере ответственности, но не всегда все обстоятельства зависят от них. Так, например, в статье 401 пункте 2 ГК РФ прописано, что врачи, которые осуществляли свою деятельность, «признаются невиновными, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от них требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота, они приняли все меры для надлежащего исполнения обязательства». В таком случае они не подлежат гражданско-правовой ответственности. Таким образом, медицинские работники должны быть осторожны и осмотрительны при выполнении своей работы. Доказательством соблюдения осторожности служит точное исполнение профессиональных стандартов.Список изученной и используемой литературыНормативные правовые актыКонституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 01.07.2020 // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301."Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 09.11.2021)//"Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.Федеральный закон от 30 марта 1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации ВИЧ-инфекции» // Российская газета. 1995. 12 апреля.Федеральный закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» //Собрании законодательства РФ. 2001. № 26. Ст. 2581.Закон РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 140. Закон РФ от 09 июня 1993 года № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 28. Ст. 1064.Постановление Правительства РФ от 09.07.2015 N 691 (ред. от 22.06.2019) "Об утверждении критериев отбора медицинских организаций, участвующих в оказании медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации"//"Собрание законодательства РФ", 20.07.2015, N 29 (часть II), ст. 4493.Постановление Правительства РФ от 13.02.2015 N 123 (ред. от 01.10.2018) "Об утверждении Правил внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти"//"Собрание законодательства РФ", 23.02.2015, N 8, ст. 1170. Приказ Минздрава России от 26.02.2021 № 140н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по прекращению потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, лечению табачной (никотиновой) зависимости, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции». URL:http://pravo.gov.ru (дата обращения: 03.07.2022) Приказ Минздрава России от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий». URL:http://pravo.gov.ru (дата обращения: 03.07.2022) Приказ Минздрава России от 02.11.2020 № 1193н «Об утверждении стандартов медицинской помощи взрослым при артериальной гипертензии». URL: http://base.garant.ru/400325904/ (дата обращения: 03.07.2022)Приказ Минздрава России от 29.06.2016 № 425н «Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. № 49. Приказ Минздрава России от 02.06.2016 № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. № 30.Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н (ред. от 21.02.2020) "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению"//"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 52, 24.12.2012.Приказ Минздрава России от 02.12.2014 N 796н (ред. от 27.08.2015) "Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи"//"Российская газета", N 30, 13.02.2015.Приказ Минздрава России от 20.06.2013 N 388н (ред. от 21.02.2020) "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи"//"Российская газета" (специальный выпуск), N 197/1, 05.09.2013.Приказ Минздрава России от 10.07.2015 N 433н (ред. от 14.01.2016) "Об утверждении Положения об организации клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации и оказания медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации (в том числе порядка направления пациентов для оказания такой медицинской помощи), типовой формы протокола клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации"//"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 43, 26.10.2015.Приказ Минздрава России от 21.07.2015 N 474н "О порядке дачи информированного добровольного согласия на оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, формах информированного добровольного согласия на оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации и отказа от медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации"//"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 43, 26.10.2015Специальная литератураАттаева Л. Ж., Егиазарян К. А. Особенности нормативно-правового регулирования оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения России // Медицинское право. 2014. № 1(53). C. 24–26. Арсланов К. М. Врачебная обязанность по своевременному информированию пациента о медицинском вмешательстве (опыт германского права) // Медицинское право. 2016. № 4. C. 50–55.Акопов В. И. Врач, больной: Мораль, право, проблемы. Ростов н/Д., 2019. -192с.Балла А. М., Баяло А. А. Права пациентов и ответственность медицинских работников за причиненный вред. СПб.: БиС, 2019. - 374 с.Брынза Н.С., Салманов Ю.М., Сульдин А.М. Организация оказания неотложной медицинской помощи пациентам службы скорой медицинской помощи // Наука и инновации – современные концепции : сб. ст. М., 2019. С. 58–62Габай П.Г. К вопросу о детерминации неосторожных преступлений, связанных с ненадлежащим оказанием медицинской помощи // Российский следователь. 2014. № 2. С. 44.Дьяченко, В.П. Некоторые подходы к совершенствованию медикосоциальной помощи детям-инвалидам / В. П. Дьяченко, Т. В. Чепель // Здравоохранение Российской Федерации. – 2001. – № 5. – С. 17-19.Емелина О.И. Становление системы помощи детям раннего возраста за рубежом // Специальное образование. 2013 №3.Захаров, Ю.Ю. Интерес в осуществлении гражданских прав [Текст] // Арбитражная практика. - 2020. - № 7. - С. 17-19.Зотова Е. В. Реформы Петра I в области медицины и фармации. Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2014. №4(11). С.1145.Крассий, А.Б. Общая характеристика медицинских служб некоторых стран НАТО (США, Великобритания, Франция, Германия) // Справка-доклад по материалам зарубежных интернет-публикаций: НИЦ ВМА. – 2012 – С. 29Козыренко Е.И., Авдеева Л. О. Современное состояние финансирования здравоохранения в России. Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2019. №1. С.153-164.Лукъянцева Д.В., Сухоруких О.А., Омельяновский В.В. Обзор мирового опыта разработки показателей оценки качества медицинской помощи для амбулаторного этапа её оказания // Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2018. Т. 11. № 1. С. 45-49. Макаревич М.Л., Думкина А.А., Химичева А.И. Отдельные проблемы защиты прав потребителей в сфере оказания медицинских услуг // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 6 (24). С. 62-66.Медицинское право: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Г. Б. Дерягин, Д. И. Кича, О. Е. Коновалов. Москва: Юнити-Дана: Закон и право, 2013. С.39.Медико-правовые проблемы ответственности медицинских работников» Е.О. Моляева, К.В. Моляев Издательство «Проспект» -2018. С.75.Овезов Г.Т. Общая характеристика форм и способов защиты прав потребителей // Вопросы науки и образования. 2017. № 7 (8). С. 74-75.Портал юридической поддержки граждан. Гражданская ответственность медицинских работников // [ Электронный ресурс ] // https://vzakon.com/grazhdanskaya-otvetstvennost-medicinskix-rabotnikov/ (дата обращения: 07.07.2022)Пристанскова Н.И. Проблемы гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее оказание медицинской помощи // Медицинское право и этика. 2003. № 2. С. 8.Пресняков К. А. Опыт СССР и проблемы современного российского медицинского страхования Взгляд через столетие: революционная трансформация 1917 года (общество, политическая коммуникация, философия, культура).2017. №10(1). С.315-321.Панов А.В., Быковская Т.Ю. Современные подходы к совершенствованию института платных медицинских услуг в России// Исследования и практика в медицине. 2019. Т. 6. № 1. С. 119-131. Саранцев К.А. Основные задачи первоначального этапа расследования преступно-ненадлежащего оказания медицинской помощи // Российский следователь. 2013. № 2. С. 7.Смирнова Е. М. Земская медицина глазами российских историков. Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы.2017. №1(1). С.50-61. Смирнова Д.В. Понятие «преступления медицинских работников против жизни и здоровья» и его криминалистическое значение // Адвокатская практика. 2015. № 2. С. 71.Сучкова Т.Е., Шипулина О.В. Правовое определение медицинской помощи и медицинской услуги в соответствии с положениями российского законодательства // Законность и правопорядок : сб. науч.практ. статей. 2020. № 2. С. 61–63.Хузина С.Ф., Мусабирова Д.А. Особенности применения отдельных норм Закона «О защите прав потребителей» в сфере оказания медицинских услуг // В сборнике: Современные проблемы развития техники, экономики и общества Материалы II Международной научно-практической очно-заочной конференции. Научный редактор А.В. Гумеров. 2017. С. 346-348.Шамсудинова Д.З. Проблемы организации специализированной ортопедо-травматологической помощи детям в регионе и возможные пути их решения / Д.З. Шамсудинова, Д.В. Пивень, Л.В. Селивёрстова // Сибирский медицинский журнал. – 2009. - С. 160-165.Материалы судебной практикиПостановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»//Обязательное медицинское страхование в РФ. 2012.№ 5.Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 19.06.13 № 33-4759/2017 // СПС «Консультант Плюс» // [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.07.2022). Определение Свердловского областного суда от 23.02.18 г. № 32- 581/2018 // СПС «Консультант Плюс» // [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.07.2022).