Файл: Оспаривание ненормативного акта налогового органа.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оспаривание ненормативного акта налогового органа
Понятие
  • Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
  • Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.
Форма и содержание жалобы (апелляционной жалобы) согласно статьи 139.2. должны соответствовать следующим требованиям.
  • 1. Жалоба подается в письменной форме. Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем.
  • 2. В жалобе указываются:
  • 1) фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
  • 2) обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
  • 3) наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
  • 4) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • 5) требования лица, подающего жалобу.
  • 3. В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.
  • 4. В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.
  • 5. К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.
  • 6. Положения настоящей статьи применяются также к апелляционной жалобе.

По статье 139.3. Кодекса определен перечень причин, наличие которых предусматривает оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения.
  • 1. Вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что:
  • 1) жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
  • 2) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного настоящим Кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
  • 3) до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
  • 4) ранее подана жалоба по тем же основаниям.
  • 2. Налоговый орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
  • 3. Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой в сроки, установленные настоящим Кодексом для подачи соответствующей жалобы, за исключением случаев оставления жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 139.3. Кодекса.
  • Все указанные выше положения, за исключением положений подпункта 2 пункта 1, применяются также к апелляционной жалобе.
  • При поступлении жалобы (апелляционной жалобы) от налогоплательщика, она должна быть рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 140 Кодекса.
  • В ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) лицо, подавшее эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы.
  • Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).
  • По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган:
  • 1) оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
  • 2) отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
  • 3) отменяет решение налогового органа полностью или в части;
  • 4) отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
  • 5) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

  • Документы, представленные вместе с жалобой на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 или 101.4 Кодекса, или вместе с апелляционной жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.
  • Вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса, и вынести решение, предусмотренное пунктом 3 статьи 140 Кодекса.
  • Вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Кодекса, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Кодекса, и вынести решение, предусмотренное пунктом 3 статьи 140 Кодекса.
  • Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.
  • Решение по жалобе, не указанной в абзаце первом настоящего пункта, принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.
  • Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.
  • Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.

В Инспекцию ФНС России по г. Тюмени № 3
для направления на рассмотрение в
Управление ФНС России по Тюменской области
625009, г. Тюмень, ул. Товарное шоссе, 15
Заявитель: Наименование Общество с ограниченной ответственностью «ВИТ»
Адрес 625009, г. Тюмень, ул. Ленина, 1
ИНН 789064356
Телефон/факс. 693641239 / 12369771
Жалоба
на решение от «24» мая 2021 года № 1
Инспекцией ФНС России по г. Тюмени № 3 (далее по тексту – Инспекция) по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за апрель 2021 года, представленной Обществом с ограниченной ответственностью «ВИТ» (далее по тексту – Общество), принято решение от «24» мая 2022 года № 1 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Общество привлечено к ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ за нарушение срока представления налоговой декларации в виде штрафа в размере 1000 руб. Общество не согласно с решением Инспекции по следующим основаниям.
Пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно пункту 1 статьи 163 Налогового кодекса РФ налоговый период по налогу на добавленную стоимость устанавливается как календарный месяц. Таким образом, срок представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за апрель 2021 года – 21.05.2021 г. (с учетом статьи 6.1. Налогового кодекса РФ).
По данным Инспекции Общество представило налоговую декларацию 21.07.2021 г., то есть с нарушением установленного законом срока. Однако этот вывод не вполне соответствует действительности.
Первоначально декларация была направлена Обществом по телекоммуникационным каналам связи 21.05.2021 г., что подтверждается протоколом приема отчета. Однако ввиду технической ошибки декларация была направлена в адрес Тюменьстата, а не в адрес налогового органа. То обстоятельство, что декларация изначально была направлена (ошибочно в другой адрес) в установленный законом срок свидетельствует об отсутствии у Общества намерения совершить налоговое правонарушение. Столь длительное нарушение срока представления декларации в налоговый орган явилось следствием добросовестного заблуждения Общества в отношении надлежащего исполнения им обязанности по представлению налоговой декларации. При этом Инспекция со своей стороны также не указала Обществу на нарушение им срока представления налоговой декларации, не воспользовалась предоставленными ей Налоговым кодексом РФ полномочиями для понуждения налогоплательщика к должному исполнению возложенных на него обязанностей. Об ошибке Обществу стало известно только 16.07.2021 г. при представлении уточненной налоговой декларации, которая не была принята по причине отсутствия первичной декларации. Узнав об ошибке, налогоплательщик незамедлительно исправил нарушение, представил первичную декларацию.
Общество не отрицает свою вину в нарушении срока представления налоговой декларации в налоговый орган. В то же время Общество просит Управление учесть, что данное нарушение явилось следствием ошибки.
Кроме того, указанное нарушение не повлекло каких-либо неблагоприятных последствий для бюджета.
Так, за апрель 2021 года, с учетом уточненных налоговых деклараций, Общество обязано заплатить налог в размере 50000 руб.
21.05.2021 г. Обществом уплачен налог в размере 50000 руб. То есть фактически, не смотря на нарушение срока представления налоговой декларации, задолженность перед бюджетом по налогу на добавленную стоимость за апрель 2021 года у Общества не возникла. В соответствии с пп. 3 п. 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ полная уплата налога, а также несоразмерность суммы штрафа тяжести совершенного Обществом нарушения (сумма штрафа в два раза превышает сумму налога, подлежащую уплате в бюджет), могут быть признаны обстоятельствами, смягчающими ответственность. Судебная практика предусматривает возможность снижения суммы штрафа на 90 % (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.08.2009 г. № Ф04-4611/2009). Более того, как указывает в одном из своих писем Министерство финансов РФ (письмо от 27.03.2008 г. № 03-02-07/1-113), в случае полной уплаты налога в бюджет штраф за несвоевременное представление налоговой декларации взыскивается в размере 100 руб. Согласно пункту 2 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы. Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его налогоплательщику (пункт 9 статьи 101 Налогового кодекса РФ).
Решение от «24» мая 2022 года № 1 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения направлено в адрес Общества заказным письмом. Согласно отметке на почтовом конверте письмо поступило в почтовое отделение по месту нахождения Общества 31 декабря 2021 года. Следовательно, срок для подачи апелляционной жалобы начинает течь не ранее 11 января 2022 года и истекает не ранее 22.01.2022 г.
Учитывая изложенное выше и руководствуясь статьями 21, 101.2, 138, 139 Налогового кодекса РФ, Общество с ограниченной ответственностью «ВИТ»
просит:
1. Изменить решение от «24» мая 2022 года № 1 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, принять по делу новое решение, привлечь Общество к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в размере 100 рублей.