Файл: Обществознание огэ с Равилем сделано с любовью для тигров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обществознание ОГЭ с Равилем сделано с любовью для тигров
1 1. Общество как форма жизнедеятельности людей
Общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Общественные отношения — это взаимосвязи и взаимозависимости, в которые люди вступают в процессе своей деятельности.
Социальный институт — это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение базовых потребностей человека и общества.
Общество (в широком смысле)
Общество (в узком смысле)
-- всё человечество в прошлом, настоящем и перспективе;
-- всё население Земли, совокупность народов и стран.
-- определённый этап исторического развития (рабовладельческое общество, феодальное общество);
-- группа людей, объединившихся для общения или какой-либо совместной деятельности (общество фермеров, общество обучающихся в Умскул);
-- население определенной территории
(российское общество, азиатское общество).
Функции социальных институтов организуют деятельность людей, устанавливают образцы поведения;
1
включают людей в систему социального контроля (социальных норм и санкций), осуществляют социализацию;
2
упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер;
3
обеспечивают стандартное поведение людей в типичных социальных ситуациях.
4

Обществознание ОГЭ с Равилем сделано с любовью для тигров
2
Природа — это та часть окружающего нас мира, которая возникла без участия человека, сама по себе, и существовала до появления человека.
2. Взаимодействие общества и природы
Взаимовлияние природы и общества
Общество (влияние на природу)
Природа (влияние на общество)
Общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует о благотворном и негативном влиянии.
Природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественный прогресс, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда.
Примеры облагораживание территорий клумбами, очистка лесов и парков от мусора ;
создание природоохранных зон, заповедников;
загрязнение воздуха, морей и океанов; истощение природных ресурсов, их нерациональное использование и др.
источник средств существования
(пища, пресная вода, воздух) и факторов производства (полезные ископаемые, энергетические, земельные ресурсы); естественная среда обитания людей; климат, растительный и животный мир влияют на образ жизни человека и др.


Обществознание ОГЭ с Равилем сделано с любовью для тигров
3 3. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Сферы общественной жизни
Сфера
Духовная сфера наука, образование, искусство, религия, мораль и др.
Экономическая сфера производство и потребление, предпринимательство, денежные отношения и др.
Социальная сфера социальная структура общества, социальные группы, этносы, семья и др.
Политическая сфера организация политической власти, государство, партии, права граждан и др.
Описание
Ступени развития общества
Отношение к природе
Подчинение человека природе.
Подчинение природы интересам человека.
Стремление к гармонии природы и общества.
деспотическое правление;
демократизация политической жизни;
реализация демократических принципов;
политический плюрализм;
гражданское общество и правовое государство.
провозглашение политических свобод;
формирование правового государства и гражданского общества.
традиционная легитимность власти;
подданническая культура;
активное влияние армии.
Политика
Традиционное/аграрное
Индустриальное
Постиндустриальное/
информационное

Обществознание ОГЭ с Равилем сделано с любовью для тигров
4
Социальная структура сословная иерархия и привилегии;
крайняя затрудненность вертикальной социальной мобильности;
человек ценится как член коллектива;
преобладание расширенных семей.
различные формы стратификации;
постепенное сокращение социального неравенства;
рост удельного веса среднего класса;
стремление обеспечить равные стартовые возможности для представителей всех страт.
формирование среднего класса;
высокий уровень социальной мобильности;
преобладание нуклеарных семей;
процесс урбанизации.
Духовная жизнь ценность стабильности и традиций;
религиозный характер культуры;
небольшое число грамотных людей;
влияние церкви на общественную жизнь.
ценность личного успеха, прогресса, новаций;
ценность предприимчивости, трудолюбия, образования;
интенсивное развитие науки и образования;
появление массовой культуры.
ценность индивидуального творчества и самореализации;
особая роль науки;
непрерывное образование;
развитие виртуальной культуры.
Экономика основной фактор производства -- земля;
аграрно-сырьевая экономика;
господство натурального хозяйства;
преобладание экстенсивной технологии;
ручной труд.
основной фактор производства -- капитал;
массовое стандартизированное промышленное производство;
механизация и автоматизация производства и управления;
формирование стандартов потребления;
использование интенсивных технологий.
основной фактор производства -- информация (знания);
развитие наукоёмких производств и средств коммуникации;
выдвижение на первый план сферы услуг;
индивидуализация производства и потребления;
компьютеризация и роботизация производства.
Традиционное/аграрное
Индустриальное
Постиндустриальное/
информационное


Обществознание ОГЭ с Равилем сделано с любовью для тигров
5
Формы социальных изменений
Эволюционные изменения
Революционные изменения
Частичные, постепенные изменения.
Резкие коренные изменения политического строя, экономики, социальной структуры, техники, технологий и т.п.
Источники социальных изменений
Научно-технический прогресс
Политические идеи, программы
Социальные науки
Глобализация — это процесс, охватывающий все сферы общественной жизни, в ходе которого мир преобразуется в единую систему.
Глобальные проблемы — это комплекс проблем человечества, которые затрагивают его судьбу и требуют безотлагательного решения.
Черты глобализации отдельные локальные проблемы могут приобретать общемировой характер;
1
преобразующая деятельность людей иногда приводит к разрушительным последствиям ;
2
не всегда свидетельствует о высоком уровне развития общественного сознания .
3
Черты глобальных проблем затрагивают судьбы всего человечества;
1
требуют безотлагательного решения;
2
предполагают международное сотрудничество, совместные усилия всего человечества для их устранения.
3
Проявления глобальных проблем угроза ядерной войны
1
экологическая проблема
2
наркомания и наркобизнес
3
усиление разрыва между развитыми и развивающимися странами
4
социальная несправедливость, нищета
8
массовые заболевания, эпидемии
9
мировой терроризм
5
демографическая проблема
6
угроза культурному наследию
7 1
2 3

Обществознание ОГЭ с Равилем сделано с любовью для тигров
6
Основные подходы к решению глобальных проблем сотрудничество всех стран при решении глобальных проблем;
1
наблюдение и контроль за всеми глобальными процессами на планете;
2
всестороннее изучение причин возникновения и обострения проблем;
3
формирование нового планетарного мышления;
4
широкое информирование людей о глобальных проблемах.
5 4. Биологическое и социальное в человеке
Человек — это биосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.
Сходства человека и животного приспособление к условиям природы;
1
физиологические потребности;
2
использование природных материалов;
3
способность к продолжению рода;
4
проявление заботы о потомстве;
5
инстинктивные реакции и рефлексы;
6
генетически обусловленные модели поведения.
7
Отличия человека от животного наличие сознания и словесной речи;
1
способность к целенаправленной, сознательной и творческой деятельности;
2
преобразование окружающего мира;
3
способность изготавливать сложные орудия труда и использовать их в процессе производства необходимых благ;
4
наличие социальных и духовных потребностей;
5
стремление понять окружающий мир и законы его развития.
6


Обществознание ОГЭ с Равилем сделано с любовью для тигров
7
Биологические инстинкты, рефлексы;
темперамент, задатки;
биологические потребности;
анатомия и физиология: рост, цвет глаз и волос, строение систем и органов.
способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству.
Составляющие человека
Социальные мировоззрение, сознание и разум;
подавление и регулировка инстинктов;
социальные и духовные потребности;
Способности — это индивидуальные особенности человека, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности.
Виды способностей человека
Общие
Специальные
Общие способности помогают достичь успеха в самых разных занятиях.
Специальные способности помогают достигать высоких результатов в какой- либо определенной области деятельности.
Примеры наблюдательность;
зрительная память;
эмоциональная память;
воображение и др.
математические;
спортивные;
художественные и др.

Обществознание ОГЭ с Равилем сделано с любовью для тигров
8
Уровни развития способностей
Уровни
Задатки присущие каждому от рождения физические качества, особенности строения организма
(природная основа развития способностей)
Одаренность такое сочетание способностей, которое позволяет достичь значительного успеха в выполнении той или иной деятельности
Талант высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных
Гениальность наивысший уровень развития способностей как общих, так и специальных
Описание
Индивид — это единичный представитель человечества.
Индивидуальность — это уникальное сочетание биологических и социальных качеств, которое отличает одного человека от всех других.
Личность — это человек как носитель сознания со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами.
5. Личность. Особенности подросткового возраста
Характеристики личности осознание себя как индивида и в то же время как члена разнообразных коллективов;
1
способности к самостоятельным осознанным действиям и ответственному поведению, к приобретению знаний и навыков, к самооценке.
2

Обществознание ОГЭ с Равилем сделано с любовью для тигров
9
Этапы социализации
Первичная социализация
Вторичная социализация усвоение норм и ценностей ребенком усвоение норм и ценностей взрослым человеком (личностью)
Особенности подросткового возраста отрочество (подростковый возраст) — особый период в жизни человека, так как в это время завершается путь к биологической зрелости человека.
1
характерные черты этого возраста: возникновение новых чувств, переживаний, быстрая смена настроений, мечтательность.
2
показателем взросления является растущая самостоятельно сть подростка.
3
Агенты (институты) социализации — это люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.
Социализация — это осуществляющийся на протяжении всей жизни человека процесс формирования личности, развития социально значимых качеств человека .


Обществознание ОГЭ с Равилем сделано с любовью для тигров
10
Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в необходимых для существования условиях.
Пирамида А. Маслоу
Духовные потребности самовыражение, самоактуализация, самосовершенствование уважение, общественное признание принадлежность к социальной группе безопасность, уверенность в будущем пища, воздух, отдых и т.д.
Престижные потребности
Социальные потребности
Экзистенциальные потребности
Физиологические потребности
Виды потребностей
Естественные/
биологические
Социальные
Идеальные/духовные в том, что необходимо для существования, развития и воспроизводства человека в том, что является продуктом общественной жизни в том, что необходимо для духовного развития человека воздух для дыхания;
вода, пища, сон;
одежда, жилище;
продолжение рода;
самосохранение и др.
общение;
труд;
созидание, творчество;
жизненный успех;
занятие определенной позиции в обществе;
общественное признание и др.
познание окружающего мира, религиозная вера;
художественное творчество;
поиск смысла жизни;
самовыражение и др.
достижение гармонии и красоты;
Примеры
Естественные, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны.

Обществознание ОГЭ с Равилем сделано с любовью для тигров
11
Интерес — это целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
6. Деятельность человека и её основные формы
Мышление — это способность к познанию существенных свойств и связей объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека .
Деятельность — это специфический вид человеческой активности, направленный на преобразование, совершенствование окружающего мира и самого себя .
Характерные черты деятельности
Черты
Сознательный характер человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты
Продуктивный характер деятельность человека направлена на получение определенного результата
Орудийный характер человек создает и в дальнейшем использует новые орудия труда с помощью других, уже имеющихся орудий
Преобразующий характер в процессе деятельности человек изменяет окружающий мир и самого себя
Общественный характер человек в процессе разнообразной деятельности часто вступает в различные отношения с другими людьми
Описание

Обществознание ОГЭ с Равилем сделано с любовью для тигров
12
Структура деятельности
Элемент
Субъект тот, кто осуществляет деятельность (человек, социальные группы, общество в целом)
Объект то, на что направлена деятельность (предметы, явления, процессы, люди, социальные группы, общество в целом)
Мотив осознанные потребности, определяющие направленность и активность человека
Цель осознанный образ желаемого результата деятельности
Методы, средства то, каким образом и с помощью чего осуществляется деятельность
Действия конкретные шаги для достижения результата
Результат то, что получилось после всех действий
Описание
Основные виды деятельности
Игра
Труд
Учение
Общение
Труд --- это физические и умственные усилия людей, направленные на изготовление товаров и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей.
Особенности труда
---
---
--- цель — практически полезный результат ; преобразование внешней среды ; использование орудий.