Файл: 1. Проанализируйте материалы занятия. Создайте таблицу и перечислите основные этапы развития психологии в ее разделах. Охарактеризуйте в таблице кратко каждый этап.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Проанализируйте материалы занятия. Создайте таблицу и перечислите основные этапы развития психологии в ее разделах. Охарактеризуйте в таблице кратко каждый этап.
Название и время | Предмет психологии, его содержание | Методы исследования психики | Основные достижения |
I этап. Донаучный | |||
до VII—VI вв. до н.э. | Душа — без раскрытия ее конкретного содержания и функций | Нет | Общее представление об охранительной и активной роли души |
II этап. Философский | |||
VII—VI вв. до н.э.— конец XVIII - начало XIX в. | Античная психология | Душа — источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения | Специальных методов нет, используются методы других наук — философии, медицины, математики при исследовании содержания и функций души |
Психология Средневековья | Душа, исследование ее видов, активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира | Появление собственно психологического метода — интроспекции | Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс |
Психология Возрождения и Нового времени | Сознание — его содержание и пути его формирования | Интроспекция и частично логика — методы индукции, дедукции, анализа и т.д. | Развитие рационалистического и сенсуалистического (эмпирического) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознательное |
III этап. Ассоцианистическая психология | |||
конец XVIII -начало XIX в. — середина XIX в. | Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии прежде всего — познавательные процессы, а также (в конце этого периода) и поведение | Интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формировании поведения) | Появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественно-научного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознательного |
IV этап. Экспериментальная психология | |||
середина XIX —начало XX в. | Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы | Экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой деятельности как человека, так и народа в целом, появление первых тестов | Появление экспериментальной психологии, первых теорий «психологии народов» новых данных о психических процессах (прежде всего памяти). Появление новых подходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса |
V этап. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы | |||
10-30-е гг. XX в. | Появление нескольких предметов психологии. Вначале — элементы психики (структурализм), функции психики, «поток сознания» (функционализм). Затем — глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики(гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология) | Появление новых методов, важнейшие из которых —психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса изучения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей(гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология) | Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий изучения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности, введение культуры и социального окружения как новых парадигм в ее исследование. Развитие отраслей психологии |
VI этап. Дальнейшее развитие психологических школ | |||
(40-60-е гг.) | Появление новых направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология) | Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного интеллекта | Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий |
VII этап. Современная психология | |||
(60-е гг. —конец XX в.) | Развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ | Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик | Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ |
2. Люди еще в глубокой древности интересовались той стороной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая. В частности, в первобытном обществе было представление о наличии души не только у человека, но и у животных, растений, предметов, причем эта душа представлялась существующей независимо от «тела» (анимизм, анимистические взгляды на психику: душа и тело существуют параллельно и независимо друг от друга). Почему тогда были возможны эти взгляды, на каких наблюдениях они основывались? Почему они до сих пор живы в виде обязательных элементов некоторых современных религиозных верований?
Возникновение таких взглядов на природу психики было тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека - собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектом поклонения. В настоящее время анимистические верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу - все это модификации анимистических представлений первобытной эпохи. То же самое можно сказать и о других ранних формах религиозных верований. В современных религиях анимизм представлен немного в другом виде, а именно в виде монотеизма – веры в одного Бога – сверхъестественной сущности, создавшей всё и влияющей на всё в целом.
3. Кто автор идеалистической трактовки сознания? Как вы считаете, связана ли эта трактовка с рождением интроспекции как метода психологии? Имеются ли в современной психологии проявления интроспективного метода в изучении психических явлений? (Если наблюдаются, то приведите пример, а если нет, то как и чем подтвердите его полное отсутствие как метода необъективного?)
Идеалистическая трактовка сознания (Плотин, Августин, III V вв н.э.) и ее связь с рождением интроспекции как метода психологии.
Постоянно наблюдаемые противоречия в результатах интроспекции к 20-м годам 20 в. привели к пониманию того, что ошибки интроспекции являются следствием ее природы как обладающего определенной длительностью процесса наблюдений и выводов, подверженного соответствующим погрешностям. К 40-м годам как концепция дуализма, так и термин «интроспекция» в основном вышли из употребления в научной психологии, где возобладал бихевиоризм, отрицавший значение сознания. В действительности же отход современной экспериментальной психологии от дуализма привел к отказу лишь от термина «интроспекция», а не от самого метода. Последний в своем современном виде (не классическая интроспекция) используется, без соответствующего наименования, в: 1) феноменологических описаниях при исследовании перцепции, по преимуществу европейскими последователями гештальтпсихологии, феноменологической и экзистенциональной психологии; 2) в психофизике, при определении связей между психическими явлениями, обычно сенсорной природы, и стимулами, особенно при определении сенсорных порогов и построении шкал; 3) при самоотчетах пациентов в психиатрии и психоанализе, иногда при ассоциативных тестах (свободные ассоциации).
4. К XX в. развитие психологических знаний прошло путь от анимистических представлений древних до понятия о психике как субъективном образе объективного мира. Покажите, какие факты, добытые наукой в разные периоды, привели, в конечном счете, к выводу о психике как субъективном образе объективного мира (перечислите основные вехи на этом пути).
Анимизм, тотемизм;
Гиппократ: учение о темпераментах;
Алкмеон: мозг – орган души;
Анаксагор: «ум» как начало вещей;
софисты: учителя мудрости;
Сократ: познай самого себя;
Платон: душа и царство идей;
Аристотель: душа – способ организации тела;
психологические воззрения в эпоху эллинизма;
стоики; эпикурейцы;
Гален; Плотин: понятие о рефлексии;
Августин: понятие о внутреннем опыте;
Рене Декарт: рефлексы и «страсти души»;
Бенедикт Спиноза: Бог – Природа;
Лейбниц: проблема бессознательного;
Томас Гоббс: ассоциация идей;
Джон Локк: два вида опыта;
Гартли: основоположник ассоцианизма;
Беркли: вещь как комплекс;
Сеченов, Павлов — рефлексы как основа психологии поведения