Файл: Организация психологопедагогического сопровождения родителей, воспитывающих детейаутистов содержит 58 страниц текстового документа, 40 использованных источников..pdf
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5
6
5 РЕФЕРАТ Выпускная квалификационная работа по теме Организация психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей-аутистов» содержит 58 страниц текстового документа, 40 использованных источников. СОПРОВОЖДЕНИЕ,
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, ДЕТИ-АУТИСТЫ, ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Проблема воспитания детей с ранним аутизмом в семье для современной специальной педагогики и психологии является центральной проблемой, требующей разрешения, как в теоретическом, таки в прикладном аспектах. Воспитание детей с ранним аутизмом сопровождается еще большими сложностями и проблемами. Однако при правильном подходе можно добиться значительного прогресса. На данный момент не существует единой системы психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с аутизмом. Именно по этой причине вопрос исследования целостного подхода к организации психолого-педагогической помощи родителям остается актуальным посей день. Цель работы изучение специфики организации психолого- педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей-аутистов. Объект исследования психолого-педагогическое сопровождение как феномен. Предмет исследования организация психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей-аутистов. Анализ данных показал, что ситуативную тревожность имеют 60% родителей, а личностную – 90% родителей. Проанализировав результаты 16- факторного опросника, мы сделали вывод о том, что родители, воспитывающие детей-аутистов, чаще находятся в состоянии стресса, менее адаптивны, неуверенны в себе, зависимы, ограничивают себя в контактах и др. Поэтому необходима организация психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей-аутистов.
6 ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы исследования. Проблема воспитания детей с ранним аутизмом в семье для современной специальной педагогики и психологии является главной проблемой, которая требует разрешения, как в теоретическом, таки в прикладном аспектах. Воспитание ребенка – процесс трудный и ответственный, требующий много времени и терпения. Воспитание детей с ранним аутизмом сопровождается еще большими сложностями и проблемами. Однако при правильном подходе можно добиться значительного прогресса. При своевременной психолого-педагогической помощи родителям возможно избежать многих негативных последствий, которые могут повлиять на всех членах семьи, преимущественно на ребенке. Равным образом важно показать ребенку, что они верят в его потенциал и силы и любят его, независимо ни отчего. Все силы должны быть вложены в развитие самостоятельности ребенка. На данный момент не существует единой системы психолого- педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с аутизмом. Именно по этой причине вопрос исследования целостного подхода психолого-педагогической помощи родителям остается актуальным посей день. Цель работы изучение специфики организации психолого- педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей- аутистов. Объект исследования психолого-педагогическое сопровождение как феномен. Предмет исследования организация психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей-аутистов.
7 Задачи исследования
1) рассмотреть теоретические аспекты изучения психолого- педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей-аутистов;
2) изучить психологические особенности родителей детей-аутистов;
3) провести экспериментальное исследование психологических особенностей родителей, воспитывающих ребенка-аутиста;
4) описать систему психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих ребенка-аутиста. Методы исследования
1) Теоретические анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
2) Эмпирические тестирование (методика Шкала реактивной ситуативной) и личностной тревожности (авторы - Ч.Д. Спилбергер, ЮЛ.
Ханин), методика факторный личностный опросник (авторы – Р.
Кеттелл, ЮЛ. Ханин).
3) Методы качественного и количественного анализа результатов исследования. Методологическую основу исследования составляют труды следующих психологов М.Р. Битяновой, Е.В. Бурмистровой, ИВ. Дубровиной, Е.И.
Казаковой, Н.Н. Михайловой, Л.М. Шипицыной, А.М. Ядрихинским и др. Исследование проводилось в городе Красноярске Красноярского края на базе БФ Живое дыхание. Выборка представлена 10 родителями, воспитывающими детей-аутистов. Этапы исследования
1 этап (ноябрь 2018 г) – изучение теоретических аспектов изучения психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей-аутистов; определение категориального аппарата определение методов и выборки экспериментального исследования.
8 2 этап (декабрь 2018 г. – январь 2019 г) - проведение диагностики психологических особенностей родителей, воспитывающих детей-аутистов; анализ полученных результатов исследования.
3 этап (февраль 2019 г. – май 2019 г) – описание психолого- педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей-аутистов; формулирование выводов оформление ВКР. Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме сопровождения родителей, воспитывающих детей-аутистов, описаны психологические особенности родителей детей-аутистов, специфика работы педагога-психолога с родителями, воспитывающими детей-аутистов. Проведенное исследование дает сведения об общей картине психологических особенностей родителей детей-аутистов в настоящее время. Представленный нами материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям при написании рефератов, курсовых и дипломных работ. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источников, 2 приложение. В работе содержится 3 таблицы. Общий объем работы составляет 57 страниц.
9 Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ-АУТИСТОВ
1.1 Психолого-педагогическое сопровождение понятие, составляющие Термин сопровождение впервые появился в работе Г. Бардиер, Н.
Ромазан, Т. Чередниковой в сочетании со словом развитие – сопровождение развития [2].
Е.И. Казакова трактует сопровождение как метод, который обеспечивает формирование условий для принятия субъектом развития наиболее адекватных решений в жизненных ситуациях выбора. В данном контексте субъектом развития является как человек, таки система, меняющиеся качественно. Ситуация жизненного выбора
– это затруднительные обстоятельства, при разрешении которых человек определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития По мнению Л. М. Шипицыной сопровождение – это комплексный метод, в основе которого лежит единство взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего. Автор рассматривает процесс сопровождения как непосредственное или опосредованное взаимодействие психолога, педагога, медика и учащихся, результатом которого является помощь личности в решении проблем, которые у нее возникают [39, с. Вместе стем, центральной позицией в теории сопровождения является положение о том, что носителями проблемы развития субъекта могут выступать не только педагоги и сам ребенок, но и люди из ближайшего окружения, в том числе и родители. В образовательной сфере наиболее широко применяется понятие
«психолого-педагогическое сопровождение в трактовке М. Р. Битяновой, которая отражает проблемы организации учебно-воспитательного процесса в рамках модернизации образования. Все более влиятельными оказываются представления о психолого-педагогическом сопровождении как системе
10 профессиональной деятельности педагога-психолога, направленной на создание психологических и социальных условий, которые ориентированы не только на зону актуального, но и на зону ближайшего развития ребенка, для успешного обучения и психологического его развития в ситуациях взаимодействия с педагогами Проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организацию и содержание раскрыли в своих исследованиях М. Р. Битянова, Е. В. Бурмистрова, ИВ. Дубровина, Е. И. Казакова, Н. Н. Михайлова, Л.М.
Шипицина, А. М. Ядрихинский и др. [4; 6; 10; 13; 21; 39; Эффективность психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, те. процесса его абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции, во многом зависит от личностных взаимоотношений между родителями и детьми, отрешения комплексных проблем, имеющихся у членов семьи, участвующих в воспитательном процессе. По мнению И.Ю. Левченко, проблемы родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, носят системный и комплексный характер, и их проявления очень многообразны
- в отношении к отклонениям в развитии ребенка как к жизненной трагедии
- в конфликтном несоответствии ожиданий родителей по отношению к достижениям ребенка и актуальной ситуации
- в комплексе сложностей эмоционального характера, состоящего из экзистенциальных пустот, тревоги и вины, жизненной бесперспективности и угнетенного фона общего настроения, сопутствующий страх смерти
- в отказе от проживания собственной судьбы
- в актуализации комплексов неполноценности
- в развитии общей семейной напряженности
- в специфическом защитном и компенсаторном поведении родителей
- в заниженной оценке себя и супруга / супругу и др. [16].
11
Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность взрослых, которые взаимодействуют с ребенком в школьной среде. Сточки зрения МА. Степановой, в основе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса заложены следующие принципы
- принцип системности - существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога
- принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития, заключающийся в самоценности ребенка ив признании индивидуальности, при котором обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на эмоциональное, интеллектуальное, духовно-нравственное, психическое и физическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей
- принцип целостности - при любом психологическом воздействии наличность необходимо работать со всей личностью в целом во всем разнообразии ее познавательных, эмоциональных, мотивационных и прочих проявлений
- принцип целесообразности и причинной обусловленности – любое психологическое воздействие должно быть осознанным, должно быть подчинено поставленной целите. психолог должен осознавать причину и цель воздействия. Воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствия
- принцип своевременности - любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя ив наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях
- принцип активности ребенка в образовательном процессе
12
- принцип практической направленности
- формирование универсальных учебных действий, способности их применять в повседневной жизни и практической деятельности. Этому способствуют работа с разными источниками информации работа в сотрудничестве (в малой и большой группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора деятельности самостоятельная работа, понимаемая не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию важнейшее умение в интеллектуальном развитии школьника
- принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно- воспитательного процесса
- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к аккуратности, чистоте, соблюдение режима дня, получения психологической помощи в сложной жизненной ситуации, эффективного и бесконфликтного взаимодействия [30]. Как отмечают С.Г. Лещенко, НА. Степанова, С.К. Хаидов цель психолого-педагогического сопровождения содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей законных представителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса [31].
М.Р.
Битянова определяет следующие задачи психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса
- психологический анализ социальной ситуации развития в образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении
13
- мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения содействие индивидуализации образовательного маршрута
- содействие реализации (выполнению) требование федерального государственного образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
- разработка и внедрение психологических программ, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др, трудностей адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся
- содействие формированию у обучающихся универсальных учебных действий как способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности
- распространение и внедрение в практику образовательного учреждения достижений в области отечественной и зарубежной психологии
- взаимодействие с подразделениями общеобразовательного учреждения
(психолого-медико-педагогический консилиум, совет профилактики и др, с другими образовательными учреждениями, организациями здравоохранения и социальной защиты [4].
14 Приоритетными видами работы в условиях введения основных положений федерального государственного стандарта при организации сопровождения становятся просвещение, диагностика (мониторинговые исследования, коррекция и экспертиза. Как отмечает ИВ. Дубровина, основные виды работ и содержание деятельности психолого-педагогического сопровождения
- Психологическое просвещение (и образование) - формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей, педагогических работников и руководителей общеобразовательного учреждения потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности. Просвещение осуществляется педагогом-психологом совместно с администрацией и другими специалистами (социальным педагогом, учителем-логопедом, медицинским работником) через различные формы работы (семинары, выступление на родительском собрании и педагогическом совете, педагогический лекторий для родителей, круглый стол и т.д.), которые должны быть практикоориентированными.
- Диагностика (индивидуальная и групповая) - психолого- педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причини механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
- Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобрести и реализация деятельности и общении.
- Коррекционная работа (индивидуальная и групповая)-организация работы с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и