ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 349
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Золотою лягушкою луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет Голубую Русь
Старый клен на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
1918г.
Вопросы для письменного анализа:
а) В чём особенности композиции (построения) стихотворения?
б) Как движется взгляд лирического героя? Что переживает лирический герой?
в) Какие словесные изобразительные и выразительные детали кажутся вам особенно значимыми? Объясните роль этих деталей для понимания стихотворения.
г) Обратите внимание на систему повторов в поэтической речи. Какой эффект они создают, чему служат?
Ответ задание 6
История создания – стихотворение создано в 1918 году, когда поэт покинул село Константиново, в котором родился и вырос, в нём отразились последствия переезда: грусть по прошлому, переживания поэта.
Стихотворение отражает тему, сквозную для лирики Есенина – любовь к малой Родине, тоска по ней.
Композиция – линейная, можно выделить четыре последовательные части: воспоминания о матери, отце, печаль о том, что расставание не скоро закончится и сопоставление самого поэта с кленом, который «стережёт голубую Русь», так любимую Есениным.
В произведении нельзя выделить какой-либо сюжет и его развитие, но поэт последователен в описании. Так, в первой строфе он сообщает читателю, что распрощался с родным домом, вспоминает о матери. Во второй строфе Есенин говорит об отце. В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит родных, так как долго ещё «петь и звенеть пурге». Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с ним: «тот старый клён головой на меня похож». Автор не возвращается к уже упомянутому, поэтому композицию можно назвать линейной.
Стихотворение состоит из четырёх строф по четыре строчки (катрен). Поэт использует разные виды рифмы: точную (дом – прудом, воде – бороде), неточную (Русь – грусть, в нём – клён), мужскую – ударение всегда падает на последний слог: дом, Русь, прудом, грусть, луна, воде и так далее. Рифмовка – перекрёстная, рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки.
Жанр– произведение относится к жанру лирического стихотворения.
Стихотворный размер – произведение состоит из четырёх строф, представляющих собой четверостишия, написанные анапестом (трехсложный размер с ударением на последний слог), используется точная и неточная, мужская рифма, способ рифмовки – перекрёстный АВАВ.
Метафоры: «березняк над прудом теплит…», «кто листьев целует дождь», «седина у отца пролилась в бороде».
Олицетворения: “долго петь и звенеть пурге”, “Стережёт голубую Русь старый клён на одной ноге”.
Эпитеты: “голубую Русь”, “старый клён”, “на тихой воде”.
Сравнение: “Золотою лягушкой луна распласталась…”, “Словно яблонный цвет, седина”.
Интересным представляется способ, который характерен для Есенина как поэта. Он ассоциирует себя с природой. В данном случае – с деревом: “…тот старый клён головой на меня похож”. Такой приём не только отражает привязанность, неотделимость поэта от природы, русской земли, родины, но и рисует нам образ самого поэта. При этом он кажется старым, много пережившим, трудно представить, что это стихотворение написано 23-летним поэтом, молодым ещё человеком.
Обращаемся к фонетическому уровню, описываем звуковой строй строф (присутствует аллитерация – обилие сонорных согласных создает атмосферу лиричности). Для Есенина всегда был важен образ, его точность, поэтичность и эмоциональность – эти три компонента и создают эффект всепроникающего лиризма.
Обращаемся к оставшимся двум строфам, обращаем внимание на изменение интонации. (Восклицательное предложение «Я не скоро, не скоро вернусь!» обрывает лиризм предыдущих строф – звучит как крик отчаяния, тоски. Такое настроение создают повтор и максимально простая структура предложения. Отмечаем, что вместе с этим воистину криком души, в стихотворении появляется мотив пурги. Лирический герой оставляет дом, родину и становится одинок. Одиночество Есенина объясняется его трагической открытостью миру, предельностью эмоций, чувств, их разноплановостью, а зачастую и полярностью.
Задание 7. (максимальное количество баллов – 3 баллов)
В каких произведениях русских писателей, поэтов звучит военная тема и что сближает эти произведения с «Тихим Доном» М. А. Шолохова? Перечислите не менее 5 произведений, укажите автора, обоснуйте свой ответ.
Ответ задание 7
Военная тема звучит во многих произведениях отечественной литературы. С шолоховским «Тихим Доном» можно сопоставить «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина и «Войну и мир» Л.Н.Толстого.
Во всех трёх произведениях войны представляется трагедией. Так, во всех произведениях показано, насколько больно и тяжело терять близких во время войны. Мелеховы теряют Петро, и горе от того, что муж, сын и брат убит, велико. Дарья и Ильинична «воют» несколько дней после смерти Петро, а позже Дарья даже мстит убийце мужа, не задумываясь о том, что сама лишила человека жизни.
«Бессмысленный и беспощадный» русский бунт оставляет сиротой Машу Миронову. Бунтовщики-казаки вешают капитана Миронова, когда он отказывается присягнуть Пугачеву. В историческом романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин рассказал о бесчинствах, происходящих после завоевания Пугачевым крепости. Бандиты убивали мирных жителей, грабили имущество и занимали их дома.
Так и в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» красноармейцы пришли «на Мелеховский баз», застрелили собаку и угрожали Григорию. В обоих произведениях показан беспредел военных, от которого страдают простые люди.
В поэме А. А. Блока «Двенадцать» рассказано о революции, которая приносит людям только смерть и страдания. Красногвардейцы из «Тихого Дона» также пугают жителей, портят их имущество и убивают. В обоих произведениях революционеры не помогают людям, а лишь делают их жизнь тяжелее.
Во всех приведённых произведениях военное время приносит страдание мирным жителям.
Война в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» представлена как стихия, разрушающая семьи и судьбы не только непосредственных участников боевых действий, но и мирных людей. Военная тема также звучит в произведениях А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и Л. Н. Толстого «Война и мир».
Вспоминая события Пугачевского восстания, главный герой «Капитанской дочки» говорит: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Эта глава в истории России представлена в романе как национальная трагедия и безжалостная, сродни гражданской, война. Здесь, так же, как и в романе-эпопее М. А. Шолохова, население одной страны разделяется и ополчается друг против друга, начиная безжалостно убивать таких же людей, как они сами. Однако в «Тихом Доне» война приносит результат: власть действительно сменяется и устанавливается на территории всей страны. В то время как Пугачевский бунт в «Капитанской дочке» лишь создает прецедент, но не приводит к реальным изменениям в политическом устройстве государства.
Л. Н. Толстой в «Войне и мире» так же, как и М. А. Шолохов в «Тихом Доне» стремится показать влияние войны на личность человека. Она вырывает Григория из привычной и мирной жизни. С этого момента сама история начинает диктовать повороты судьбы главного героя. Под влиянием войны и революции он начинает задумываться о философских вопросах и понимает, что правда жизни все-таки лежит в семье, родной земле и труде, а не на стороне красных или белых.
Мировоззрение Андрея Болконского в романе-эпопее Л. Н. Толстого тоже трансформируется в ходе военных событий. Он восхищался личностью Наполеона и мечтал найти свой «тулон» и обрести славу. Но познав ужасы войны и увидев ее обратную сторону, осознал, как ничтожны были его интересы по сравнению «с тем высоким, справедливым и добрым небом». Но если Л. Н. Толстой повествует о войне между двумя народами, то М. А. Шолохов демонстрирует события еще более ужасной – братоубийственной гражданской войны.
Трагедию военного времени отразил Л. Н. Толстой и в «Севастопольских рассказах», в которых автор описал события Крымской войны, «ужасные, поражающие душу зрелища». Невозможно спокойно читать о том, как молодые ребята, женщины теряют на фронте руки и ноги, как равнодушно бросают фельдшера отрезанные части тела в угол, как в страданиях погибают люди, издавая жуткие стоны и вопли. Л. Н. Толстой, как и М. А. Шолохов, в очередной раз доказал: война несет боль, горе и смерть.
М. А. Шолохов «Судьба человека». Андрей Соколов теряет на войне всех близких и родных. У него нет больше жены, дочерей. Единственной надеждой для него является сын, с которым он мог бы жить в дальнейшем, но и тот погибает в самые последние дни Великой Отечественной Войны. Андрей Соколов переживает действительно трагедию жизни, у него никого нет, и он одинок. Его глаза «усыпанные пеплом», становятся свидетельством страшной обреченности души. Ильинична тоже теряет родных в годы войны.
Её мужа и сына, Петро, больше нет в живых. Она испытывает скорбь и невыносимую боль от этой трагедии и от осознания того, что больше никогда их не увидит.
Тем не менее, Андрей Соколов обретает новый смысл жизни, выбирается из этой всепоглощающей тоски и боли. Он усыновляет мальчика Ванюшу и теперь посвящает себя ему. Ильинична же, напротив, хоть и получает поддержку от окружающих, но до конца дней фактически остается одна.
Тема войны — одна из самых животрепещущих тем в русской литературе. В романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» показаны масштабные военные действия в период войны русско-австрийской войны и войны 1812 года. Герои Толстого, как и герои шолоховского «Тихого Дона», преодолевают тяжелейшие испытания, переосмысливают многие аспекты жизни, узнают мир по-новому. Пьер Безухов и Андрей Болконский побывали на войне. Война кардинально изменила их судьбу так же, как гражданская война изменила жизнь Григория Мелехова. И Шолохов, и Толстой на примере своих героев говорят, что война — страшное испытание, противоестественное природе человека, нормальному миропорядку.
Человек и война в русской литературе показана у В. Быкова «Сотников», В. Гроссмана «Жизнь и судьбы», В. Кондратьев «Сашка» и др. Изображение войны как человеческой трагедии; проблема нравственного выбора; психологизм; деромантизация, преодоление парадного представления о войне и воинском подвиге, антиэстетизм; гуманизм; патриотизм.
Таким образом, во всех проанализированных выше произведениях военная тема обладает особым звучанием, однако их объединяет одна мысль – любая война является бессмысленной и ломающей судьбы людей.