Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Психология Практическое задание 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Психология

Практическое задание 5


Выполнил:

Обучающийся Тугушева Анастасия Шамильевна

Преподаватель:

Завьялова Дарья Владимировна


Задание 1. Подберите психолого-педагогическую диагностику ребенка младшего школьного возраста для выявления адаптации  к школе (необходимо указать название диагностики, автора, на что направлена), аргументировав свой выбор.
Методика изучения социально-психологической адаптации к школе Э. М. Александровской

В ней адаптация ребенка оценивается:

  • усвоение школьных норм

  • эмоциональное благополучие

  • эффективность учебной деятельности

  •  успешность социальных контактов

Педагог заполняет схему наблюдения за поведением первоклассников на основе наблюдения.

Эта методика позволяет выявить эффективность учебной деятельности, успешности усвоения норм и эмоционального благополучия.
Задание 2. Назовите основные области затруднения в общении, которые могут встретиться в педагогической практике. Напишите рекомендации для педагогов по преодолению трудностей в общении.


  • Непонимание позиции детей

  • Неумение наладить контакт с каждым и со всем классом

  • Механический перенос чужого стиля общения и действия

  • Подчеркивание позиции собственного превосходства

  • Неумение перестраиваться в зависимости от педагогических ситуаций

  • Сложности в управлении группой и собственным состоянием

  • Боязнь педагогических ошибок



1. Чтобы преодолеть трудности в общении, вовремя замечайте «сигналы конфликта» у детей:

- стычки между воспитанниками;

- нарушения дисциплины;

- обзывания;

- нарушения правил в играх
;

- отчуждение ребенка от группы детей;

- затянувшееся выяснение отношений.

2. Используйте методы профилактики:

- сюжетно-ролевая игра;

- обыгрывание конфликтных ситуаций, моделирование выхода из них;

- чтение и обсуждение художественных произведений;

- просмотр и анализ фрагментов мультфильмов с последующим моделированием новых версий;

- беседы;

- коммуникативные игры.

3. Внедряйте в практику стратегию преодоления трудностей:


4.Используйте технику активного слушания:

- обязательно повернитесь к ребенку лицом;

- если ребенок расстроен, не задавайте ему сразу вопросы;

- стройте ваши фразы в утвердительной форме, а не в форме вопроса, например, «что-то случилось…», «он тебя толкнул и тебе очень больно…», «ты на него обиделся и не хочешь с ним дружить…»;

- в беседе с ребенком держите паузу;

- обязательно выслушайте обе стороны участников конфликта;

- выслушивая переживания одного ребенка, дайте понять взглядом, прикосновением, кивком головы другому ребенку, что вы помните о нем и готовы будете выслушать и его.

Старайтесь быть максимально спокойным и беспристрастным. Как и с ребенком, попытайтесь приступить к поиску конструктивного решения.

5. Используйте технику позитивных сообщений.

Примерная схема:

1) Когда ты (описание произведенного действия ребенка).

2) Может случиться, что (описание возможного результата).

3) Лучше (предложение альтернативного варианта поведения).

6. Сохраняйте собственное эмоциональное равновесие в вопросах решения детских конфликтов.


Задание 4. Подберите психолого-педагогическую диагностику индивидуальных особенностей развития детей в группе (необходимо указать название диагностики, автора, для какого возраста предназначена). На основе возможных результатов дайте рекомендации педагогам для дальнейшей успешной работы с группой.

Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена (ЦПМ)

включают 36 заданий, составляющих три серии: А, Ав, В (по 12 матриц в каждой серии). Шкала создана таким образом, чтобы обеспечить надежную оценку способности испытуемого ясно мыслить, когда созданы условия для спокойной работы в обычном для него скоростном режиме, без перерывов.  Задания теста апеллируют к трем основным психическим процессам — произвольному вниманию, целостному восприятию и «понятливости» как основной характеристике познавательной деятельности.



Возраст 4-11лет.


  • Рекомендации по эффективному взаимодействию с обучающимися

  • Для мобилизации внутренних сил обучающихся использовать похвалу, поддержку.

  • Использовать различный опорный материал - опорные конспекты, схемы, таблицы.



  • Применять индивидуализацию и дифференциацию заданий для самостоятельной работы, вариативность и обеспечение возможности выбора заданий.



  • Стимулировать познавательный интерес.

Для того, чтобы формировать положительную «Я-концепцию» у обучающихся, необходимо:

Видеть в каждом обучающемся уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее (все обучающиеся талантливы).

Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы учебная деятельность приносила обучающемуся радость.

Понимать причины неуспеваемости и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, «Я-концепции» обучающегося (обучающийся хорош, плох его поступок).

Помогать обучающимся реализовывать себя в деятельности.

Приемы создания ситуации успеха:


Похвала.

Внушить обучающемуся веру в себя, что у него все получится - в этом залог успешного воспитания.

Авансирование.

Речь идет о тех случаях, когда преподаватель заранее предупреждает о
контрольной работе. Смысл авансирования заключается в том, что должен будет сделать обучающийся: посмотреть, почитать, поучить. Это напоминает репетицию предстоящего действия. Такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

Эмоциональное поглаживание.

Задание 5. Разработайте план внеклассной работы, направленной на преодоление социальной дезадаптации детей младшего школьного возраста, аргументировав свой ответ.


  • «Скажи себе STOP»



Сформировать навыки контроля и управления собственным гневом; научить детей некоторым приемам саморегуляции, позволяющим сохранить эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.

1.Упражнение-активатор «Контакт»;

2.Беседа «Как я чувствую, что злюсь»;

3.Упражнение «Толкалки»;

4.Упражнение «STOP»;

5.Упражнение-релаксация «Драка»;

6.Подведение итогов занятия.
Другая система внеклассных занятий «Вместе веселее», направленная на преодоление школьной дезадаптации первоклассников. В наше время очень острой проблемой стала адаптация первоклассника в школе. Это связано с тем, что на детей с первых
дней учебы в школе идет большая нагрузка, несформированности навыков и приемов учебной деятельности, приводящая к снижению успеваемости; несформированности мотивации учения (у некоторых школьников сохраняется дошкольная ориентация на внешние атрибуты школы);

неспособность произвольно управлять своим поведением, вниманием; неумение приспособиться к темпу школьной жизни в силу особенностей темперамента. И из за этого может произойти школьная дезадаптация.

При дезадаптации необходимо, учитывать все особенности: трудности в усвоении программного материала; социализацию в классе; ухудшение здоровья связанные с сильной тревожность, которая происходит когда у первоклассника не чего не получается.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решать целый ряд очень важных задач, одна из них - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к школе. Чтобы вовремя обеспечить адаптацию ребенка необходимо включать их во внеклассные занятия. Внеклассные занятия является частью учебно- воспитательной работы. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя. Внеклассные занятия необходимо проводить в системе, так как система занятий - это совокупность определенных упражнений или игр направленных на достижение общей цели.

Цель системы внеклассных занятий - преодоление школьной дезадаптации, через формирование и развитие качеств, характеристик и умений, необходимых для первоклассников.

Актуальность сформулированной цели находит подтверждение в ФГОС НОО, который определяет в качестве обязательного компонента личностного результата начального общего образования «овладение начальными навыками адаптации в динамическом изменяющемся и развивающимся мире».

В соответствии с целью определены задачи:


  • формирование представлений о школе, правилах поведения в школе, особенностях учебной деятельности, знакомство со школой;



  • совершенствование свойств внимания и видов памяти, формирование мнемотехнических приемов;


  • развитие речи и мышления, мыслительных операций;


  • формирование навыков управления своим поведением и навыков оценочной деятельности,

  • формирование адекватной самооценки


  • развитие коммуникативных и организаторских способностей.

    При организации системы внеклассных занятий необходимо использовать следующие принципы: сотрудничества, наглядности, от простого к сложному, системности.

    После проведения занятий у первоклассников повысится компоненты адаптации, а именно когнитивный (совершенствуем внимание и память; развиваем речь и мышление, развиваем коммуникативные и организаторские способности), эмоциональный (учимся управлять своим поведением) и поведенческий (мотивационный) компонент адаптации первоклассников.



Задание 6. Составьте перечень принципов диагностики и выявления творческих способностей детей, которые педагог должен учитывать в своей работе.


  1. Первый признак наличия творческих способностей у ребенка его высокая познавательная активность.
    Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка и его творческие способности рекомендуется наблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты:

  • предпочитаемые виды занятий, игр;

  • самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась);

  • отношение ребёнка процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость);

  • - инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств):

  • реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность);

  • использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу).


2. Творческий потенциал ребёнка рекомендуется оценивать по следующим параметрам ( Дж.Рептуали, Р.Хартман).


Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы; • Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;


  • Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво и энергично отстаивает его;

  • Склонен к рискованным действиям; Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем;

  • Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными;

  • Чувствителен к красоте, обращает внимание эстетические характеристики вещей, предметов;

  • Не боится отличаться от других:

  • Не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

Необходимо фиксировать не только наличие или отсутствие этих параметров, а попытаться различить степень их выраженности (очень слабая, слабая, средняя, очень сильная). Так ребенка можно составить сильная, общее представление о творческом потенциале

3. Диагностика творческих способностей детей имеет свои особенности: