Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Психология Практическое задание 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Психология
Практическое задание 5
Выполнил:
Обучающийся Тугушева Анастасия Шамильевна
Преподаватель:
Завьялова Дарья Владимировна
Задание 1. Подберите психолого-педагогическую диагностику ребенка младшего школьного возраста для выявления адаптации к школе (необходимо указать название диагностики, автора, на что направлена), аргументировав свой выбор.
Методика изучения социально-психологической адаптации к школе Э. М. Александровской
В ней адаптация ребенка оценивается:
-
усвоение школьных норм -
эмоциональное благополучие -
эффективность учебной деятельности -
успешность социальных контактов
Педагог заполняет схему наблюдения за поведением первоклассников на основе наблюдения.
Эта методика позволяет выявить эффективность учебной деятельности, успешности усвоения норм и эмоционального благополучия.
Задание 2. Назовите основные области затруднения в общении, которые могут встретиться в педагогической практике. Напишите рекомендации для педагогов по преодолению трудностей в общении.
-
Непонимание позиции детей -
Неумение наладить контакт с каждым и со всем классом -
Механический перенос чужого стиля общения и действия -
Подчеркивание позиции собственного превосходства -
Неумение перестраиваться в зависимости от педагогических ситуаций -
Сложности в управлении группой и собственным состоянием -
Боязнь педагогических ошибок
1. Чтобы преодолеть трудности в общении, вовремя замечайте «сигналы конфликта» у детей:
- стычки между воспитанниками;
- нарушения дисциплины;
- обзывания;
- нарушения правил в играх
;
- отчуждение ребенка от группы детей;
- затянувшееся выяснение отношений.
2. Используйте методы профилактики:
- сюжетно-ролевая игра;
- обыгрывание конфликтных ситуаций, моделирование выхода из них;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- просмотр и анализ фрагментов мультфильмов с последующим моделированием новых версий;
- беседы;
- коммуникативные игры.
3. Внедряйте в практику стратегию преодоления трудностей:
4.Используйте технику активного слушания:
- обязательно повернитесь к ребенку лицом;
- если ребенок расстроен, не задавайте ему сразу вопросы;
- стройте ваши фразы в утвердительной форме, а не в форме вопроса, например, «что-то случилось…», «он тебя толкнул и тебе очень больно…», «ты на него обиделся и не хочешь с ним дружить…»;
- в беседе с ребенком держите паузу;
- обязательно выслушайте обе стороны участников конфликта;
- выслушивая переживания одного ребенка, дайте понять взглядом, прикосновением, кивком головы другому ребенку, что вы помните о нем и готовы будете выслушать и его.
Старайтесь быть максимально спокойным и беспристрастным. Как и с ребенком, попытайтесь приступить к поиску конструктивного решения.
5. Используйте технику позитивных сообщений.
Примерная схема:
1) Когда ты (описание произведенного действия ребенка).
2) Может случиться, что (описание возможного результата).
3) Лучше (предложение альтернативного варианта поведения).
6. Сохраняйте собственное эмоциональное равновесие в вопросах решения детских конфликтов.
Задание 4. Подберите психолого-педагогическую диагностику индивидуальных особенностей развития детей в группе (необходимо указать название диагностики, автора, для какого возраста предназначена). На основе возможных результатов дайте рекомендации педагогам для дальнейшей успешной работы с группой.
Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена (ЦПМ)
включают 36 заданий, составляющих три серии: А, Ав, В (по 12 матриц в каждой серии). Шкала создана таким образом, чтобы обеспечить надежную оценку способности испытуемого ясно мыслить, когда созданы условия для спокойной работы в обычном для него скоростном режиме, без перерывов. Задания теста апеллируют к трем основным психическим процессам — произвольному вниманию, целостному восприятию и «понятливости» как основной характеристике познавательной деятельности.
Возраст 4-11лет.
-
Рекомендации по эффективному взаимодействию с обучающимися -
Для мобилизации внутренних сил обучающихся использовать похвалу, поддержку. -
Использовать различный опорный материал - опорные конспекты, схемы, таблицы. -
Применять индивидуализацию и дифференциацию заданий для самостоятельной работы, вариативность и обеспечение возможности выбора заданий. -
Стимулировать познавательный интерес.
Для того, чтобы формировать положительную «Я-концепцию» у обучающихся, необходимо:
Видеть в каждом обучающемся уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее (все обучающиеся талантливы).
Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы учебная деятельность приносила обучающемуся радость.
Понимать причины неуспеваемости и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, «Я-концепции» обучающегося (обучающийся хорош, плох его поступок).
Помогать обучающимся реализовывать себя в деятельности.
Приемы создания ситуации успеха:
Похвала.
Внушить обучающемуся веру в себя, что у него все получится - в этом залог успешного воспитания.
Авансирование.
Речь идет о тех случаях, когда преподаватель заранее предупреждает о
контрольной работе. Смысл авансирования заключается в том, что должен будет сделать обучающийся: посмотреть, почитать, поучить. Это напоминает репетицию предстоящего действия. Такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.
Эмоциональное поглаживание.
Задание 5. Разработайте план внеклассной работы, направленной на преодоление социальной дезадаптации детей младшего школьного возраста, аргументировав свой ответ.
-
«Скажи себе STOP»
Сформировать навыки контроля и управления собственным гневом; научить детей некоторым приемам саморегуляции, позволяющим сохранить эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.
1.Упражнение-активатор «Контакт»;
2.Беседа «Как я чувствую, что злюсь»;
3.Упражнение «Толкалки»;
4.Упражнение «STOP»;
5.Упражнение-релаксация «Драка»;
6.Подведение итогов занятия.
Другая система внеклассных занятий «Вместе веселее», направленная на преодоление школьной дезадаптации первоклассников. В наше время очень острой проблемой стала адаптация первоклассника в школе. Это связано с тем, что на детей с первых
дней учебы в школе идет большая нагрузка, несформированности навыков и приемов учебной деятельности, приводящая к снижению успеваемости; несформированности мотивации учения (у некоторых школьников сохраняется дошкольная ориентация на внешние атрибуты школы);
неспособность произвольно управлять своим поведением, вниманием; неумение приспособиться к темпу школьной жизни в силу особенностей темперамента. И из за этого может произойти школьная дезадаптация.
При дезадаптации необходимо, учитывать все особенности: трудности в усвоении программного материала; социализацию в классе; ухудшение здоровья связанные с сильной тревожность, которая происходит когда у первоклассника не чего не получается.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решать целый ряд очень важных задач, одна из них - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к школе. Чтобы вовремя обеспечить адаптацию ребенка необходимо включать их во внеклассные занятия. Внеклассные занятия является частью учебно- воспитательной работы. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя. Внеклассные занятия необходимо проводить в системе, так как система занятий - это совокупность определенных упражнений или игр направленных на достижение общей цели.
Цель системы внеклассных занятий - преодоление школьной дезадаптации, через формирование и развитие качеств, характеристик и умений, необходимых для первоклассников.
Актуальность сформулированной цели находит подтверждение в ФГОС НОО, который определяет в качестве обязательного компонента личностного результата начального общего образования «овладение начальными навыками адаптации в динамическом изменяющемся и развивающимся мире».
В соответствии с целью определены задачи:
-
формирование представлений о школе, правилах поведения в школе, особенностях учебной деятельности, знакомство со школой; -
совершенствование свойств внимания и видов памяти, формирование мнемотехнических приемов; -
развитие речи и мышления, мыслительных операций; -
формирование навыков управления своим поведением и навыков оценочной деятельности, -
формирование адекватной самооценки -
развитие коммуникативных и организаторских способностей.
При организации системы внеклассных занятий необходимо использовать следующие принципы: сотрудничества, наглядности, от простого к сложному, системности.
После проведения занятий у первоклассников повысится компоненты адаптации, а именно когнитивный (совершенствуем внимание и память; развиваем речь и мышление, развиваем коммуникативные и организаторские способности), эмоциональный (учимся управлять своим поведением) и поведенческий (мотивационный) компонент адаптации первоклассников.
Задание 6. Составьте перечень принципов диагностики и выявления творческих способностей детей, которые педагог должен учитывать в своей работе.
-
Первый признак наличия творческих способностей у ребенка его высокая познавательная активность.
Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка и его творческие способности рекомендуется наблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты:
-
предпочитаемые виды занятий, игр; -
самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась); -
отношение ребёнка процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость); -
- инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств): -
реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность); -
использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу).
2. Творческий потенциал ребёнка рекомендуется оценивать по следующим параметрам ( Дж.Рептуали, Р.Хартман).
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы; • Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;
-
Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво и энергично отстаивает его; -
Склонен к рискованным действиям; Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем; -
Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными; -
Чувствителен к красоте, обращает внимание эстетические характеристики вещей, предметов; -
Не боится отличаться от других: -
Не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
Необходимо фиксировать не только наличие или отсутствие этих параметров, а попытаться различить степень их выраженности (очень слабая, слабая, средняя, очень сильная). Так ребенка можно составить сильная, общее представление о творческом потенциале
3. Диагностика творческих способностей детей имеет свои особенности: