Файл: Способы преодоления коммуникативных барьеров.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Способы преодоления коммуникативных барьеров»

Каждый день нам приходится общаться с окружающими людьми. Для различных ситуаций нужно подобрать наиболее подходящий способ изложить мысли. Всегда важно, чтобы вас не только слушали, но и понимали. В процессе общения люди сталкиваются с некоторыми барьерами, которые называются коммуникативные. Коммуникативные барьеры – это психологические препятствия, возникающие на пути передачи информации. Нужно стараться избавляться от этих препятствий, я бы хотела рассказать о способах преодоления некоторых из них.

Целью данной работы является получение информации о коммуникативных барьерах и способах их преодоления

Фонетический барьер — это препятствие, создаваемое особенностями речи говорящего. Причинами возникновения фонетического барьера, как правило, являются: общение на иностранном языке; излишне быстрая или излишне медленная, тихая или слишком громкая речь собеседника; нарушения звукопроизношения. Ведь в речи других мы замечаем использование слов-паразитов: «короче», «ну вы поняли», «ну вот так» и так далее. Также мешают речи и использование звуков-разделителей, таких как: «э-э-э-э», «нуу-у-у» и другие. Слишком быстрая речь, неправильное произношение слов и нарушение ударений портят качество речи. Вряд ли кого-нибудь удивит совет: для того чтобы быть правильно понятым, надо говорить внятно, разборчиво, достаточно громко. Кроме того, для преодоления фонетического барьера необычайно важна обратная связь. В конкретном общении оптимальную скорость речи или дикцию можно установить по ходу дела, опираясь на реакцию слушателя.

Преодоление семантического барьера. Причинами возникновения семантического барьера являются лексическая многозначность слов, ограниченный словарный запас одного из партнеров, использование специфических терминов, иностранных, жаргонных слов. Чтобы преодолеть семантический барьер, нужно общаться с собеседником «на одном языке», стараться объяснять все непонятные слова или же заменять их более простыми для собеседника, использовать обратную связь и комментировать сказанное.


Преодоление стилистического барьера. Возникает, если форма коммуникации не соответствует ее содержанию, например вместо предполагаемого диалога был монолог. Стилистический барьер может возникнуть еще и тогда, когда адресантом информация передается языком, непонятным для адресата. Для преодоления такого барьера необходимо уметь структурировать информацию, применять содержание, которое адекватно форме, излагать кратко, беседовать уместно ситуации (в нужном ритме и темпе)

Логический барьер может возникнуть при наличии несогласованности коммуникаторов и доводами, суждениями и представлениями, которые они приводят. Причина этого кроется в том, что каждый человек видит не только проблему/ситуацию, но и весь мир в целом со своей точки зрения. Поэтому смысл каждого сообщения имеет индивидуальный характер и находится в зависимости от особенностей и опыта личности. Из-за этого возникают ситуации, в которых нечто существенное и важное для одного является совершенно невозможным для другого. Проблема непонимания кроется в особенностях мышления и логики беседующих.

Наиболее вероятно то, что логический барьер возникнет при беседе людей с неодинаковым видом мышления.

Преодолеть логический барьер можно при применении тактики «идти от партнера» — то есть, стараться понять его мыслительную логику и методы построения умозаключений, за счет этого находя причины расхождений во мнениях. Помимо этого на понимание намерений влияют грамотность и лаконичность высказываемых оппонентами мыслей — это также влияет на скорость преодоления барьера.

Психологический барьер. В процессе общения возникает определенное отношение к партнеру, доверие или недоверие к нему. Если адресат испытывает положительное отношение к адресанту, то он воспринимает аргументы и запоминает выводы, не обращая внимания на ход рассуждений. Чем меньше доверия у партнеров, тем больше внимания к ходу рассуждений. Также психологический барьер возникает, в случае если люди говорят на повышенных тонах, так как внимание человека концентрируется не на смысле и содержании информации, а на эмоциях говорящего. В результате происходит защитная реакция и слова, адресованные партнеру, не осознаются им.



В качестве практическое части я решила проанализировать речь любых своих собеседников и определить самые распространенные коммуникативные барьеры и в чем они проявляются. Чаще всего в общении с собеседниками моего возраста я замечала фонетический барьер, в проявлении слов паразитов. Также, в любой ситуации, где мнения меня и собеседника расходились, был замечен логический барьер.

Таким образом, мы сталкиваемся с коммуникативными барьерами постоянно, возможно, даже не замечая их. Исходя из выше сказанных примеров, преодолевать коммуникативные барьеры важно и нужно, чтобы ваша речь была всегда понятна. Чтобы преодолеть эти барьеры нужно: думать о своих собеседниках, уважать их, стараться излагать мысли понятно, уметь контролировать свое поведение и эмоции.