Файл: Реферат по теме космизм обучающийся 2 курса очной формы обучения, направления 46. 04. 01. Отечественная история.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Б.Б. ГОРОДОВИКОВА»

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ, ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЯ
РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ «КОСМИЗМ»

Выполнил:

обучающийся 2 курса очной формы обучения, направления

46.04.01. «Отечественная история»

Боваев Чингис Мингиянович

______________________________

(подпись обучающегося)


г. Элиста

2018

За редчайшими исключениями во всей истории человечества мы не отыщем фактов ясного предвидения историческими лицами ближайшего будущего своих народов и государств или конечных результатов войн и революций. Исторические события, завершаясь, всегда давали иные итоги чем те, которые были предположены при их возникновении. Получалось как будто не то, к чему стремились или чего желали люди и целые сообщества. Человечество за всю свою многовековую культуру, сопутствуемую постепенным развитием точных наук, не уяснило себе ни одного закона, по которому должно протекать то или иное историческое явление или событие. Правда, разнообразие реакций на одинаковые раздражения в человеческих сообществах и неоднородность ответов на одинаковые стимулы в исторической жизни человечества заставляли предполагать, что в основах судеб истории заложен хаос, и размещение событий в пространстве и времени не подчинено никаким законам.
Это воззрение распространялось равно как на краткие периоды истории, на отдельные её события - войны или революции, - так и на целые эпохи, столетия и тысячелетия, охватывающие собою человеческие культуры и цивилизации. Лишь сравнительный метод, приложенный к изучению истории, сделал в недавнее время некоторые успехи в области доказательства противного. Истинная роль сравнительного метода заключается в обнаружении общности в развитии различных исторических событий и в открытии точных правил этого развития. Историкам удалось показать, что и отдельные события более или менее сходного характера, и долгие исторические эпохи имеют в своем прогрессивном движении много тождественных черт; иначе говоря, события истории повторяются
, что позволяет делать соответствующие обобщения (К. Lamprecht, О. Spengler). Недаром еще Кондорсэ (J. de Condorcet, 1743-1794), в знаменитом сочинении "Esquisse d'un tableau historique des progres de I'esprit humain" настаивал на создании гипотетической истории единого народа путём выборки фактов из истории всех народов и сближения их между собою.
Историю, вплоть до сего времени, по справедливости, чаще признавали за некоторое знание, а не за науку. (Это мнение горячо отстаивал Артур Шопенгауэр (Schopenhauer, 1788-1860) в своем сочинении "Die Welt als Wille und VorsteUung" (с. 106). Более того, скептики конца XVII и начала XVIII столетия были склонны считать историю просто "условной сказкой" ("L'histoire n'est qu'une fable convenue", выражение приписываемое де-Фонтенелю, племяннику Корнеля).
Действительно, главное свойство науки - наличие определённых законов, (подчиняющих себе явления во всех составляющих их частях). Тождественные явления, протекающие по определённому закону, должны давать, при прочих равных условиях, одинаковые результаты.
Неуспешность попыток отыскания исторических законов невольно приводила некоторых исследователей к мысли, что человеческими судьбами руководит предопределение, во власти которого так или иначе направлять течение исторического процесса.
Другие, признавая случай характерным явлением в истории, уже этим самым полагали историю лишённой всякой закономерности.
Наконец, третьи в свободе воли, в отсутствии видимой внешней правильности в исторических деяниях человека усматривали причины, благодаря которым ход исторического явления постоянно претерпевал различные колебания, не поддающиеся ни учёту, ни классификации.
Вера в метафизический догмат о свободе воли являлась одною из главных причин, тормозящих объективное исследование истории. И несмотря на то, что ещё и поныне философы не пришли к какому либо определенному заключению по вопросу о воле, учёным необходимо пришлось признать, на основании достижений науки, отсутствие таковой даже в самых малейших и ничтожных поступках, и выдвинуть детерминистическую точку зрения для объяснения сложнейших явлений в психической жизни человека*.
* Как на крайнее выражение такого воззрения можно указать на допущение, сделанное акад. П. П. Лазаревым на основании работ Зваардемакера (H. Zwaardemacker). Последний показал, что причиною раздражающих свойств находящихся в крови солей калия является его радиоактивность. Русский учёный считает возможным предположить, что скопившиеся в определённом месте нервной системы соли калия дают радиоактивный распад

, который и является причиною раздражения и возбуждения известных центров в мозгу; это же должно повлечь за собою возникновение мыслительного процесса и вызвать определённые действия человека и животных. ("Ионная теория возбуждения", стр.149, Гос. Издат. М. 1923).
С тех пор, как статистика человеческих деяний, получившая широкое развитие со времени замечательных работ Кэтле (A. Quetelet, 1796 - 1874), указала на закономерность, существующую в них, т.е. когда объективно было вскрыто постоянство различных человеческих поступков, точка зрения на свободу воли изменилась; проявления человека пришлось признать реакцией на раздражения многообразными агентами внешнего мира.
К тому же выводу подошли и мыслители, знание которых вытекало не из немощного самоутверждения, не из желания выделить себя из общего лона природы и возвысить себя над всем существующим, а из способности тонко чувствовать строй природы и непосредственно понимать мир, как нераздельно целое. Величайшие поэты Гёте и Тютчев с необычайной силой внутреннего постижения выразили это в следующих строфах:
Nach ewigen, ehrnen,

Grosser! Gesetzen

Mussen wir alle

Unseres Daseins

Kreise vollenden.
(Goethe).
Невозмутимый строй во всём,

Созвучье полное в природе;

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаём.
(Тютчев).
Самоутверждая себя, составляя себе понятия на основании личного опыта, человек мог предположить, что течение событий частного или общественного порядка находится в прямой зависимости от его произвола. Это приводило к изъятию хода исторической действительности из ряда явлений природы. Подобные убеждения, не имеющие никаких точек соприкосновения с подлинною наукою, принуждали видеть в истории не живое следствие взаимодействий человека и окружающей его природы, а только посмертную запись событий в жизни человечества в порядке их последовательных воспламенений и потуханий.
Многие отрасли человеческого знания сделали в XIX в. и за два десятилетия XX века настолько крупные успехи, что стали необходимы и незаменимы в практической жизни людей. Но что дала нам история? Человека, который дерзнул бы говорить о "практических целях истории", мы сочли бы не вполне здравомыслящим. Несмотря на огромный материал, собранный историками, на утончённые методы его разработки, несмотря на колоссальную работу, которую преодолели учёные, история, в том виде, как она есть, значит не более нуля для социальной практики человечества.

Она представляет собою знание о мёртвом, о ненужном для вечно прогрессирующей жизни. Это архив, где редко наводили и наводят справки и знание которого, все эти "уроки истории", никого никогда ничему не научило! Люди, близко знакомые с историей, делали те же ошибки, те же промахи, которые уже некогда были совершены. Последнее происходило от того, что действующие в истории лица не имели никаких твёрдых точек опоры, никаких обоснованных вех в пространстве и времени, которые могли бы руководить их деяниями и направлять течение рождённых ими событий.
Таким образом, пока человек верил в телеологический догмат о предопределении, полагаясь на сверхразумное вмешательство, пока он видел в своей доле нечто значительное, ему никак не удавалось набрести на путь открытия законов, управляющих его ежедневной деятельностью, его многовековыми судьбами.
Необходимо отметить и тот факт, что сфера точных дисциплин совершенно не коснулась истории в целом даже в то время, когда она проникла в области психологии, подчиняя процессы сознания физико-математическим законам. Правда, ещё в середине прошлого века были сделаны попытки применения законов природы к объяснению явлений в человеческих сообществах. Английский историк Бокль (H. Т. Buckle, 1821-1862), вооружённый богатейшими данными, собранными наукою в области истории, географии, экономики, статистики, в своём труде "History of civilization in England" пытался показать, что к истории должны быть приложены методы и принципы естественных наук, ибо история есть взаимодействие между человеком и природой. Бокль настаивал на изучении влияния окружающих условий на человека с применением статистики. По его мнению, познать законы истории можно лишь путём статистических наблюдений за деятельностью масс, открывающих закономерность массовых поступков. Только путём познания общих законов, история может достичь степени науки, а потому знание единичных фактов и личностей не представляет из себя никакой научной ценности*.
* Французские социологи и философы в этом отношении идут ещё далее, признавая статистические данные о массовых движениях подлинною сущностью истории. Бурдо (Boordeaiu) в "L'histoire et les liistoriens" (1888) идеал научной истории видит в том, чтобы изображать историю в статистических цифрах, а массовые события в формулах, считая словесное изображение событий предметом литературы. В подобных утверждениях есть некоторая доля правды. Дело в том, что механическое объяснение явлений природы мало по малу уступает место объяснениям статистическим. Математическая статистика со времени трудов Фехнера (Gustav Theodor Fechner, l801-1887) включила в себя учение о массовых явлениях (Kollektivmasslehre) и приобрела огромное значение в деле выявления массовых явлений (Massenerscheinungen). Под статистическим объяснением явления должно разуметь рассмотрение его как равнодействующей большого числа сложных и неясных явлений, управляемых законом случая. Завоевания науки ставят статистический метод в край угла естествознания. Биологи и социологи, благодаря трудам К Пирсона (К. Pearson), Г. Брунса (Н. Bruns) и др., уже широко пользуются им, пытаясь при помощи статистики постигнуть ряд законов природы и полагая, что последние суть законы статистики.

Почти одновременно с Боклем американский химик и историк Дрэпер (J. W Draper, 1811-1882) в своем выдающемся сочинении "History of the intellectual development of Europe" (1856) высказал мысль о том, что историческая эволюция народов управляется естественными законами и находится под влиянием физических агентов природы. Вследствие того, что физические явления протекают по строгим законам, и исторические явления не представляют из себя результат действия свободной воли, а подчинены определённой закономерности, которая должна быть рано или поздно вскрыта.
Благие попытки Бокля и Дрэпера, несмотря на всю их очевидную полезность, не привели к всестороннему изучению явлений природы и одновременно протекающих с ними массовых движений человечества.
И опять-таки главною причиною отсутствия подобных исследований надо признать слепое, но общее убеждение в независимости психической и социальной деятельности человека от каких-либо физико-химических явлений в окружающем его мире.
Однако, современная наука стремится свести психологические явления на процессы физиологические, в которых ищет и находит физико-химическую основу, а в последней - механику элементарных частиц. Это обстоятельство позволяет глубже проникнуть в сущность психической жизни, тесно связанной с жизнью целого организма и окружающего его внешнего мира.
Поэтому не должны ли быть приложены к изучению исторического процесса и социальной эволюции методы и принципы физики и математики? Владения физики - вся вселенная, вся целиком, а потому физика должна сказать свое слово при рассмотрении любого в мире вопроса.
Она должна осветить лицо истории своими законами о веществе, связать человека с человеком, человечество с природою путем установления для органических существ законов, аналогичных законам неорганического мира. Математика в теоретическом синтезе должна выявить формы исторических явлений и вскрыть исторические пути народов и человечества. Современная точная наука мало-помалу уже вступает на этот путь. Успехи биофизики в течение последних десятилетий начинают лишать человека и его мыслительные процессы того таинственного ореола, которым они были окружены столько тысячелетий. Это происходит вследствие слияния наук воедино на почве физико-математического анализа. Последний, будучи приложен к исследованию психических процессов, постепенно устраняет заблуждения о сверхъестественном происхождении сознания, функции которого, выражаются в физико-химических превращениях и подчиняются математическим формулам.