Файл: Протокол Протокол 2017г. 2017г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрена на заседании Утверждена на заседании

Методического совета Педагогического совета

Протокол № ____ Протокол № ____

«___»____________2017г. «____» ____________2017г

Председатель МС: Т.В. Архипенкова Зам. директора по УМР: З. А. Дровосекова

Рабочая программа

по коррекции письменной и устной речи у учащихся начальной школы (1-4 классы)

Составитель:

Саенкова Т.П.,

учитель - логопед

ГКБОУ «Школа-интернат для детей

с нарушением слуха и речи».

2017

Параметры

Пояснительная записка

Основа создания программы


Рабочая программа для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи по произношению составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования с учетом программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом для специальных (коррекционных) образовательных организаций V вида предмет «Произношение (фронтальные занятия)» изучается на ступени начального общего образования в качестве коррекционного блока во внеурочной деятельности. Во 2 классе данная программа рассчитана 35 рабочие недели. Программный материал рассчитан на 2 часа в неделю.

УМК, реализуемый по предмету, учебные пособия.

• Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. No 273 "Об образовании в Российской Федерации"; 


• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. No 373 с изменениями и дополнениями;

• Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2010;

• Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. 1 – 4 классы [Текст] 
/ сост. Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 2013; 


• Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков. Учебник для специальных (коррекционных) школ 5 вида. 2 класс.

Елецкая О.Е., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М., 2005.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.

Коррекция нарушений письменной речи / Под ред. Н.Н.Яковлевой. – СПб, 2009.

Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., 2001.

Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. – М., 2008.

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М., 2008.

Мазанова Е.В. – Коррекция аграмматической дисграфии. – М., 2008.

Мазанова Е.В. - Коррекция оптической дисграфии. – М., 2008.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. – М., 1997

Актуальность проблемы


В настоящее время увеличилось число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации детей является нарушение у них письменной речи (дисграфия, дислексия и дизорфография). Диагностическое обследование показывает, что трудности в обучении обусловлены в значительной мере недоразвитием устной речи, несформированностью фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи, нарушением оптико-пространственной организации деятельности письма, отставанием в развитии психических процессов (памяти, восприятия, мышления), снижением концентрации произвольного внимания.

В настоящее время нарушение письма (дисграфия) в чистом виде встречается крайне редко, чаще всего это сочетание различных видов дисграфии (например: артикуляторно-акустическая дисграфия и дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; сочетание аграмматической, акустической и оптической дисграфии). Часто дисграфия сочетается с дислексией и дизорфографией. В таких случаях спланировать коррекционную работу значительно сложнее. Без специально организованной, систематической помощи специалистов эти нарушения не могут быть скомпенсированы. Поэтому возникла необходимость разработать коррекционно-развивающую программу, которая имела бы комплексный подход и включала в себя различные виды коррекционно-развивающей педагогической деятельности по устранению недостатков устной и письменной речи при смешанных формах дисграфий.

Цели и задачи курса

Основная цель программы – коррекция нарушений устной речи, профилактика и коррекция дислексий, дисграфий, дизорфографий и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по всем предметам.

Образовательные:

- Развитие восприятия метрического анализа и синтеза;

- Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;

- Формирование способности к анализу и принятию автономного решения;

- Формирование пространственной организации деятельности на основе буквенного материала;

- Формирование оптико-конструктивной деятельности.

Коррекционно-развивающие:

- Развитие зрительно-предметного и пространственного восприятия;

- Развитие зрительной памяти;

- Развитие произвольного внимания, концентрации, переключаемости;

- Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи;

- Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза;

- Развитие слухоречевого восприятия, произвольного внимания, памяти;

- Развитие избирательности слухоречевой памяти;

- Развитие и формирование умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

- Формирование и совершенствование связной речи (работа над составлением повествовательного и описательного рассказов).

Здоровьесберегающие:

- Подбор учебного материала с учётом возраста, соматического и интеллектуального возможностей детей.

- Чередование статических и динамических игр и упражнений.

Виды и формы

организации

образовательного

процесса для

реализации АООП

коллективная, групповая в сочетании традиционных и нетрадиционных видов работ;

использовании современных технологий обучения;

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-бесед, экскурсий, игровых занятий. В программе представлены и другие варианты изучения: уроки – практикумы с печатными и раздаточными материалами, видео-уроки, уроки с использованием презентаций.

Технологии,

используемые для

реализации

программы.

ИКТ – технологии.

Технология коммуникативных умений.

Технологии дифференцированного обучения.

Личностно - ориентированные технологии.

Системно-деятельностный подход.

Здоровьесберегающие технологии.

Принципы, используемые в программе


Коррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями базируется на принципе ранней диагностики, принципе деятельностного подхода, а также строится с учетом индивидуально-дифференцированных особенностей детей.

Одним из исходных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми является принцип единства диагностики и коррекции. Наблюдение за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важнейшее значение для определения путей, методов конкретного содержания ее на различных этапах обучения и воспитания.

Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у школьников основывается на следующих теоретических положениях и принципах:

1) Принцип учета современных научно-теоретических представлений о психофизиологической структуре процесса письма, об операциях данного процесса.

2) Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности нарушений чтения и письма.

3) Принцип учета поэтапности формирования речевых умений.

4) Взаимосвязи развития письменной речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;

5) Принцип деятельностного подхода.

6) Принцип дифференцированного подхода.

7)Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).

8) Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций. Кроме того, в коррекционной работе по преодолению нарушений письменной речи учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и другие.

Методы, используемые в программе


Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Система коррекционно-развивающих методов направлена на преодоление основного нарушения, на формирование навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом. Использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.

Основные методы:

• специфические (двигательно-кинестетический, слухо-зрительный -кинестетический);

• дидактические:

- наглядные;

- словесные методы с опорой на наглядность;

- словесные методы без опоры на наглядность;

- практические методы, которые должны носить игровой характер.

Целевая аудитория


Данная программа коррекционно - развивающей работы рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет.

Общая характеристика программы


Программа реализуется при групповой форме работы. Программа включает в себя курс занятий, которые проводятся один или два раза в неделю. Коррекционный курс состоит несколько блоков.

Диагностический блок. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. В течение учебного года проводится три диагностики: первичная диагностика (по результатам обследования планируется дальнейшая коррекционная работа), промежуточная диагностика (проводится по окончании первой половины курса коррекции) и итоговая диагностика (по итогам обследования состояния письменной и устной речи даются рекомендации школьнику и родителям, решается вопрос о целесообразности дальнейшей коррекционной работы).

Подготовительный блок. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками, органами артикуляции, звукообразованием.

Коррекционный блок.

Коррекционный блок включает в себя несколько разделов. Учитель-логопед вправе менять очередность подачи коррекционного материала, исключать или добавлять (по необходимости) темы логопедических занятий и количество часов для повторения и закрепления учебного материала.

I раздел. Коррекционная работа на фонетическом уровне.

Коррекция ефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.

Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:

  • Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;

  • Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.

  • Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.

Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:

  1. Развитие звукового анализа слов (от простых форм – к сложным);

  2. Развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем имеющих сходные характеристики.

Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдения за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Неоценимую роль в становлении фонематических представлений играют артикуляционные кинестезии.

По этой причине с первых же занятий привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучать детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах сначала проводятся с опорой на громкое проговаривание, в дальнейшем – на обычное произнесение слов (голосом разговорной громкости), а затем – на выполнение молча.
Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая логопедическая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство либо по количеству элементов ( л-м, п-т, и-ш, ц-щ), либо по пространственному расположению элементов (б-д, в-д, у-ч,   г-р), либо по наличию или отсутствию элементов данных букв (у-д-з, о-а, н-ю, л-я, а-д, и-у, х-ж, ш-щ). Коррекционная работа начинается с действий с картинками, геометрическими фигурами и предполагает оптико-пространственное дифференцирование; кроме того, полезны упражнения: в конструировании букв с помощью счётных палочек; отгадывание изографов и букв, кинетически смешиваемых по элементу данных букв; задание с «зашумленными» буквами. При этом главная задача логопеда – научить детей выделять «опорные» признаки, отличающие смешиваемые буквы. Эта работа проводится на каждом занятии в организационной его части (2-3 минуты), далее дети, смешивающие дети по кинетическому сходству, получают на дом индивидуальные задания на карточках.

Кроме того, ведётся работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционные сходства, и в первую очередь эта дифференциация гласных I и II ряда.

Опираясь на гласные II ряда, логопед подводит учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных.

Работа на первом этапе завершается дифференциацией согласных звуков. Здесь логопед даёт понятия о звонких и глухих звуках, сравнивает их попарно, объясняет сходство и различие.  Дальнейшая работа по отдельным парам звуков предлагается индивидуально по карточкам тем детям, которые смешивают буквы по акустико-артикуляционным признакам.

II раздел. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов,

Работа не лексическом уровне включает следующие направления:

  1. Количественный рост словаря (за счёт усвоения новых слов , относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования). Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов;

  2. Качественное обогащение словаря (путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);

  3.   Очищение словаря от искажённых, просторечных и жаргонных слов.

На лексическом уровене проводится работа по уточнению и расширению словарного запаса учащегося. Логопед знакомит детей с явлениями синонимии и  антонимии слов. Проводится знакомство с понятием «родственное слово». Отрабатывается умение подбирать родственные слова. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.

Также на этом уровне проводится знакомство с морфемным составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; сложные слова. Ученики обучаются образовывать новые слова при помощи приставок, суффиксов, сложении двух корней.

Так же уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изображение, потом на слогообразующую роль гласных. На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных).

III раздел. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания.

При обследовании всех компонентов речевой системы детей с дисграфией (звукопроизношения, фонематических процессов, грамматического строя и связной речи), обнаруживается большое отставание в развитии словаря.

В устной и письменной речи   младших школьников рассматриваемой группы встречается много ошибок связанных со словоизменением основных частей речи (аграмматизмы); обнаруживается недостаточная сформированость практических умений и навыков в области словообразования (у части детей не угасает словотворчество – неадекватное использование тех или иных морфем при образовании слов, приводящее к детским   неологизмам).

Связанная речь у детей с дисграфией страдает не в меньшей степени, чем     словарь и грамматический строй. Наибольшие затруднения вызывает составление    самостоятельного рассказа, а также рассказа по картинке или серии картин.

Логопедическая работа на синтаксическом уровне включает в себя следующие направления:

  1. Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.

  2. Обогащение фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.

На данном уровне проводится работа по знакомству учеников со словами-предметами , обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится знакомство с понятием числа. Словоизменение существительных. Формирование навыка образования форм ед. и мн. числа имён существительных. Проводится работа по практическому употреблению существительных разного рода. Знакомство с падежными формами имён существительных.

Знакомство со словами-признаками. Обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования имён-прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже.

Знакомство со словами-действиями. Обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования глаголов с существительными в числе, роде.

Проводится коррекционная работа и на уровне предложений. Ученики учатся соотносить предложения с графической схемой. Проводится работа по построению предложений различного типа. Установление в сложных предложений причинно-следственной связи. Проводится дифференциация понятий: словосочетание-предложение-текст. Ведётся работа с деформированными предложениями, текстами.

При работе над предложением необходимо :

  • Учить выделять предложения из сплошного текста;

  • Учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;

  • Формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.

В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности, уровень речевого развития каждого ребенка. Время освоения содержания каждого блока программы сугубо индивидуально. Тематическое планирование и количество часов может варьироваться в зависимости от возраста детей, структуры дефекта и степени его выраженности. Для установления количества коррекционных часов на одного ребенка, из таблицы «Тематическое планирование логопедических занятий» выбираются темы занятий, необходимых для коррекции тех или иных нарушений в каждом конкретном случае.

Структура программы

Программа по коррекции письменной речи в начальной школе включает в себя:

1. Пояснительная записка.

2. Тематическое планирование индивидуальных и групповых коррекционных занятий по коррекции нарушений письменной и устной речи:

- 1 класс «Предупреждение нарушений чтения и письма»;

- 2 класс «Коррекция нарушений чтения и письма»;

- 3-4 классы «Коррекция смешанной дисграфии»

Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптической дисграфии.

3. Оценка результатов по окончании коррекционного курса.

Предполагаемый результат


К концу коррекционного обучения дети должны знать:

- термины, используемые для обозначения основных понятий - речь, звук, слог, слово, буква, предложение и т.д.;

- все буквы и звуки родного языка;

- отличительные признаки гласных и согласных звуков;

- гласные и согласные звуки;

- твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;

- пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости-мягкости, по звонкости- глухости;

К концу обучения дети должны уметь:

- узнавать и различать гласные и согласные звуки;

- обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

- использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

- производить фонетический разбор слова; производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

- записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

- подбирать слова на заданный звук;

- сравнивать слова со сходными звуками;

- строить звуковые схемы слогов и слов;

- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка письма на заключительном тестировании. Для этого при первичном и заключительном обследовании детям предлагается написать под диктовку незнакомые аналогичные по сложности тексты. Состояние навыка письма осуществляется по критериям: количество и качество ошибок, осознанность письма.

Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка письма учащегося, замеченное учителем-логопедом, фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе письма и улучшение таких свойств личности, как: способности к самостоятельной организации своей деятельности; способности осуществлять контроль за собственным письмом; умения использовать полученные навыки в новых условиях.

Условия использования программы, оснащение


Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

  1. Кабинет, оборудованный детскими столами, стульями.

  2. Логопедическое зеркало.

  3. Методические пособия (муляжи, игровые пособия, пр.)

  4. Демонстрационный наглядный материал (фото, видео, наглядные пособия, реальные образцы) в соответствии с изучаемой темой.

Текущий и итоговый контроль.

Виды и формы контроля.


Виды контроля

• текущий (фронтальные опросы, составление схем, выполнение заданий в рабочей тетради, работа с текстом, решение кроссвордов и творческих заданий, подготовка сообщений)

• тематический (по изученным темам).

• итоговый (к/работы по итогам полугодия, года)

Формы контроля.

  • индивидуальный

Контрольно-измерительные материалы

• текущий (в течение года по прохождению темы);

• промежуточные диагностики (декабрь);

• итоговый (май).




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

К ПРОГРАММЕ

по коррекции письменной и устной речи

у детей начального школьного возраста (1-4 классы)

на 2017-2018 учебный год


Тематическое планирование групповых логопедических занятий для учащихся

1 классов «Предупреждение нарушений чтения и письма»

( с учетом программы « ПНШ»)



Темы

Кол-во занятий

Дата

Диагностический блок







Первичная диагностика
Промежуточная диагностика**
Итоговая диагностика

с1-15.09
декабрь
с 20-25.05




Подготовительный блок




1

Речевые и неречевые звуки.

Развитие слухового внимания. Звуки речи. Строение и функции речевого аппарата. Звукообразование.

1





Коррекционный блок




2

От звука к слову. Понятие «слово».

1




3

Слово-предмет. Живые-неживые предметы. Постановка вопроса «Кто? Что?»

1




4

Слово-действие. Звукоподражательные глаголы. Глаголы - антонимы.

1




5

Понятие «предложение». Двусоставное предложение (предмет-действие). Границы предложения.

2




6

Дифференциация понятий «слово-предложение». Предложение из трех слов (предмет-действие-предмет). Схема предложения.

1




7

Слово-признак. Описание предмета по плану . Образование относительных прилагательных. Антонимы.

1




8

Распространение предложения с помощью прилагательных.

1




9

Предлоги В, НА. Символы предлогов. Составление предложения с предлогом по схеме.

2




10

Звук [а]. Буквы А, а. Заглавная буква в именах собственных.

1




11

Звук [о]. Предложение с предлогом О.

Дифференциация звуков [о]- [а]. Буквы Оо, Аа.

1




12

Звук [у]. Понятие «гласный звук». Позиция звука в слове . Буквы У, у. . Предложение с предлогом У. Словообразование: детеныши животных.

1




13

Звуки [у], [а]. Буквы Уу, Аа. Сложное предложение с союзом А. Прилагательные-антонимы.

1




14

Звук [ы]. Буква ы. Чтение слоговых таблиц.

1




15

Звук [и]. Буквы И, и. Союз И в простом и сложном предложении. Схемы предложений Дифференциация звуков [и-ы]. Ед.ч. – мн.ч. Чтение слоговых таблиц.

1




16

Слог. Деление слов на слоги. Звукослоговой анализ и синтез слов. Ударение.

2




17

Дифференциация звуков [л-л'] в словах и предложениях. Буквы Лл.

1




18

Дифференциация звуков [р-р'] в словах и предложениях. Буквы Рр.

1




19

Дифференциация звуков [л-р] в словах и предложениях. Диктант.

1




20

Звук [й]. Йотированные гласные. Буква й.

1




21

Дифференциация звуков [л'-й] в словах и предложениях. Буквы Лл,Йй. Диктант.

1




22

Твердые-мягкие согласные. Гласные I и II ряда. Мягкость согласных звуков на письме. Буквы а-я, о-ё, у-ю, э-е. Работа с деформированным словом. Чтение.

2




23

Мягкий знак в конце слова. Мн.ч. - ед.ч. сущ.

1




24

Мягкий знак в середине слова. Работа с деформированными предложениями. Чтение.

1




25

Дифференциация ъ и ь словах и предложениях.

1




26

Понятие «согласный звук». Дифференциация звуков [д-т] в словах и предложениях.

1




27

Звуки [з-з']. Буквы З,з. Предлог ЗА.

1




28

Звук [с]. Понятие «согласный звук».

Буква С, с. Предлог С (СО) в предложении .

1





29

Дифференциация звуков [с-с']. Понятие «твердый-мягкий согласный». Предлог движения с ,со.

1





30

Дифференциация звуков [с-з] в словах. Понятие «звонкий-глухой согласный».

1





31

Звуки [с, з] в предложении. Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА.

1




32

Дифференциация звуков [г-к] в словах и предложениях. Чтение

1





33

Дифференциация звуков [в-ф] в словах и предложениях. Чтение.

1





34

Парные звонкие-глухие согласные. Дифференциация звуков [б-п] в словах и предложениях. Чтение

1




35

Звук [ж]. Буквы Жж. Чтение.

1




36

Дифференциация звуков [з-ж] в словах и предложениях.

1




37

Звук [ш] в словах и предложениях. Буквы Ш ш.

1




38

Звуки [ш-ж] в словах и предложениях. Правописание ШИ, ЖИ.

1




39

Дифференциация звуков [с-ш] в словах и предложениях. Буквы Сс, Ша. Чтение.

1




40

Дифференциация букв, схожих при написании а-о, у-и, б-д, н-п, п-т, и-ш, к-н, л-м, х-ж, ш-щ.

*





41

Звук [ч]. Буквы Чч

1




42

Дифференциация звуков [ч-щ] в словах и предложениях

1




43

Звук [ц]. Буквы Цц.

1




44

Дифференциация звуков [с-ц] в словах и предложениях. Диктант.

1




45

Ударение. Чтение.

1




46

Перенос слова.

1




47

Слова-родственники. Однокоренные родственные слова.

1




48

Предложение. Знаки препинания.

2




49

Предлоги в предложениях.

3




50

Парные звонкие и глухие согласные на конце слов.

2




51

Работа с деформированным текстом.

3




52

Развитие связной речи







53

Работа над рассказом цепной структуры.

1




54

Работа над рассказом по трём сюжетным картинкам.

1




55

Работа над рассказом по сюжетной картинке.

1




56

Работа над рассказом-описанием.

1




57

Повторение и закрепление пройденного материала.

2







Итого

66








Тематическое планирование групповых логопедических занятий для учащихся

2 классов «Коррекция нарушений чтения и письма»

( с учетом программы «ПНШ»)



Темы

Кол-во занятий

Диагностический блок




Первичная диагностика

Промежуточная диагностика**

Итоговая диагностика

Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.

с1-15.09
декабрь

с 20-25.05

Коррекционный блок




Коррекционная работа на фонетическом уровне





1

Уточнение понятий «звук-буква», «гласный-согласный». Звуки речи. Органы артикуляции. Гласные звуки.

1

2

Уточнение понятий «звук», «слог», «слово». Деление слов на слоги.

1

3

Выделение гласных I ряда из слогов и слов. (А, У, О, Э, И, Ы)

1

4

Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких, звонких и глухих согласных.

1

5

Звукобуквенный анализ и синтез слов с йотированными гласными: я, ю, е, ё

1




Обозначение мягкости согласных на письме




6

Твёрдые и мягкие согласные звуки

1

7

Обозначение мягкости согласных посредством гласных II ряда. Образование гласных II ряда. Звуковой анализ и синтез слов.

1

8

Буквы «а-я» после твёрдых и мягких согласных.

1

9

Буквы «у-ю» после твёрдых и мягких согласных.

1

10

Буквы «о-ё» после твёрдых и мягких согласных.

1

11

Буквы «и-ы» после твёрдых и мягких согласных.

1

12

Буква «ь» в конце слога или слова как показатель мягкости в конце и середине слова.

Разделительный мягкий знак. Образование притяжательных прилагательных.

2




Дифференциация согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство




13

Звонкие и глухие парные согласные.

1

14

Непарные звонкие и глухие согласные.

1

15

Парные звонкие-глухие согласные. Дифференциация звуков [б-п] в словах и предложениях.

1

16

Дифференциация звуков [в-ф] в словах и предложениях.

1

17

Дифференциация звуков [г-к] в словах и предложениях.

1

18

Дифференциация звуков [д-т] в словах и предложениях.

1

19

Дифференциация звуков [з-с] в словах и предложениях.

1

20

Дифференциация звуков [ж-ш] в словах и предложениях. Правописание ШИ, ЖИ.

1

21

Дифференциация звуков [с-ш] в словах и предложениях.

1

22

Дифференциация звуков [з-ж] в словах и предложениях.

1

23

Дифференциация звуков [с-ц] в словах и предложениях.

1

24

Дифференциация звуков [л-р] в словах и предложениях.

1

25

Дифференциация звуков [ш-щ] в словах и предложениях.

1

26

Дифференциация звуков [с'-щ] в словах и предложениях.

1

27

Дифференциация звуков [ч-щ] в словах и предложениях. Правописание ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

1

28

Дифференциация звуков [ч-т'] в словах и предложениях.

1

29

Дифференциация звуков [ц-т'] в словах и предложениях.

1




Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство




30

Дифференциация букв, сходных при написании а-о, у-и, б-д, н-п, п-т, и-ш, к-н, л-м, х-ж, ш-щ.


*




Коррекционная работа на лексическом уровне




31

Слоговой анализ и синтез .Слогообразующая роль гласных. Понятие слога. Правила переноса. Ударение.

1

32

Слова- названия предметов . Одушевленные-неодушевленные предметы. Имя собственное. Антонимы. Синонимы. Многозначные слова.

1

33

Слова- названия действий. Антонимы. Словообразование

1

34

Различение слов предметов и слов действий. Синонимы.

1

35

Предложение (предмет-действие, предмет-действие-предмет). Грамматическая основа предложения.

1

36

Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения. Границы предложения. Основа предложения.

1

37

Слова – названия признаков. Постановка вопросов. Распространение предложения с помощью слов – названия признаков . Основа предложения..

1

38

Парные звонкие и глухие согласные на конце слов.

2

39

Формы слова.

1

40

Ударные и безударные гласные ( в т.ч. в корне слова)

1

41

Безударные гласные А-О в корне

1

42

Безударные гласные И-Е-Я в корне

1

43

Окончание слов-названий предметов.

1

44

Основа слова и его окончание. Нулевое окончание.

(слова –названия предметов, у которых нет окончания)

1

45

Слова – названия предметов. Определение рода слов-названий предметов.

1

46

Окончание слов –названий предметов (мужского, женского , среднего рода)

1

47

Слова-названия предметов. Число и род.

1

48

Слова – названия признаков. Число и род.

1

49

Слова- названия действий. Число и род.

1

50

Дифференциация изученных частей речи. Основа слова.

1

51

Родственные однокоренные слова. Выделение корня слова.

2

52

Чередование согласных звуков в корнях слов.

1

53

Слова – предметы мужского и женского рода с основой на шипящий звук.

1

54

Предлоги.

3

55

Работа с деформированными предложениями. Предложения по цели высказывания. Грамматическая основа предложения.

1

56

Текст. Работа с деформированным текстом.

2




Развитие связной речи




57

Работа над рассказом-описанием.

1




Работа над рассказом цепной структуры.

1

58

Работа над рассказом по двум сюжетным картинкам. Изложение.

1

59

Работа над рассказом по трём сюжетным картинкам. Изложение.

1

60

Повторение и закрепление пройденного материала.

3




Итого

68