Файл: Вербальное и невербальное общение в психическом развитии рабенка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сообщение на тему: «Вербальное и невербальное общение в психическом развитии рабенка».

Общение — понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в общении слабы.

Решающая роль общения в психическом развитии ре­бенка доказывается глубоким и необратимым недоразви­тием детей, выросших в изоляции от человеческого обще­ства; явлениями госпитализма, наблюдающимися при дефиците общения детей со взрослыми. Дефицит общения в раннем возрасте отрицательно сказывается на последу­ющей судьбе личности, определяя формирование у нее агрессивности, антиобщественных наклонностей и душев­ной опустошенности.

Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружа­ющими. Потребность общения ребенка со взрослыми воз­никает вначале как биологическая потребность в первые два месяца жизни на основе первичных органических нужд, затем возникают социальные потребности в новых впечатлениях.

Структуру общения можно охарактеризовать путем вы­деления в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуника­тивной, интерактивной, перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в обмене не толь­ко знаниями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс вос­приятия друг друга партнерами по общению и установле­ния на этой основе взаимопонимания.

В реальной действительности каждая сторона не суще­ствует изолированно друг от друга.

В процессе общения используются знаковые систе­мы. Различают вербальные и невербальные средства об­щения.

Вербальные, средства общения используют в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный зву­ковой язык.

Речь является самым универсальным средством обще­ния, поскольку, при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Более того, посредством речи участники общения особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т. е. стремятся достичь определен­ного изменения в поведении.


Большинство детей самостоятельно справляются с язы­ковыми трудностями, но это происходит отнюдь не авто­матически. Им помогают родители — сознательно или бессознательно. Они приспосабливают свой язык к воз­можностям ребенка, к уровню его развития, и своей реак­цией на его речь показывают ему, как нужно говорить и как могут быть вознаграждены его попытки вступить в разговор или поддержать его.

Большинство людей с серьезными психическими нару­шениями могут научиться говорить. В тех редких случа­ях, когда это оказывается невозможным, их учат невер­бальным средствам общения.

Восприятие человека и формирование первого впечат­ления о нем является начальным этапом общения. Име­ются реальные основания для понимания другого человека по его внешности и элементам поведения. Это достоверно установлено психологическими исследованиями. В них показано, что почти все детали внешнего облика человека могут нести информацию о его эмоциональных состояни­ях, отношении к окружающим его людям и к людям во­обще, о его отношении к себе, о том, как он чувствует себя в общении в данной ситуации.

Лицо человека, его жесты, мимика, общий стиль пове­дения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные позы и их изменение во время разговора, пространст­венная ориентация по отношению к партнерам, а также различные сочетания этих факторов — все это имеет опре­деленное социально-перцептивное содержание и несет ин­формацию о внутренних состояниях и характеристиках, че­ловека. 

В организации процесса общения важную роль игра­ют пространственные условия. Пространство в общении структурируется определенным образом, т. е. существуют оптимальные зоны для различных видов общения.

Четыре межличностные зоны были выделены экспери­ментальным путем американскими учеными Э. Холлом и Дж. Трейджером.

Первая зона — интимная. Она простирается на рассто­яние от 15 до 45 см. Эту зону человек рассматривает как свою собственную. Нарушать интимную зону разрешает­ся тем людям, которые близки человеку (любимые люди, родители, супруги, дети, близкие родственники и дру­зья). Общение в интимной зоне требует тихого голоса до шепота. При этом максимум информации передается не словами, а интонацией и мимикой лица. Многое не го­ворится, а только подразумевается, часты недоговорен­ности.



Вторая зона — личная. Она распространяется на рас­стояние от 45 до 120 см. На этом расстоянии друг от друга люди обычно держатся во время приемов, на различных вечерах, общаясь со знакомыми. Это нормальная дистан­ция для повседневного общения. Люди при этом говорят негромким голосом, общаются свободно, неофициально.

Третья зона — социальная (официальная). Она состав­ляет от 120 до 400 см. На таком расстоянии люди держат­ся от незнакомых людей, улаживают служебные дела, про­водят официальные встречи в кабинетах и в других обще­ственных местах. На расстоянии 250—400 см каждый может заниматься своим делом, не мешая окружающим. Общение на официальной дистанции требует громкой, четкой и достаточно раздельной речи, исключаются недо­говоренности. Все должно быть сказано открытым тек­стом, каждое предложение проговаривается до конца.

Четвертая зона — зона публичного общения. В зави­симости от количества людей дистанция между ними ко­леблется от 4 до 8 м и более. Такой тип общения требует уже значительного изменения поведения человека. Голос должен быть громче, чем в обычных условиях. При этом требуется особая, отрывистая речь, когда каждое слово выделяется, четко выговаривается, произносится с ударе­нием. Каждое предложение строится правильно и догова­ривается до конца.

Обратная связь, в результате которой в общении уста­навливается соответствующее взаимодействие, определя­ется рядом факторов. В интимной и личной зонах извест­ную роль играют жесты, мимика, позы, а также ощуще­ние тепла и запаха. Однако главным каналом обратной связи здесь является зрение.

Социальная дистанция — это видение лица собеседни­ка как целого или всего тела человека и различение движений губ. Наконец, публичная дистанция — это рассто­яние, на котором люди легко схватывают взглядом не­сколько человек.

За последнее время проведено много исследований, по­священных выявлению тех или иных связей между со­стояниями и переживаниями человека и тем, как они выражаются внешне. Результаты этих исследований сви­детельствуют о том, что информация, заключенная во внешних проявлениях человека, может быть воспринята и вполне
адекватно понята практически всеми людьми, в том числе и с нарушением интеллекта. Поэтому педаго­гам, работающим с «особыми» детьми, следует обращать пристальное внимание на развитие у них невербального общения.