Файл: Вербальное и невербальное общение в психическом развитии рабенка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 10
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сообщение на тему: «Вербальное и невербальное общение в психическом развитии рабенка».
Общение — понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в общении слабы.
Решающая роль общения в психическом развитии ребенка доказывается глубоким и необратимым недоразвитием детей, выросших в изоляции от человеческого общества; явлениями госпитализма, наблюдающимися при дефиците общения детей со взрослыми. Дефицит общения в раннем возрасте отрицательно сказывается на последующей судьбе личности, определяя формирование у нее агрессивности, антиобщественных наклонностей и душевной опустошенности.
Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими. Потребность общения ребенка со взрослыми возникает вначале как биологическая потребность в первые два месяца жизни на основе первичных органических нужд, затем возникают социальные потребности в новых впечатлениях.
Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной, перцептивной.
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона заключается в обмене не только знаниями, но и действиями.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
В реальной действительности каждая сторона не существует изолированно друг от друга.
В процессе общения используются знаковые системы. Различают вербальные и невербальные средства общения.
Вербальные, средства общения используют в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык.
Речь является самым универсальным средством общения, поскольку, при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Более того, посредством речи участники общения особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т. е. стремятся достичь определенного изменения в поведении.
Большинство детей самостоятельно справляются с языковыми трудностями, но это происходит отнюдь не автоматически. Им помогают родители — сознательно или бессознательно. Они приспосабливают свой язык к возможностям ребенка, к уровню его развития, и своей реакцией на его речь показывают ему, как нужно говорить и как могут быть вознаграждены его попытки вступить в разговор или поддержать его.
Большинство людей с серьезными психическими нарушениями могут научиться говорить. В тех редких случаях, когда это оказывается невозможным, их учат невербальным средствам общения.
Восприятие человека и формирование первого впечатления о нем является начальным этапом общения. Имеются реальные основания для понимания другого человека по его внешности и элементам поведения. Это достоверно установлено психологическими исследованиями. В них показано, что почти все детали внешнего облика человека могут нести информацию о его эмоциональных состояниях, отношении к окружающим его людям и к людям вообще, о его отношении к себе, о том, как он чувствует себя в общении в данной ситуации.
Лицо человека, его жесты, мимика, общий стиль поведения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению к партнерам, а также различные сочетания этих факторов — все это имеет определенное социально-перцептивное содержание и несет информацию о внутренних состояниях и характеристиках, человека.
В организации процесса общения важную роль играют пространственные условия. Пространство в общении структурируется определенным образом, т. е. существуют оптимальные зоны для различных видов общения.
Четыре межличностные зоны были выделены экспериментальным путем американскими учеными Э. Холлом и Дж. Трейджером.
Первая зона — интимная. Она простирается на расстояние от 15 до 45 см. Эту зону человек рассматривает как свою собственную. Нарушать интимную зону разрешается тем людям, которые близки человеку (любимые люди, родители, супруги, дети, близкие родственники и друзья). Общение в интимной зоне требует тихого голоса до шепота. При этом максимум информации передается не словами, а интонацией и мимикой лица. Многое не говорится, а только подразумевается, часты недоговоренности.
Вторая зона — личная. Она распространяется на расстояние от 45 до 120 см. На этом расстоянии друг от друга люди обычно держатся во время приемов, на различных вечерах, общаясь со знакомыми. Это нормальная дистанция для повседневного общения. Люди при этом говорят негромким голосом, общаются свободно, неофициально.
Третья зона — социальная (официальная). Она составляет от 120 до 400 см. На таком расстоянии люди держатся от незнакомых людей, улаживают служебные дела, проводят официальные встречи в кабинетах и в других общественных местах. На расстоянии 250—400 см каждый может заниматься своим делом, не мешая окружающим. Общение на официальной дистанции требует громкой, четкой и достаточно раздельной речи, исключаются недоговоренности. Все должно быть сказано открытым текстом, каждое предложение проговаривается до конца.
Четвертая зона — зона публичного общения. В зависимости от количества людей дистанция между ними колеблется от 4 до 8 м и более. Такой тип общения требует уже значительного изменения поведения человека. Голос должен быть громче, чем в обычных условиях. При этом требуется особая, отрывистая речь, когда каждое слово выделяется, четко выговаривается, произносится с ударением. Каждое предложение строится правильно и договаривается до конца.
Обратная связь, в результате которой в общении устанавливается соответствующее взаимодействие, определяется рядом факторов. В интимной и личной зонах известную роль играют жесты, мимика, позы, а также ощущение тепла и запаха. Однако главным каналом обратной связи здесь является зрение.
Социальная дистанция — это видение лица собеседника как целого или всего тела человека и различение движений губ. Наконец, публичная дистанция — это расстояние, на котором люди легко схватывают взглядом несколько человек.
За последнее время проведено много исследований, посвященных выявлению тех или иных связей между состояниями и переживаниями человека и тем, как они выражаются внешне. Результаты этих исследований свидетельствуют о том, что информация, заключенная во внешних проявлениях человека, может быть воспринята и вполне
адекватно понята практически всеми людьми, в том числе и с нарушением интеллекта. Поэтому педагогам, работающим с «особыми» детьми, следует обращать пристальное внимание на развитие у них невербального общения.