ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»
Факультет Психологии и педагогики
Кафедра Специальной педагогики и психологии
Направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование
Профиль Логопедия
Отчёт по практике
(психология)
ВЫПОЛНИЛ(А)
СТУДЕНТ(КА)
…… ГРУППЫ
(личные подписи) (инициалы, фамилии)
Нижний Новгород
2022
Задание 1: Проведение наблюдения за ребенком и беседы с воспитателем
-
Используя метод наблюдения и беседы с воспитателем старше группы «Теремок». Мною изучались особенности личности Миронова Артёма Александровича (6 лет), проявляющиеся в его поведении. Наблюдение проводилось в течении 4 дня.
Результаты наблюдения приведены в Приложении 1.
-
Беседа с воспитателем.
Цель беседы: уточнение особенностей воспитанника, выявленных в ходе наблюдения.
Результаты беседы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Вопросы | Ответы воспитателя |
| В основном, да. Ребёнок очень жизнерадостный и его редко можно увидеть в плохом настроении. |
| Большую часть времени да. Ребёнок очень любознательный, поэтому в любой деятельности проявляет интерес и внимательность. |
| Конкретно любимые занятия выделить затрудняюсь, однако, могу сказать, что творческие и логические задания он выполняет с особым интересом. |
| Иногда он может показаться застенчивым, но ребёнок очень коммуникабельный, поэтому застенчивость быстро проходит. |
| На сцене Артём чувствует себя уверенно, всегда с удовольствием рассказывает стихи и поёт песни. |
| По-разному, может расстроиться, но никогда не агрессирует. |
| Да, он радуется, но не зацикливается на том, что его похвалили. |
| Да, можно сказать о том, что ребенок трудолюбивый, усердно и старательно выполняет любые виды работы. |
| Усидчивость, жизнерадостность, старательность, честность. |
| Ребёнок очень легко увлекается любым видом деятельности. |
Вывод: было проведено наблюдение за ролевой игрой дошкольника. Содержанием роли являлось выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых выделялись специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры.
Роли ясно очерчены и выделены. Ребенок называет свою роль до начала игры.
Роли определяют и направляют поведение ребенка. Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью.
Действия были разнообразными. Отмечена специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, но иногда проявлялись и обычные неигровые отношения. Следует отметить, что у Артёма развиты умения в ролевой игре.
В процессе наблюдения за свободной деятельностью мною замечено, что сформирована самостоятельная деятельность в полном объеме, помощь взрослого не требуется. Начатое дело до конца не доводит. Ребёнок сам выбирает сюжет изображения.
В ходе наблюдения за режимным моментом было замечено, что ребёнок самостоятельный. Он активен в своих действиях, всегда аккуратен. Культурно-гигиенические навыки сформированы в полном объеме.
В процессе наблюдения за образовательной деятельностью выявлено, что у Артёма высокий уровень развития умений в образовательной деятельности, что характеризуется высоким уровнем целевого использования материала, качества постройки, украшения построек, использования речи в процессе игры, обыгрывания и сохранения постройки.
Так же в ходе беседы с педагогом им было подтверждено, что ребёнок очень активный, но при этом аккуратный и внимательный. Легко увлекается различными видами деятельности, любознателен и трудолюбив.
Задание 2. Диагностика психического развития дошкольника
Цель: изучение познавательных и личностных особенностей психического развития дошкольника.
«Определение коэффициента логической и механической памяти»
Цель методики:
определить коэффициент логической и механической памяти; определить объемы логической и механической памяти
Протокол исследования представлен в Приложении 2.
Результаты исследования:
В1 | А1 | К1 | А2 | В2 | К2 |
7 | 10 | 0.7 | 10 | 5 | 0.5 |
Вывод: Коэффициент логической памяти 0.7, что является показателем выше среднего.
Объём механической памяти 0.5, что является средним показателем.
Методика «Исключение понятий»
Цель методики: исследование способности классификации и анализу.
Протокол исследования представлен в Приложении 3.
Вывод: По результатам проведения данной методики, ребёнок набрал 11 баллов. Это говорит о том, что у Артёма средний уровень способности к классификации и анализу.
Тест «Мотивационная готовность» А.Л. Венгера
Цель методики: выявление мотивационной готовности к школьному обучению детей старшей подготовительной группы или учеников 1 класса.
Вывод: в ходе проведения исследования мотивационной готовности к обучению в школе ребёнок набрал 6 баллов, что говорит о сформированной внутренней позиции испытуемого.
Методика самооценки "Лесенка", В.Г. Щур
Цель методики: диагностика детей дошкольного и младшего школьного возрастов для выявления уровня развития самооценки.
Вывод: ребенок поставил себя на третью ступеньку лесенки, это значит, у него адекватная самооценка. Он хорошо к себе относится и может даже привести примеры своих заслуг и хороших поступков.
Общий вывод: на основе представленных данных можно сделать вывод об особенностях личности Миронова Артёма Александровича, а именно, что он любит творчество, склонен к логическому мышлению. Объем механической памяти и способность к классификации и анализу - средние, но в процессе взросления и занятий может достичь высоких показателей. Так же ребёнок обладает высокой мотивацией к обучению в школе. У Артёма адекватный уровень самооценки. Проблем в развитии психики, в соответствии с возрастом, не выявлено.
Задание №3. Психологический анализ занятия в ДОУ
Критерии оценки работы воспитателя на занятии | Положительные моменты | |
Воспитатель | Осипова Е.Н. | |
Возрастная группа | старшая | |
Тема занятия | «Собери фигуру» | |
Длительность | 25 мин | |
Подготовка к занятию | Умение творчески использовать готовые конспекты занятий (вносить необходимые изменения в ход занятия, корректировать цели в соответствии с индивидуальными особенностями детей) | Если ребенок отвлекался, отходил от темы, педагог смогла завлечь его и повернуть занятие в нужное русло. |
Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными целями, определить его содержание и структуру, подобрать дидактические игры | Занятие методически построено правильно, четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия | |
подбор демонстрационного и раздаточного материала | Яркий наглядный материал, эстетика внешнего вида заинтересовывала, приковывала взгляд детей | |
Рациональное размещение материала | Весь материал был расположен таким образом, чтобы каждый ребенок мог его видеть. | |
Предварительная работа с детьми (беседы, организация наблюдений, «домашнего задания» с привлечением родителей, чтение художественной литературы) | Беседа, проверка домашнего задания с родителями, вопросы. | |
Санитарно-гигиенические требования | Удовлетворение двигательной активности детей (динамические паузы, физкультминутки) | Пальчиковая гимнастика, физкультминутка. |
Контроль за правильностью осанки во время работы за столом | Делала замечания, исправляла, поправляла. | |
Смена поз детей во время занятия | В зависимости от структурных частей занятия, удовлетворялась двигательная активность детей. | |
Соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам | Длительность занятия 25 минут, что соответствует нормам СанПиН. И программе, по которой работает ДОУ. | |
Педагогическое мастерство | Использование различных форм организации детей на занятии (малые подгруппы, в паре, инд. и коллективная работа). Оправданность выбранных форм. | Занятие проводилось с подгруппой детей. Такая форма вполне оправдана, поскольку можно уделить внимание индивидуально каждому ребенку. |
Игровые приемы | Использование дидактического упражнения, физкультминутка, пальчиковая гимнастика | |
Приемы привлечения и сосредоточения внимания детей (имеются или нет) | Сюрпризный момент, постановка вопросов для мыслительной активизации детей | |
Приемы обеспечения эмоциональности, интереса детей | Сравнение результатов друг у друга, кто быстрее и т.д. | |
Приемы активизации самостоятельного мышления детей. | Поисковые вопросы, действия, сравнения, использование детского опыта. | |
Приемы подачи нового, с опорой, на имеющиеся знания у детей. | Предложения к детям придумать или вспомнить и самим составить логическую связь с заданным материалом | |
Умение регулировать поведение детей в процессе занятия, поддерживать интерес в течение занятия | Воспитатель смогла вовремя переключать внимание и удержать интерес. С помощью словесно-логических приемов | |
Умение корректировать ход занятия с учетом «обратной» связи (сократить время занятия в зависимости от степени утомления детей, сменить форму организации детей, вынести часть программного материала за рамки занятия, своевременно использовать динамическую паузу). | Своевременное использование дидактического упражнения, пальчиковой гимнастики и физкультминутки по мере утомления детей. | |
Индивидуальная работа с детьми | 2 – 3 детям, которые нуждались в помощи, педагог помогла собрать из палочек нужные фигуры | |
Оценка работы на занятии (детьми, воспитателем), ее качество | Воспитатель поощряла, хвалила детей. Интонация спокойная, тон доброжелательный. Детям, которые затруднялись, предлагала посмотреть и оценить работу детей, у которых хорошо получилось. | |
Поведение детей во время занятия (активность, сохранение интереса, внимания) | Дети проявляли активность, старались выделиться, обратить на себя внимание педагога. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. | |
Усвоение детьми программного содержания | Считаю, что данное программное содержание, дети усвоили хорошо |
Выводы: Анализируя данное занятие, могу сказать, что оно было интересным, правильно выстроенным. Учебный процесс плавно переходил от одной структурной части, к другой. Чтобы дети не теряли интерес к занятию, воспитатель направила практическую часть в соревновательное русло, в заключении, сравнение и оценка своих работ и работ товарищей тоже дала положительный результат.
Приложения
Приложение 1
Дата наблюдения | Время наблюдения | Место наблюдения | Ситуация (вид деятельности) | Поведение и деятельность испытуемого | Примечания (психологическая интерпретация) |
13.03.23 | 10:00 | Группа «Теремок» | Игровая деятельность | Детьми была выбрана сюжетно-ролевая игра «Школа». Ребёнок взял на себя роль учителя, в процессе игры, воспроизводит действия и речь учителя, в которой отражены реальные взаимоотношения между учителем учеником. Общается вежливо и соблюдает правила. Не грубит и не ругает «учеников». В завершении игры берет колокольчик и начинает звонить. Игра окончена. | Ролевые функции соответствуют. Речь носит выраженный ролевой характер. Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия были разнообразными. Отмечена специфическая ролевая речь, обращенная к товарищам по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, но иногда проявлялись и обычные неигровые отношения. Следует отметить, что у ребёнка развиты умения в ролевой игре. |
14.03.23 | 15:00 | Группа «Теремок» | Свободная деятельность | Артём взял лист бумаги и карандаши, отодвинула стул и сел за стол. Начал рисовать осенний лес. Брал карандаши разного цвета и аккуратно выводил каждый элемент рисунка. Затем показала воспитателю получившийся рисунок. Очень ждал реакции воспитателя, был рад получить похвалу. Аккуратно встал из-за стола, убрал все принадлежности для рисования на место. | В процессе деятельность ребёнок был сосредоточен и аккуратен. Не обращался за помощью к воспитателю и был внимателен к своей работе. После полученной похвалы со стороны воспитателя испытывал радость и гордость. |
15.03.23 | 8:00 | Группа «Теремок» | Режимный момент | Артём самостоятельно открыл кран, отрегулировал напор воды. Взял мыло, намылил руки, тщательно смыл мыло под водой, подошёл к полотенцу. Вытер руки полотенцем, аккуратно повесил на своё место. Когда пошёл усаживаться за стол завтракать, первым делом отодвинул стул, сел, аккуратно расправил салфетку. Ложку взял правильно. Ел аккуратно. Брал еду маленькими порциями. | Ребёнок самостоятельный. Он активен в своих действиях, всегда аккуратен. Культурно-гигиенические навыки сформированы в полном объеме. |
16.03.23 | 9:00 | Группа «Теремок» | Образовательная деятельность | В процессе выполнения задания ребенок самостоятельно ставил и решал 3 и более конструктивные задачи, полностью изменяя постройки в соответствии с новым замыслом. Строительно-конструктивный материал использовался по назначению, подбирал материал в соответствии с образцом или рисунком; в случае отсутствия необходимой детали использовал взаимозамену деталей. Работу выполнял аккуратно, все детали точно совмещены, подобраны по цвету. Предложил другим детям поиграть в теремок… Построил высокую башню для другого ребенка, при этом стараясь подбирать цвета в определенно последовательности Играл аккуратно, стараясь сохранить то, что построил. | В процессе наблюдения выявлено, что у Артёма высокий уровень развития умений в образовательной деятельности, что характеризуется высоким уровнем целевого использования материала, качества постройки, украшения построек, использования речи в процессе игры, обыгрывания и сохранения постройки. |