Файл: Лекция Рабочая программа по истории основного общего образования методический инструмент учителя истории.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция «Рабочая программа по истории основного общего образования - методический инструмент учителя истории»
Слайд 1. В комплексе национальных целей и стратегических задач, стоящих перед Россией, одной из важнейших является создание условий и возможностей для максимального раскрытия и реализации способностей каждого человека. Достижение этой национальной цели означает обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число ведущих стран мира по качеству общего образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Российской Федерации. Решению названных задач в значительной степени способствует изучение обучающимися предмета «История» и курса «История России» в его рамках.1
Слайды 2-3. Федеральный государственный образовательный стандарт–
совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки,
утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и
реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и
реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере высшего образования.2
В 2021 году утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)3. Основные изменения в обновленном ФГОС – это детализация требований к результатам и условиям реализации основной образовательной программы. Формулировки детализированных требований к личностным, метапредметным, предметным результатам учитывают стратегические задачи обновления содержания общего образования, конкретизированы по годам обучения и направлены на формирование функциональной грамотности обучающихся.
Слайд 4. Предметные результаты по учебному предмету «История» по ФГОС ООО разделены на 3 части:
1. По учебному предмету «История» (п. 45.6.1.)
2. По учебному курсу «История России» (п. 45.6.1.1.)
3. По учебному курсу «Всеобщая история» (п. 45.6.1.2.)
Слайд 5. Федеральная рабочая программа по истории на уровне основного общего образования4 (далее - ФРП ООО) составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной программы воспитания, и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ООП ООО.
Слайд 6. Федеральные рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых результатов освоения
Федеральной образовательной программы основного общего образования (ФОП ООО5) и разработаны на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) к результатам освоения программы основного общего образования.
Слайд 7. Содержание федеральной рабочей программы по учебному предмету «История» представлено пояснительной запиской, содержанием учебного предмета «История», планируемыми результатами освоения учебного предмета «История», учебным модулем «Введение в Новейшую историю России», тематическим планированием.
Слайды 8-10. Пояснительная записка. Цель изучения учебного предмета «История» - формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике.
Учебным планом на изучение учебного предмета «История» отводится в 5—9 классах по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях, в 9 классе предусмотрено изучение учебного модуля «Введение в Новейшую историю России» в объеме 14 часов.
Слайд 11. Содержание учебного предмета «История»
Слайд 12. Тематический классификатор содержания образования6 (ИСРО РАО). Расшифровка аббревиатур:
КЭС ФИПИ (контролируемые элементы содержания) – элементы урока, наличие которых проверяется при составлении календарно-тематического плана и при проведении анализа контрольных работ;
КУ.КЭС ФИПИ – контролируемые умения;
ПЭС – предметные элементы содержания;
ПУ.ПЭС ФИПИ – предметные умения.
Слайд 13. Курсы в рамках учебного предмета «История»
по годам обучения
Слайд 14. Планируемые результаты освоения учебного предмета «История»: личностные, метапредметные, предметные (представлены по годам обучения).
Слайд 15. Личностные результаты
К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся:
— в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
— в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
— в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
— в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
— в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
— в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
— в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
— в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Слайды 16-17. Метапредметные результаты
Метапредметные результаты изучения истории выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
— владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
— владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и другие);
— работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие), извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
— общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; — осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
— владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
— владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
— выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
— регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
Слайд 18. Предметные результаты проявляются в освоенных учащимися знаниях и видах деятельности.