Файл: Лекция Рабочая программа по истории основного общего образования методический инструмент учителя истории.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Они представлены в следующих основных группах:
1. Знание хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с исторической картой (картами, размещенными в учебниках, атласах, на электронных носителях и т. д.): читать историческую карту с опорой на легенду; находить и показывать на исторической карте территории государств, маршруты передвижений значительных групп людей, места значительных событий и другое.
4. Работа с историческими источниками (фрагментами аутентичных источников): проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, письменных, визуальных и других); сравнивать данные из разных источников, выявлять их сходство и различия; высказывать суждение об информационной (художественной) ценности источника.
5. Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; составлять описание исторических объектов, памятников на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п.
6. Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события, явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
7. Работа с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; объяснять, какие факты, аргументы лежат в основе отдельных точек зрения; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории; составлять характеристику исторической личности (по предложенному или самостоятельно составленному плану).
8. Применение исторических знаний и умений: опираться на исторические знания при выяснении причин и сущности, а также оценке современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры.
Приведенный перечень служит ориентиром: а) для планирования и организации познавательной деятельности школьников при изучении истории (в том числе разработки системы познавательных задач); б) при измерении и оценке достигнутых учащимися результатов.
Слайд 19. Предметные результаты представлены в группах для каждого года обучения.
Слайд 20. Учебный модуль «Введение в Новейшую историю России».
Слайд 21. Место учебного модуля «Введение в Новейшую историю России» в системе основного общего образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением для становления личности выпускника уровня основного общего образования. Содержание учебного модуля, его воспитательный потенциал призваны реализовать условия для формирования у подрастающего поколения граждан целостной картины российской истории, осмысления роли современной России в мире, важности вклада каждого народа в общую историю Отечества, позволят создать основу для овладения знаниями об основных этапах и событиях Новейшей истории России на уровне среднего общего образования.
Учебный модуль «Введение в Новейшую историю России» имеет также историко-просвещенческую направленность, формируя у молодежи способность и готовность к защите исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов.7
Цели изучения учебного модуля:
Слайд 22. Роль учебного модуля – познакомить
с ключевыми событиями Новейшей истории России, предваряя систематическое изучение отечественной истории XX-XXI вв. в 10-11 классах.
Слайды 23-24. Модуль «Введение в Новейшую историю России» может быть реализован в двух вариантах:
— при самостоятельном планировании учителем процесса освоения школьниками предметного материала до 1914 г. для установления его взаимосвязей с важнейшими событиями периода Новейшей истории России (в курсе «История России», включающем темы модуля). В этом случае предполагается, что в тематическом планировании темы, содержащиеся в Программе модуля «Введение в Новейшую историю России», даются в логической и смысловой взаимосвязи с темами, содержащимися в федеральной рабочей программе учебного предмета «История». При таком варианте реализации модуля количество часов на изучение курса «История России» в 9 классе должно быть увеличено на 14 учебных часов;
— в виде целостного последовательного учебного курса, изучаемого за счет части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, включающей, в частности, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие удовлетворение различных интересов обучающихся (в объеме не менее 14 учебных часов).
Слайды 25-26. Личностные и метапредметные результаты являются приоритетными при освоении содержания учебного модуля «Введение в Новейшую историю России».
Слайд 27. Предметные результаты. В составе предметных результатов по освоению Программы модуля следует выделить: представления обучающихся о наиболее значимых событиях и процессах истории России XX—начала XXI вв., основные виды деятельности по получению и осмыслению нового знания, его интерпретации и применению в различных учебных и жизненных ситуациях.
Слайд 28. Тематическое планирование учебного предмета «История».
Слайд 29. Конструктор рабочих программ - удобный бесплатный онлайн-сервис8 для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам.
Слайд 30. Тематическое планирование – пояснение:
1. Установлено количество часов на год в соответствии с федеральным учебным планом.
2. Приведено рекомендованное количество часов, отводимых на изучение темы.
3. Последовательность изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.
4. Содержание разделов и тем изложено в планировании укрупнённо по сравнению с программой, что помогает выделить ключевые вопросы, рассматриваемые на уроках.
5. Детализировано содержание тематического блока, темы.
6. Приведены основные виды учебно-познавательной деятельности.
7. Перечисленные основные виды деятельности обучающихся соответствуют предметным результатам освоения программы по учебному предмету «История».
8. Курсивом выделены метапредметные компоненты содержания и деятельности обучающихся.
Слайд 31. Организация учебной деятельности для достижения планируемых результатов обучения.
Слайд 32. Методические интерактивные кейсы9. Преимущества:
Слайд 33. Пояснение
Слайды 34-42. Приведены примеры учебных заданий для 5-9 классов с наглядной иллюстрацией формируемых личностных, метапредметных, предметных результатов и фрагментом «Тематического планирования» по теме задания.
Слайды 43-44. Федеральным перечнем учебников (ФПУ)
(Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников») по учебному предмету «История» допущены учебники издательств «Просвещение» и «Русское слово», полный список представлен в «Дополнительных материалах».
Слайд 45. Методические рекомендации и видеоуроки10.
Слайд 46. Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/
1 Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях российской федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденная 23.10.2020 https://instrao.ru/images/concept/Kontseptsiya_po_Istorii.pdf
2 П. 6 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/
3 Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (ред. от 18.07.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
https://edsoo.ru/Prikaz_Ministerstva_prosvescheniya_Rossijskoj_Federacii_ot_31_05_2021_287_Ob_utverzhdenii_federalnogo_gosudarstvennogo_obrazovat.htm
4https://edsoo.ru/Federalnaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Istoriya_.htm
5 https://edsoo.ru/Federalnaya_obrazovatelnaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya.htm
6 https://tc.edsoo.ru/?query=&klass=5&subject=11
7 Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2021. — № 27. — Ст. 5351.
8 https://edsoo.ru/constructor/
9 https://content.edsoo.ru/case/
10 https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendaci_0.htm
1. Знание хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с исторической картой (картами, размещенными в учебниках, атласах, на электронных носителях и т. д.): читать историческую карту с опорой на легенду; находить и показывать на исторической карте территории государств, маршруты передвижений значительных групп людей, места значительных событий и другое.
4. Работа с историческими источниками (фрагментами аутентичных источников): проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, письменных, визуальных и других); сравнивать данные из разных источников, выявлять их сходство и различия; высказывать суждение об информационной (художественной) ценности источника.
5. Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; составлять описание исторических объектов, памятников на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п.
6. Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события, явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
7. Работа с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; объяснять, какие факты, аргументы лежат в основе отдельных точек зрения; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории; составлять характеристику исторической личности (по предложенному или самостоятельно составленному плану).
8. Применение исторических знаний и умений: опираться на исторические знания при выяснении причин и сущности, а также оценке современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры.
Приведенный перечень служит ориентиром: а) для планирования и организации познавательной деятельности школьников при изучении истории (в том числе разработки системы познавательных задач); б) при измерении и оценке достигнутых учащимися результатов.
Слайд 19. Предметные результаты представлены в группах для каждого года обучения.
Слайд 20. Учебный модуль «Введение в Новейшую историю России».
Слайд 21. Место учебного модуля «Введение в Новейшую историю России» в системе основного общего образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением для становления личности выпускника уровня основного общего образования. Содержание учебного модуля, его воспитательный потенциал призваны реализовать условия для формирования у подрастающего поколения граждан целостной картины российской истории, осмысления роли современной России в мире, важности вклада каждого народа в общую историю Отечества, позволят создать основу для овладения знаниями об основных этапах и событиях Новейшей истории России на уровне среднего общего образования.
Учебный модуль «Введение в Новейшую историю России» имеет также историко-просвещенческую направленность, формируя у молодежи способность и готовность к защите исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов.7
Цели изучения учебного модуля:
-
формирование ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; -
владение знаниями об основных этапах развития человеческого общества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; -
воспитание в духе патриотизма, гражданственности, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству; -
развитие способностей анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях; -
формирование умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе; -
формирование личностной позиции по отношению не только к прошлому, но и к настоящему родной страны.
Слайд 22. Роль учебного модуля – познакомить
с ключевыми событиями Новейшей истории России, предваряя систематическое изучение отечественной истории XX-XXI вв. в 10-11 классах.
Слайды 23-24. Модуль «Введение в Новейшую историю России» может быть реализован в двух вариантах:
— при самостоятельном планировании учителем процесса освоения школьниками предметного материала до 1914 г. для установления его взаимосвязей с важнейшими событиями периода Новейшей истории России (в курсе «История России», включающем темы модуля). В этом случае предполагается, что в тематическом планировании темы, содержащиеся в Программе модуля «Введение в Новейшую историю России», даются в логической и смысловой взаимосвязи с темами, содержащимися в федеральной рабочей программе учебного предмета «История». При таком варианте реализации модуля количество часов на изучение курса «История России» в 9 классе должно быть увеличено на 14 учебных часов;
— в виде целостного последовательного учебного курса, изучаемого за счет части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, включающей, в частности, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие удовлетворение различных интересов обучающихся (в объеме не менее 14 учебных часов).
Слайды 25-26. Личностные и метапредметные результаты являются приоритетными при освоении содержания учебного модуля «Введение в Новейшую историю России».
Слайд 27. Предметные результаты. В составе предметных результатов по освоению Программы модуля следует выделить: представления обучающихся о наиболее значимых событиях и процессах истории России XX—начала XXI вв., основные виды деятельности по получению и осмыслению нового знания, его интерпретации и применению в различных учебных и жизненных ситуациях.
Слайд 28. Тематическое планирование учебного предмета «История».
Слайд 29. Конструктор рабочих программ - удобный бесплатный онлайн-сервис8 для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам.
Слайд 30. Тематическое планирование – пояснение:
1. Установлено количество часов на год в соответствии с федеральным учебным планом.
2. Приведено рекомендованное количество часов, отводимых на изучение темы.
3. Последовательность изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.
4. Содержание разделов и тем изложено в планировании укрупнённо по сравнению с программой, что помогает выделить ключевые вопросы, рассматриваемые на уроках.
5. Детализировано содержание тематического блока, темы.
6. Приведены основные виды учебно-познавательной деятельности.
7. Перечисленные основные виды деятельности обучающихся соответствуют предметным результатам освоения программы по учебному предмету «История».
8. Курсивом выделены метапредметные компоненты содержания и деятельности обучающихся.
Слайд 31. Организация учебной деятельности для достижения планируемых результатов обучения.
Слайд 32. Методические интерактивные кейсы9. Преимущества:
-
Разбор реальных ситуаций. -
Накопление определенных практических навыков и знаний.
Слайд 33. Пояснение
-
Задание выделено в синей рамке -
При выборе задания учитель отталкивается от «Основные виды деятельности обучающегося» (тематическое планирование), так как основные виды деятельности направлены на формирование предметных результатов, которые прописаны в федеральной рабочей программе.
Слайды 34-42. Приведены примеры учебных заданий для 5-9 классов с наглядной иллюстрацией формируемых личностных, метапредметных, предметных результатов и фрагментом «Тематического планирования» по теме задания.
Слайды 43-44. Федеральным перечнем учебников (ФПУ)
(Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников») по учебному предмету «История» допущены учебники издательств «Просвещение» и «Русское слово», полный список представлен в «Дополнительных материалах».
Слайд 45. Методические рекомендации и видеоуроки10.
Слайд 46. Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/
1 Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях российской федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденная 23.10.2020 https://instrao.ru/images/concept/Kontseptsiya_po_Istorii.pdf
2 П. 6 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/
3 Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (ред. от 18.07.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
https://edsoo.ru/Prikaz_Ministerstva_prosvescheniya_Rossijskoj_Federacii_ot_31_05_2021_287_Ob_utverzhdenii_federalnogo_gosudarstvennogo_obrazovat.htm
4https://edsoo.ru/Federalnaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Istoriya_.htm
5 https://edsoo.ru/Federalnaya_obrazovatelnaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya.htm
6 https://tc.edsoo.ru/?query=&klass=5&subject=11
7 Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2021. — № 27. — Ст. 5351.
8 https://edsoo.ru/constructor/
9 https://content.edsoo.ru/case/
10 https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendaci_0.htm