Файл: Контрольная работа по дисциплине История России Индустриализация и коллективизация в ссср предпосылки, содержание, последствия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отметим и другое. Первый год пятилетки, охвативший период с 1 октября 1928 года до 1 октября 1929 года, за­вершился перевыполнением плановых заданий. Под зна­ком аналогичных достижений проходил и второй год пяти­летки, по крайней мере до лета 1930 года, что отмечалось тогда на XVI съезде ВКП(б). Но по мере ликвидации при­емов и форм руководства, сложившихся в 20-е годы, и замены их административно-командными методами управ­ления, сопровождавшейся волюнтаристским пересмотром заданий первой пятилетки, началось все более масштабное невыполнение плана.

Характеризуя в 1933 году «политику наиболее уско­ренных темпов развития промышленности», Сталин назвал ее «подхлестыванием страны». Время показало, что насколь­ко необходимой была форсированная индустриализация страны, развернувшаяся в 1929 году, настолько ошибочны­ми и вредными оказались установки на еще большее уско­рение. В 1931 —1933 годах темпы развития индустрии быстро снизились: с 23,7 процента в 1928/29 году до 5 про­центов в 1933 году. «Подхлестывание» слишком дорого обошлось стране. Не нужно забывать, что составным эле­ментом политики «подхлестывания» уже в 1928 году (начи­ная с так называемого шахтинского дела) стали незаконные репрессии, обрушившиеся в первую очередь на работников промышленности и уже тогда охватившие весьма широкий круг людей. Все это мешало курсу на форсированную индустриализацию.

Говоря об этом, мы должны четко разделять, где послед­ствия волюнтаристских действий, ошибок и просчетов, а где сознательные, хотя и вынужденные решения, продик­тованные реальной обстановкой тех лет.

Строительство социализма наша страна начинала в ка­питалистическом окружении. Мы привыкли к этому выражению и не всегда даем себе труд вдуматься в то, какие огромные сложности были связаны с таким положением. В условиях тех лет выдвигалась задача опоры только на внутренние источники накопления. Логически рассуждая, это означало, что надо было беречь каждую копейку. Но буржуазный мир таил угрозу военного нападения. И полу­чалось так: построили Днепрогэс — крупнейшую по тем временам электростанцию, научились экономить мате­риальные и финансовые ресурсы, концентрировать кадры, давать промышленности очень дешевую электроэнергию, а потом вновь перешли к сооружению маленьких станций, распыляя ресурсы и силы, намного удорожая стоимость энергии. Что это — просчет? Нет, это следствие складывав­шихся обстоятельств. Конечно, экономически выгоднее было бы строить и дальше новые гиганты энергетики; стратегически, с учетом военной опасности, целесообраз­нее было строить сплошь и рядом маленькие станции, способные бесперебойно снабжать электричеством близле­жащие предприятия.


Феномен 30-х годов, что так называемая административно-командная экономика соче­талась с энтузиазмом миллионов, с безграничной верой в идеи Великого Октября. Такое стало возможно в результате активной деятельности большевистской партии, которая повседневно целенаправленно, с необычайной энергией вела в массах организаторскую и идеологическую работу. Это способствовало объединению людей, цементировало коллек­тивы, укрепляло веру в ленинские идеи социалистического строительства. Было бы наивно полагать, что люди тех лет, строя заводы, шахты, фабрики, осваивая технику, не ви­дели и не чувствовали тяжелых трудностей. Достаточно напомнить про голод 1932—1933 годов. Разве он затронул лишь сельские районы? Нелишне заметить и другое. В 1933 году общая численность промышленных рабочих была ниже, чем годом ранее. Подобных спадов в годы до­военных пятилеток больше не было. Однако и в этих условиях производство росло. Тем необходимее еще раз отметить вклад партии в осуществление политики индустриа­лизации, в повседневную организацию трудового подъема рабочего класса, в подбор хозяйственных и политических организаторов в центре и на местах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. История России с древнейших времен до конца ХХ века. В.В.Барабанов, И.М. Николаев, Б.Г. Рожков. - М.: Астрель, 2003.- 496с.

  2. История России ХХ - начала ХХI века /А.С. Барсенков, А.И. Вдовин, С.В. Воронкова; под ред. Л.В. Милова .- М.: Эксмо, 2006.- 960с.

  3. История России. XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. - М.: ООО "Издательство ACT", 2001. - 608 с.: ил.

  4. История России с древнейших времен до наших дней: учеб./В.А. Федоров, В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов.- М.: ТК Велби, ЗАО "КноРус", 2005.- 544с.

  5. Кириллов В.В. История России.- М.:Юрайт-Издат, 2007.-661с..

  6. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник.- М.:"ПРОСПЕКТ", 1997.-544 с.

  7. Осокина Е. А. Алхимия советской индустриализации: время Торгсина. — Москва: Новое литературное обозрение, 2019.

  8. История государства и права России : учебник для бакалавров: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по юридическим направлениям и специальностям / [Воронин А.В. - д.ист.н., проф., Гайнутдинов Р.К. - д.ю.н., проф., Захаров В.В. - д.ю.н., проф. и др.] ; под общ. ред. д.ю.н. В.Е. Рубаника, Москва : Юрайт,2012





  1. Рогачевская Л.С. Как составлялся план первой пятилетки // Восток. Март, 2005. № 3(27).

  2. Алексеев В.В., Сапоговская Л.В. Исторический опыт промышленной политики в России. Екатеринбург, 2000. с. 151-167.