Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отметим, что данный норматив на момент 1 января 2020 года составил 232,77 %, что также превышает норматив ЦБ, который предписывает поддержание текущей ликвидности на уровне не менее 50 %. Возможным объяснением данной политики руководства банка можно считать фактор, который был упомянут выше при рассмотрении норматива H2: так, в период с 1 января 2016 по 1 октября 2021 он вырос почти в 4 раза, и с тех пор поддерживается на том же уровне. Наконец, рассмотрим показатель, с помощью которого оценивается долгосрочная ликвидность банка – H4, который «регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, к собственным средствам (капиталу) банка и обязательствам (пассивам) с оставшимся сроком до даты погашения свыше или 366 календарных дней, скорректированным на величину минимального совокупного остатка средств по счетам со сроком исполнения обязательств до 365 календарных дней и счетам до востребования физических и юридических лиц (кроме банков-клиентов). Несоблюдение Н4 говорит о том, что банк злоупотребляет размещением в долгосрочные активы краткосрочных пассивов (например банк выдает ипотеку сроком на 25 лет, при этом деньги на эти кредиты он заимствует у банков-контрагентов на 30 дней)».
Для ПАО «Сбербанк» данный показатель на тот же момент времени составлял 64 %, что также соответствует нормативам, установленным ЦБ – не более 120 %. После расчета коэффициентов ликвидности необходимо уделить внимание еще одной не менее важной группе показателей, которые строго регламентирует Центральный Банк – показатели достаточности капитала: H1, H1.1, H1.2. Данная группа показателей является характерной для банковского сектора по причине специфики их деятельности. Разберем их более подробно. Для начала стоит вспомнить, что собственный капитал банка – финансовая основа его функционирования и развития. Он занимает относительно небольшую долю в структуре пассивов хозяйствующего субъекта, в отличие от прочих видов предпринимательской деятельности, что характеризует специфику банковского бизнеса. Как известно, собственный капитал играет роль защитного механизма для вкладчиков и других кредиторов банка. Однако, необходимо различать два уровня капитала, которые имеют особенности, оказывающие влияние на способность организации купировать непредвиденные расходы: капитал первого уровня – основной, базовый капитал; капитал второго уровня – дополнительный капитал.
Таким образом, основной капитал отличается от базового на величину добавочного капитала. К добавочному капиталу относятся привилегированные акции и эмиссионный доход от их размещения, а также бессрочные субординированные кредиты. Методика расчета всех нормативов имеет крайне схожую модель и подразумевает отношение соответствующего типа банковского капитала (совокупного, базового или основного) к сумме активов банка, взвешенных с учетом рыночного, кредитного и операционного рисков. Так, Н1.0 определяется как отношение размера собственных средств (капитала) банка к сумме его активов (за вычетом сформированных резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, взвешенных по уровню риска. Для ПАО «Сбербанк» данный норматив составляет 14,9 % при нормативе ЦБ не менее 8 %. Что касается показателя H1.1 и H1.2, то они представляет собой достаточность базового капитала банка и достаточность основного капитала банка, которые составляют 11,1 %. При этом допустимые нормативы ЦБ по данным показателям равны не менее 4,5 % и 6 % соответственно.
В качестве заключения финансового анализа банка следует проанализировать в разрезе трех лет ключевые финансовые метрики, которые характеризуют доходность активов, капитала и др. (см. таблицу 4).
Таблица 4 – Сводные финансовые метрики для ПАО «Сбербанк»
Коэффициенты рентабельности | 2020г. | 2021г. | 209г. |
Рентабельность капитала (ROE) | 19,2% | 20,8% | 21,6% |
Рентабельность активов (ROA) | 2,1% | 2,6% | 2,7% |
Оборачиваемость активов (выручка/активы) | 12,2% | 11,0% | 10,4% |
CIR (Cost-to-income ratio) | 39,9% | 35,3% | 34,2% |
Коэффициент финансовой независимости | 11,1% | 12,7% | 12,4% |
Чистая процентная маржа | 5,7% | 6,0% | 5,7% |
После анализа данных показателей можно сделать следующие выводы. Банк стабильно и уверенно увеличивает доходность капитала и активов, что является крайне важным индикатором качественной работы топ-менеджмента. Еще одним принципиальным аспектом можно назвать постепенное снижение отношения операционных расходов к операционным доходам, что также указывает на эффективность решений, которые принимает управленческое звено. Наконец, необходимо отметить стабильность чистой процентной маржи, которая, несмотря на планомерное снижение ставки рефинансирования, остается примерно на уровне 2016 года.
Итак, подводя итог проведения краткого финансового анализа следует сделать несколько важных выводов относительно финансового положения банка:
Валюта баланса банка растет темпами намного быстрее уровня среднерыночных, что, учитывая текущий размер крупнейшей кредитной организации страны, является феноменальным результатом функционирования компании.
Российский госбанк уверенно движется в направлении цели в 1 трлн. рублей чистой прибыли по МСФО, что подчеркивает непоколебимость менеджмента несмотря на все «встречные ветры» в виде санкций, замедления мировой и отечественной экономики, снижения процентных доходов и других негативных факторов.
Банк строго выполняет все нормативы, установленные Центральным Банком, включая нормативы ликвидности и достаточности капитала, причем, как правило, имеет колоссальный запас прочности в отношении данных коэффициентов. 4 ПАО «Сбербанк» является одним из самых прибыльных в отрасли – это подтверждают полученные коэффициенты рентабельности капитала и активов. Также, отмечается высокий уровень эффективности, который подкрепляется низкими значениями CIR-ratio и стабильным уровнем процентной маржи.
3.Характеристика основных тарифов расчетно- кассового обслуживания
Заключение
В данной работе нами был проведен анализ маркетинговой среды ПАО «Сбербанк», что позволило сделать ряд выводов. Сегодня сложно представить современный коммерческий банк, который не имеет штатный отдел маркетинга и рекламы. Даже в небольших банках, которые не имеют возможности содержать полноценный департамент маркетинга и рекламы в штате есть человек, который занимается этими вопросами.
Маркетинг в коммерческом банке важен не меньше, чем рекламная деятельность. Банк, который не следит за действиями своих конкурентов, не когда не сможет претендовать на место лидера рынка, так как она будет совершать те же неизбежные ошибки, что и её конкуренты. Так же очень важно отслеживать новые продукты и рекламные активности, которые предлагают конкуренты для того, чтобы успешно продвигать свой продукт на рынке.
Оценивая все конкурентные силы ПАО «Сбербанка», можно сказать, что на данный момент Сбербанку не грозит высокий уровень угрозы стороны поставщиков, потребителей, товаров-заменителей, потенциальных новичков и уровень самой конкурентной борьбы относительно минимален.
Установлено, что стратегия Сбербанка направлена на дальнейшее укрепление его позиций в качестве одного из ведущих и стабильных финансовых институтов мира. За ближайшие пять банк планирует
удвоить показатели чистой прибыли и активов, добиться прорыва в эффективности управления расходами, повысить показатели достаточности капитала первого уровня, а рентабельность собственного капитала останется выше мировых
Анализируя миссию ПАО «Сбербанка», можно сделать вывод, что она определяет смысл и содержание деятельности банка, подчеркивая его важнейшую роль в экономике России. Клиенты, их потребности, мечты и цели есть основа всей деятельности банка как организации. Миссия банка также устанавливает амбициозную цель устремлений банка — стать одной из лучших финансовых компаний мира — и подчеркивает, насколько важны Сбербанка его сотрудники, и насколько реализация его целей невозможна без реализации их личных и профессиональных целей. Высокие цели достигаются командой единомышленников, которых объединяет общая система ценностей.
Список использованных источников
Алексунин, В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / В.А. Алексунин – М.: Издательство Проспект, 2020 – 516 с.
Васильева, Г.В. Управление маркетингом / Г.В. Васильева– М.: Издательство Экономика, 2021 – 560с.
Гурьянов, С.А. Маркетинг банковских услуг: учебное пособие / С.А. Гурьянов –М.: Издательство Юрайт, 2015 – 320с.
Жуков, Е.Ф. Банковское дело. В 2 ч. Ч. 1: учебник для академического бакалавриата / Е.Ф. Жуков – М.: Издательство Юрайт, 2016 – Ч.1. – 312 с.
Иванов, В.В Банки и банковские операции: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. В. Иванов – М.: Издательство Юрайт, 2020 –189 с.
Коротков, А.В. Маркетинговые исследования: учебник / А. В. Коротков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020 – 595 с.
Короткова, Т.Л. Коммерциализация и маркетинг инноваций: учебное пособие / Т.Л. Короткова, А.В. Власов. – М.: Издательство Креативная экономика, 2012 – 168 с.
Котлер, Ф. Основы маркетинга / – М.: Издательство Прогресс, 2021 – 648 с.
Липсиц, И.В. Маркетинг-менеджмент. Учебник и практикум для бакалавров /И. В. Липсиц. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016 – 379 с.
Лифиц, И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник / И. М. Лифиц. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2020 – 437 с.
Мартыненко, Н.Н. Деньги, кредит, банки: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Мартыненко – М.: Издательство Юрайт, 2020 – 369 с.
Медведев, П.М. Организация маркетинговой службы с нуля / П.М. Медведев – М.: Издательство Эксмо, 2015 – 224с.
15 Ойнер, О.К. Управление результативностью маркетинга: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. К. Ойнер. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020 – 350 с.
Пунин, Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях в условиях рыночной экономики/ Е.И. Пунин – М.: Издательство Международные отношения. – 2022 – 345 с.
Родин, В.Г. Основы маркетинга / В.Г. Родин – М.: Издательство Проспект, 2022 – 328 с.
Соловьев, Б.А. Основы теории и практики маркетинга / Б.А. Соловьев – М.: МИНХ им. Г.В. Плеханова, 2021 – 268 с.
Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг / В.Е. Хруцкий – М.: Издательство Финансы и статистика, 2021 – 542 с.
Чернышева, А. М. Управление продуктом: учебник / А. М. Чернышева, Т. Н. Якубова. – М.: Издательство Юрайт, 2022 – 373 с.
22 Годовой отчет Сбербанка http://www.sberbank.com/ru/investor-relations/reports- and-publications/annual-reports.