Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный экономический университет»
(УрГЭУ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Гражданское право»
Тема: ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Институт непрерывного и дистанционного образования Направление подготовки Юриспруденция Направленность (профиль) Гражданско-правовой Кафедра ____________ Дата защиты: _________ Оценка: _____________ | | Студент Курбатова К.Н. Группа ИДО ЗБ ГП-22 Шад Руководитель ЯгофароваИ.Д . к.ю.н., доцент |
Екатеринбург
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………. | 3 |
Глава 1. Функции государства: общая характеристика……………………. | 5 |
1.1. Понятие и признаки функций государства…………………………….. | 5 |
1.2. Трансформация функций государства в условиях глобализации……. | 6 |
Глава 2. Классификация функций государства и формы осуществления… | 10 |
2.1. Классификация функций государства………………………………….. | 10 |
2.2. Формы осуществления функций государства…………………………. | 13 |
2.3. Характеристика основных внутренних и внешних функций российского государства…………………………………………………….. | 18 |
Заключение…………………………………………………………………… | 20 |
Список использованных источников……………………………………… | 21 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет не только взглянуть на государство со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.
Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества и целом.
Цель курсовой работы – рассмотреть понятия, признаки, классификации и методы осуществления функций государства.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
– дать определение понятию и рассмотреть классификацию функций государства;
– рассмотреть признаки государственных функций
– определить методы осуществления функций в государстве;
– рассмотрение форм и методов осуществления функций государства.
Объектом исследования является функции государства.
Предметом данной работы являются функции государства как основные направления деятельности государства по решению задач, стоящих перед ним на том или ином историческом этапе.
В процессе написания работы применялись общенаучные и частнонаучные методы познания: анализ, синтез, системный, сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический и др.
Структура работы представлена введением, двумя главами, пятью параграфами, заключением, списком использованных источников.
ГЛАВА 1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1. Понятие и признаки функций государства
Применительно к государству термин, а вместе с ним и понятие «функция» приобретают несколько иной смысл. Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.
В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций государства [12] .
1. Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.
2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.
3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.
4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.
В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация.
Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т е. более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности [14].
Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов [9, с. 127].
Таким образом, функция государства - это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства, и обеспечивающие ее средства и способы. Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере его изменения, по мере перехода к сущности другого порядка.
1.2. Трансформация функций государства в условиях глобализации
В условиях глобализации важное значение приобретает такой аспект политической функции государства, как обеспечение государственного суверенитета. Некоторые ученые и политические деятели утверждают, что перед лицом глобальных проблем «отступает суверенитет отдельного государства». Однако отказ от государственного суверенитета равносилен отказу от принципа территориальной целостности государства, от верховенства государственной власти на своей территории. Каждый народ вправе жить по своим обычаям, законам, религиозным и иным нормам, выбирать близкое по духу государственное устройство, устанавливать соответствующий государственно-правовой режим. Недопустимо навязывать другим народам своего образа жизни, своих ценностей и восприятия мира. Если эти ценности действительно имеют общечеловеческое значение, то они будут добровольно восприняты всеми странами и народами.
Современные процессы глобализации существенным образом отражаются на реализации экономической функции государства. Это обусловлено тем, что глобализация означает интернационализацию рынков, обостряет конкуренцию и углубляет международное разделение труда. В результате экономической интеграции государств усиливается влияние транснациональных корпораций, растет господство надгосударственных структур, что серьезно сокращает возможности управления национальной экономикой со стороны государства. Однако это не означает, что экономическая функция в условиях глобализации утрачивает свои национальные масштабы, но она требует соответствующего уточнения и поиска новых форм экономической политики.
Глобализация экономики смещает центр тяжести государственного влияния и контроля за развитием экономических процессов с общегосударственного уровня на региональный и отраслевой уровни, а также на уровень отдельного предприятия. Каждое государство заинтересовано в стабильном развитии национальной экономики, в максимальной концентрации возможностей страны на решении приоритетных задач повышения эффективности внутреннего хозяйства. Вместе с тем возрастает роль экономической стратегии государства в согласовании национальных интересов общества с интересами международного сообщества, что позволяет адаптироваться к изменяющимся экономическим отношениям и обеспечивает благосостояние собственного народа [6, с 85].
Под влиянием глобализации серьезной трансформации подвергается социальная функция государства. Это объясняется кардинальным преобразованием рынка труда и отношений занятости. В связи с появлением новых технологий, в том числе развитием микроэлектроники, искусственного интеллекта, электронного обмена данных и «бума» цифровой телесвязи, уменьшается численность используемой рабочей силы, многие государства переходят на гибкие системы занятости, например частичной или временной занятости, работе по контракту и т. д.
Что касается внешних функций государства, то процессы глобализации внесли кардинальные изменения в формы и содержание межгосударственного общения. Глобализация активизировала осуществление внешних функций, в том числе внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, которые все более приобретают мировой масштаб. Так, практически все государства заинтересованы в поддержании мирового правопорядка, в совместной обороне и коллективной безопасности. Новый миропорядок может быть достигнут посредством сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной транснациональной преступностью, которая в условиях глобализации приобрела качества специализации, четкой организации, интеллектуализации и т. д. В настоящее время деятельность таких преступных сообществ, обосновавшихся в одном государстве, а действующих в нескольких государствах с наиболее благоприятной конъюнктурой, приносит им прибыль, превышающую размер дохода некоторых стран. Борьба с транснациональной преступностью с учетом ее глобальных масштабов должна вестись исключительно международными усилиями, посредством сотрудничества всех стран и соответствующих международных организаций.
Несмотря на усиление взаимозависимости государств, приобретение внутренними и внешними функциями государства международных аспектов, национальная политика и национальные интересы продолжают доминировать. К ключевым национальным интересам государств относятся обеспечение правопорядка внутри страны, контроль за природными ресурсами, ответственность государства за благополучие своего населения, эффективность законодательства, налоговой и ценовой политики, стабильность внутреннего развития, наращивание собственной мощи и др. Эти интересы направлены на самосохранение государственно организованного общества и являются движущей силой государственной политики.
В условиях глобализации национальные интересы не утрачивают своей значимости, но они усложняются, дифференцируются, приобретают новые аспекты и пределы своего существования.
И в заключение – о соотношении понятий «глобализация» и «интеграция». Они не тождественны. Понятие глобализации шире, чем понятие интеграции. Интеграция означает сближение политической, экономической, правовой, духовно-культурной систем нескольких государств и регионов в процессе традиционного межгосударственного сотрудничества.
Таким образом, глобализация – это всеохватывающий процесс взаимодействия и взаимовлияния практически всех государств мира. Но дело не только в объеме, но и в качестве, формах и содержании такого взаимодействия. Глобализация имеет более высокую ступень и глубину взаимопроникновения идей, норм, правил сотрудничества государств, введение конкретных стандартов общения и согласования интересов.
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
2.1. Классификация функций государства
Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
Признаки функций: имеют комплексный, синтезирующий характер.
Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства.
Задачи:
- формирование новой власти;
- создание нормативной базы;
- разработка конституции.
Напрямую зависят от социальной сущности государства от того, каким образом и в чьи интересах осуществляется управление.