Файл: 2. 4 Непрерывное повышение профессионального мастерства современного педагога и система наставничества в Школе Минпросвещения России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 275

Скачиваний: 48

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.4 «Непрерывное повышение профессионального мастерства современного педагога и система наставничества в «Школе Минпросвещения России»
Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении.

Стандарты нового поколения отличаются от прежних своей ориентированностью на практику.

В связи с этим остается актуальной проблема повышения качества школьного образования, решение которой зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров.







Направления профессионального развития и их актуальность

Инструменты для преодоления профессиональных затруднений и возможные формы их использования

Параметры, показатели, критерии, характеризующие актуальный и желаемый уровень Вашего профессионального развития




Система повышения квалификации

Повышение квалификации можно рассматривать как результат, как процесс, как целостную образовательную систему. Первое предполагает продуктивные изменения профессиональных и значимых качеств педагогов вследствие их обучения в учреждениях повышения квалификации. Второе означает целенаправленный процесс обучения педагогов, сопровождающийся фиксацией изменений профессионального уровня обучающихся. Третье – часть системы непрерывного педагогического образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (институты повышения квалификации работников образования, муниципальные методические службы). Она включает в себя формальные и неформальные объединения педагогов.

1.Рост удовлетворённости педагогов собственной деятельностью.

2.  Положительный психолого-педагогический климат в школьном коллективе.

3.  Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

4.  Овладение современными методами обучения и воспитания.

5.  Положительная динамика качества образования.

6.  Высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов.

7.  Своевременное выявление и обобщение передового педагогического опыта.

8.  Постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности.

9.  Качественно организованная система методического сопровождения и поддержки образовательной деятельности.





Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию;

Одним из механизмов мотивации педагогов на повышение своей профессиональной компетентности является аттестация. Сегодня она должна быть не только диагностической, оценивающей процедурой, но и развивающей, прогностической, так как приводит педагога и весь педагогический коллектив к осознанию своих сильных и слабых сторон и индивидуального стиля деятельности, то есть к самоанализу и самооценке.




Самообразование педагогов;

При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Критерии эффективности самообразования:

·     В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

·     Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, следовательно, является открытым для изменений.

·     Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала. При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой – самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

·     Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

·     Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

·     Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.





Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов;

Востребованными формами методической работы являются теоретические и научно-практические конференции, вебинары.

Педагогическая конференция – это не форма получения образования, скорее это способ ознакомления общественности со своими теориями, а также первичная апробация своих идей на практике.




Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование;

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Инновационная деятельность педагогов в школе представлена следующими направлениями: апробация учебников нового поколения, внедрение ФГОС НОО, ФГОС ООО, освоение современных педагогических технологий, социальное проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.





Овладение информационно-коммуникационными технологиями;

Развитие современного мира диктует необходимость управления развитием и внедрением информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс, что влечет за собой необходимость формирования информационно-коммуникационный компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. С внедрением новых информационно – коммуникационных технологий, современный педагог получает мощный стимул для собственного профессионального, творческого развития, тем самым способствует повышению качества образования.

На текущий момент у современного педагога имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе обучения разнообразных информационно-коммуникационных технологий – многочисленные электронные учебные пособия, Интернет, форумы для общения, банки данных, словари и справочники, дидактический материал, презентации, программы, автоматизированные системы, осуществляющие контроль, и многое другое. Благодаря этому актуализируется содержание образования, возможен интенсивный обмен информацией, прежде всего с коллегами, учениками и их родителями, партнерами извне, в силу этого процесс обучения принимает динамический характер.








Участие в различных конкурсах, исследовательских работах, экспертных комиссиях.

Конкурсы педагогического мастерства – одно из средств повышения профессионализма учителя. Они создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению. Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку.

К положительным сторонам конкурсов можно отнести:

1.  развитие компетенций педагогов, развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;

2.  развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;

3.  создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;

4.  внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования;

5.  повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и школы в целом и др.