Файл: Методика развития проектных умений у младших школьников на уроках технологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОП «СТАХАНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ЛУГАНСКОГОГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
на тему:
Методика развития проектных умений у младших школьников на уроках технологии
Выполнена
студентом 301 группы
заочного отделения
Семёновой Кристиной Андреевной
_______________________________
(подпись)
Руководитель работы
преподаватель, Вебер Е. Н.
_______________________________
(подпись)
Выпускная квалификационная работа
Защищена «___» ________________
20 ____ года
Оценка __________________________
Председатель ГЭК
_______________________________
(звание, должность, ФИО)
__________________________________________
(подпись)
Стаханов, 20__ г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития проектных умений в учебной деятельности у младших школьников…………………………...7
1.1. Психолого-педагогические проблемы формирования проектных умений школьников……………………………………………………………………….7
1.2. Особенности развития проектных умений у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………….17
Выводы по первой главе ………………………………………………………..22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию проектных умений у младших школьников на уроках технологии.……………………………………………………….....................23
2.1. Диагностика уровня развития проектных умений младших школьников………………………………………………………………………23
2.2. Содержание работы по развитию проектных умений детей младшего школьного возраста на уроках технологии ……………..33
Выводы по второй главе ………………………………………………………..39
Заключение………………...…………….……………………………………….41
Список использованной литературы …….…………….……….......................44
Приложение………………………………………………………………………46
ВВЕДЕНИЕ
Современные тенденции развития общества, связанные с интенсивным внедрением новых технологий, предъявляют новые требования к образованию. Быстрорастущий поток информации, развитие техники и современных технологий потребовало смены образовательной парадигмы: не образование на всю жизнь, а образование через всю жизнь. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Эта задача успешно реализуется через развитие проектных умений детей младшего школьного возраста [1].
В соответствии с требованиями Государственным образовательным стандартов общего начального образования (ГОС ОНО) для повышения качества образования на ступени начального образования значимым является формирование у младших школьников умения учиться и способности к организации своей деятельности, что в ГОС НОО обозначено как умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять контроль и оценку, взаимодействовать и сверстниками в учебном процессе.
Проектные умения также включают умение ставить цели, планировать деятельность, осуществлять практическую деятельность, контроль, оценку и умение презентовать результат этой деятельности.
Развитие проектных умений наиболее эффективно происходит у детей младшего школьного возраста, так как основными новообразованиями личности младшего школьника являются произвольность психических функций, рефлексия, внутренний план деятельности. Эти психологические новообразования относятся к механизмам произвольной саморегуляции поведения и выражаются в возрастающей целенаправленности поведения.
Базовыми источниками литературы для нашей работы стали труды современных педагогов о развитии проектных умений Д.В. Макаровой, М.В. Дубовой, Е.С. Абрамовой и В.И. Мишаниной, Г.А. Корякиной, С.Ю. Бокаревой, а также, психолого-педагогическая литература, раскрывающая теоретические основы и особенности проектной деятельности Н.В. Засоркиной, Т.В. Лебедевой; в отечественной педагогике метод проектов разрабатывали С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и другие; в современной педагогике вопросом изучения метода проектов занимались Н.В. Матяш, И.Д. Чечель, Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомова и другие; основы теории и практики применения проектного обучения разработаны в трудах Г.И. Кругликова, А.К. Бешенкова, П.П. Блонского, Б.В Игнатьева, Н.Н. Иорданского, П.Ф. Каптерева, Н.В. Матящ, П.Р. Полякова, В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, В.Н. Шульгина и других [2
;3;4].
В современных условиях реализации государственного образовательного стандарта в системе школьного образования актуализируется вопрос необходимости непрерывного самообразования и саморазвития личности обучающегося, повышения доли его самостоятельной активности в учебно-воспитательном процессе. Смещение акцентов на метапредметные результаты обучения как самостоятельного и важного компонента содержания образования обеспечивает школьникам возможность овладения умением учиться, то есть универсальными способами учебной деятельности разного типа – регулятивного, познавательного и коммуникативного.
Для решения этой важной задачи изменились и функции учителя и учащихся в образовательном процессе. Современный учитель – организатор познавательной деятельности ученика. Непосредственное вовлечение обучаемых в учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с формированием и применением универсальных учебных действий, которые помогают сделать процесс обучения более мотивированным, понятным и доступным каждому школьнику.
Поэтому одной из главных задач педагогов, практикующих технологию проектного обучения, является выбор оптимальных методов и форм организации учебной деятельности школьников, форм уроков и внеурочных мероприятий, направленных в первую очередь на развитие умений .
Анализ авторских программ по технологии, а также методики проведения самого урока показал, что для развития проектных умений детей младшего школьного возраста уроки технологии имеют большой потенциал учиться, умений осуществлять проектную деятельность:
– схожесть структуры проектной деятельности и структуры урока технологии, его отдельных этапов;
– развитие на уроках технологии в начальной школе УУД, способствующих формированию проектных умений.
Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем таких как:
– неумение превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации;
– неумение использовать полученные знания в жизни, применять их на практике (репродуктивное обучение);
– отсутствие интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;
– субъект-объектный характер взаимоотношений между учителем и учащимися.
Однако на практике потенциал урока технологии в развитии проектных умений используется не в полной мере. Отчасти это объясняется неразработанностью содержания уроков технологии в направлении развития проектных умений младших школьников, малым опытом работы современного учителя с проектными технологиями.
Актуальность проблемы позволили определить тему исследования: «Методика развития проектных умений у младших школьников на уроках технологии».
Объектом исследования данной работы является методика развития проектных умений у младших школьников.
Предметом является процесс развития проектных умений у младших школьников на уроках технологи.
Цель данной работы: заключается в теоретическом обосновании комплекса заданий по развитию проектных умений у детей младшего школьного возраста на уроках технологии.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
-
На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «проектные умения» применительно к младшему школьному возрасту. -
Выявить особенности развития проектных умений детей младшего школьного возраста. -
Провести диагностическое исследование уровня развития проектных умений детей младшего школьного возраста. -
Разработать план работы по развитию проектных умений детей младшего школьного возраста на уроках технологии
Методы исследования:
-
теоретические: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение для определения понятийного аппарата исследования, его теоретических принципов; -
эмпирические: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, психодиагностические – тестирование по методикам, анализ документации и работ детей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНЫХ
УМЕНИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИУ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические проблемы формирования проектных умений школьников
Результатом постоянно ускоряющегося информационно-технического прогресса стало быстрое устаревание знаний, технологий. Поэтому основным способом существования человека в информационном обществе признается самостоятельный исследовательский поиск и творчество, а образование рассматривается как открытый индивидуализированный, непрерывный процесс самообучения человека в течение всей его жизни.
Исследователи отмечают, что существует необходимость научить школьников самостоятельно приобретать необходимые знания, исследовать объекты действительности; стимулировать творческое осмысление ими содержания осуществляемой деятельности.
Участие школьников в учебно-проектной деятельности является эффективным способом перехода от репродуктивного способа обучения к продуктивному (творческому). Учебно-проектная деятельность – это организуемая педагогом деятельность, которая включает в себя не только образ желаемого результата, но и саму деятельность по его получению [6].
B современной психолого-педагогической литературе под умением понимается использование имеющихся знаний и навыков для выбора и осуществления приемов действия в соответствии с поставленной целью.
Умения осваиваются и проявляются в деятельности (учебной, практической, исследовательской, проектной и др.). Современные требования школьной программы по технологии обозначают следующие результаты обучения: предметные, метапредметные, личностные.
Основным видом деятельности на урочных и внеурочных занятиях по технологии указывается проектная деятельность, которая характеризуется целенаправленностью, выбором эффективных форм и методов, конкретным содержанием и результатом.
B зависимости от того, как строится проектировочная деятельность она может быть развивающей и не развивающей. Развивающий эффект возможен при определенных условиях:
– учитель организует проектную деятельность на интересе учащихся;
– учитель конструирует урок таким образом, чтобы учащиеся смогли поставить для себя учебную задачу, направленную на получение определенного результата;
– учитель связывает планируемый результат и процесс разработки проекта;
– учитель приучает и развивает навыки оценки качества проекта и умение проводить рефлексию по поводу собственной деятельности [3].
Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными понятиями и категориями как «проект», «деятельность», «творчество», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.
Понятие «проектная деятельность школьников» находит своё отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин – педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и её психологического содержания.