Файл: Последствия хронического стресса. Эмоциональное выгорание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Утверждаю
Начальник 2 ПСО
ФПС ГПС Главного управления
подполковник внутренней службы
___________ Е.И. Шептун
«____» ________________ 2023 г.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
проведения занятий с группой личного состава 16 ПСЧ 2 ПСО ФПС ГПС Главного управления
Психологическая подготовка
Тема: Последствия хронического стресса. Эмоциональное выгорание.
Вид занятия: семинар Отводимое время: 2 (ч.)
Цель занятия: сформировать у слушателей общие представления о последствиях хронического стресса. Эмоционального выгорания.
Литература, используемая при проведении занятия:
- Методические рекомендации «Методические сценарии учебных занятий по психологической подготовке специалистов МЧС России (на примере психологической подготовки спасателей в рамках повышения классности)». – М., 2011.
Развернутый план занятия:
№ п/п | Учебные вопросы (включая контроль занятий) | Время (мин.) | Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса |
1 | Вводная часть | 5 | Проверка наличия и готовности личного состава, объявить тему и цель занятия. |
2 | Последствия «хронического стресса» | 35 | К физиологическим проявлениям относится чувство постоянной усталости. Сон и отдых не улучшают состояние, люди просыпаются с ощущением слабости, после завтрака испытывают желание прилечь. Если стрессовый фактор продолжает воздействовать, то выходных дней и отпуска оказывается недостаточно для восстановления сил. Вечером и ночью часто мучает бессонница, кошмары, сон прерывистый и чуткий. Днем отмечается сонливость. Характерны головные боли, головокружения, внезапные приступы учащенного сердцебиения, повышенное потоотделение, диспепсические симптомы, гиперчувствительность к яркому свету, громким звукам, изменениям температуры (зябкость, приливы жара). Аппетит либо заметно снижается вплоть до отказа от еды, либо становится неконтролируемым, перерастает в обжорство. Угнетается сексуальное влечение. Слабость иммунной системы проявляется частыми респираторными инфекциями. Эмоциональные нарушения характеризуются неустойчивостью, неадекватностью интенсивности аффекта силе раздражителя: просмотр грустного фильма вызывает слезы, неосторожное замечание друга – бурный гнев. В течение дня настроение часто меняется от приподнятого, веселого до подавленного или агрессивного. К вечеру накапливается утомление, усиливаются депрессивные переживания – чувство одиночества, ненужности, непонимания окружающими. При стенических (сильных) чертах характера и темперамента усталость проявляется снижением контроля эмоций – возбудимостью, истеричностью, капризами, неспособностью самостоятельно расслабиться. Ограничиваются социальные контакты. Пациенты испытывают неуверенность, снижение мотивации к общению и профессиональной деятельности. Они отказываются от встреч с друзьями и семейных праздников, ссылаясь на занятость или плохое самочувствие. Значительную часть времени проводят дома в одиночестве. Формируется устойчивая тенденция к избеганию домашних обязанностей и любых других дел, требующих физического напряжения, поддержания беседы, умственных усилий. В сфере когнитивных функций отмечается снижение концентрации и устойчивости внимания, трудности в запоминании нового материала. Это негативно сказывается на выполнении профессиональных обязанностей, если деятельность предполагает решение интеллектуальных задач. |
3 | Эмоциональное выгорание | 40 | Синдром психического выгорания проявляется как реакция на продолжительный стресс с последующей депрессией, при этом симптомы связаны со сферой труда, профессиональной деятельностью. Базовая триада проявлений – чувство безразличия и психического истощения, дегуманизация, негативное восприятие себя как специалиста. На эмоционально-волевом уровне формируется равнодушие к рабочим процессам, неуверенность в собственной компетентности (силах, навыках, знаниях), разрушение личных идеалов, утрата профессиональной мотивации, раздражительность, недовольство, плохое настроение. В зависимости от стадии СЭВ данные признаки возникают иногда и только в рабочее время либо проявляются постоянно, распространяясь на семейные и дружеские отношения. На социально-поведенческом уровне определяется стремление к изоляции: контакты с окружающими сводятся к минимуму, ограничиваются непосредственными обязанностями – обслуживание пациентов, клиентов. Инициативность, энтузиазм заметно снижаются. Человек стремится избежать ситуаций принятия решений, несения ответственности. При неудачах склонен обвинять окружающих (начальство, систему). Часто выказывает недовольство по поводу рабочей нагрузки, оплаты, организации условий труда. В суждениях преобладают пессимистические прогнозы. Попытки «бегства» от действительности реализуются через злоупотребление алкоголем, применение наркотических средств, переедание. Физические проявления СЭВ включают хроническую усталость, мышечную слабость, вялость, частые головные боли, нарушения сна, аппетита, подверженность инфекциям (снижение иммунитета), перепады кровяного давления, головокружение, приступы потливости или озноба, потемнение в глазах, ноющие боли в суставах, особенно в области спины. Человек с большим трудом просыпается по утрам, с неохотой идет на работу, долго «включается» в трудовой процесс, увеличивает продолжительность и частоту перерывов. Он не успевает выполнить задачи своевременно, в итоге растягивает рабочий день до позднего вечера, переносит выполнение заданий домой. Такой режим только усиливает СЭВ, лишая нормального отдыха. На поздних стадиях эмоциональное выгорание осложняется психосоматическими заболеваниями и депрессией. Характерно развитие осложнений, препятствующих выполнению профессиональных обязанностей. Среди наиболее распространенных – сезонные инфекции (ОРВИ, ангина, грипп), мигрени, артериальная гипертония, остеохондроз. Заболевания становятся своеобразным подсознательным защитным механизмом, обеспечивают перерыв, отдых от основной деятельности. Депрессия возникает из-за неудовлетворенности работой, ощущения собственной «бесполезности». Она снижает работоспособность, приводит к дезадаптации на работе и в семье. |
4 | Заключительная часть | 10 | Опрос по пройденной теме, подведение итогов занятий с выставлением оценок в учебный журнал. |
Пособия и оборудование, используемые на занятии: не использовалось.
Задания для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию: повторить пройденный материал.
«___»___________2023 г.
Руководитель занятия: | Бачурин К.Н. (фамилия, И.О.) | «___»___________2023 г. (дата) | (подпись) |