Файл: Практическая часть 9 Теоретическая часть.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание




ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 9



  1. Теоретическая часть

    1. Предпринимательская среда


Предпринимательская среда – это сложившаяся в стране благоприятная социально-экономическая, политическая, гражданско-правовая ситуация, обеспечивающая экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики.

Предпринимательская среда представляет интегрированную совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успехов в реализации поставленных целей, осуществлении предпринимательских проектов и получении прибыли [1].

Предпринимательская среда подразделяется на внешнюю среду, которая, как правило, не зависит от самих предпринимателей, и внутреннюю, которая формируется непосредственно самими предпринимателями.

Предпринимательская среда формируется на основе развития производительных сил, совершенствования производственных (экономических) отношений, создания благоприятного общественного и государственного менталитета, формирования рынка как среды существования предпринимателей и других условий.

Считается, что для эффективного развития предпринимательства необходимы два основных условия: экономическая свобода и самостоятельность.

В ст. 34 Конституции РФ записано, что "каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности". В ст. 35–36 указано, что "каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами"; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно.

В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности.

Наличие эффективной предпринимательской среды является необходимым условием для успешного создания, дальнейшего долгосрочного функционирования и развития предпринимательской деятельности в современной России, переходящей к новой стадии своего развития: от экспортно-сырьевой к инновационно-социально ориентированной экономике. В данных условиях малое предпринимательство
нуждается в особом внимании, а именно в поддержке со стороны государства и общественных организаций, а также в снятии излишних обременений в целях его успешного функционирования на всех стадиях развития. Основной причиной приоритетного значения данной формы предпринимательской деятельности является ее гибкость, способность быстро трансформироваться и отвечать требованиям новой экономики [2].

Развитие систем поддержки предпринимательства – необходимое условие достижения устойчивого экономического роста в России. Существует пропорциональная зависимость между государственной системой мер поддержки развития предпринимательства и показателями эффективности деятельности предпринимательских структур. Однако улучшение экономических показателей любого предприятия невозможно без создания соответствующей благоприятной предпринимательской среды. Взаимодействие предпринимательских структур – тот инструмент, который позволяет предприятиям оставаться конкурентоспособными в своей предпринимательской среде [1]. Например, малые предприятия в результате правильной кооперации могут стать важной частью крупных предприятий, так как обладают существенными достоинствами – рыночной мобильностью, динамизмом и инновационными возможностями. Поэтому важно исследовать факторы, влияющие на взаимодействие предприятий в рамках предпринимательской среды. Побуждение предпринимательских структур к взаимодействию – важный стратегический инструмент повышения экономического благополучия страны, что и обуславливает актуальность данного исследования.

Внешняя предпринимательская среда характеризуется совокупностью условий и факторов, влияющих на развитие в стране предпринимательства, действующего независимо от воли самих предпринимателей.

Микросреда – это среда непосредственного окружения предприятия, которая включает совокупность факторов и условий предпринимательской деятельности субъекта (физического или юридического лица) на рынке.

Микросреду представляют клиенты, поставщики, посредники, конкуренты, контактные аудитории, деловые партнеры, оказывающие влияние на деятельность предприятия, посредством которых субъекты предпринимательской деятельности осуществляют свои взаимоотношения с потребителями и государством.

• Клиенты – фактические или потенциальные покупатели продукции предприятия [3].



• Поставщики – субъекты предпринимательской среды, обеспечивающие предприятие и его конкурентов необходимыми материальными ресурсами для производства конкретных товаров или услуг.

• Посредники – фирмы или отдельные лица, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении товаров среди клиентуры.

• Конкуренты – другие организации, предлагающие аналогичные товары; фирмы, производящие сходные товары, а также все организации, которые способны бороться за потенциальных клиентов.

• Контактные аудитории – группы лиц и организаций, оказывающие потенциальное или реальное воздействие на деятельность фирмы. Это: СМИ, финансовые круги, общественность, органы государственной власти и управления и др.

Макросреда характеризует общие условия функционирования субъектов предпринимательства, которые определяют характер развития последних вне зависимости от управляющих воздействий самих предпринимателей [4].

Макросреда включает:

• экономическую среду, связанную с уровнем инфляции, платежеспособным спросом населения, ценовой политикой, числом налогов, налоговых ставок и пр.;

• политическую среду, характеризующуюся стабильностью развития общества и государства;

• правовую среду, четко устанавливающую права, обязанности, ответственность предпринимателей;

• социально-культурную среду, связанную с уровнем безработицы, образованности населения, культурными традициями и др.;

• демографическую среду, связанную численностью и плотностью населения страны, делением этого населения по полу, возрасту, уровню образования, доходам и другим факторам, которые оказывают значительное влияние на развитие предпринимательства;

• научно-техническую и технологическую среду, отражающую уровень научно-технического развития, воздействующего на предпринимательство, например в области информационных технологий;

• физическую или географическую среду, характеризующую погодные условия, в которых осуществляется предпринимательство. Кроме того, сюда относятся факторы, оказывающие прямое влияние на размещение предприятий: доступность сырья, энергоресурсов, автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей сообщения;

• институциональную среду, характеризуемую наличием и разнообразием институтов, с помощью которых предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения или вести коммерческие операции.


На примере торговли рассмотрим более подробно факторы экономической, социально-демографической, организационно-административной, научно-технической и технологической, политико-правовой, природно-климатической среды, которые в большей или меньшей степени оказывают влияние на ее развитие.

Экономические факторы определяются уровнем и особенностями рыночного механизма. Макроэкономический климат страны в целом будет определять уровень развития отрасли. Плохие экономические условия снизят спрос на товары и услуги организаций торговли, а более благоприятные – могут обеспечить предпосылки для их роста, поэтому при оценке внешней среды необходимо учитывать, как общие (межрегиональные) показатели, гак и отраслевые, присущие торговле.

Основными экономическими инструментами, отражающими уровень развития экономики, являются: ставка процента, курсы обмена валют, темпы экономического роста, уровень инфляции, число налогов и размеры налоговых ставок, уровень цен (тарифов) на определенные виды ресурсов, особенно на продукцию (услуги) естественных монополий, недопущение установления монопольно высоких или монопольно низких цен и некоторые другие. Рассмотрим важнейшие из них.

Ставка процента (уровень процентной ставки) в экономике оказывает значительное влияние на потребительский спрос. Для приобретения товаров потребители часто берут в долг. Менее вероятно, что они будут поступать подобным образом при наличии высоких ставок процента. Торговые организации, рассматривающие планы расширения, которые должны финансироваться за счет получения ссуд, должны следить за уровнем ставки процента и ее влиянием на цену капитала, поэтому ставка процента будет оказывать прямое воздействие на потенциальную привлекательность различных стратегий.

Курсы обмена валют определяют стоимость рубля по отношению к стоимости денежных единиц других стран. Изменения в курсах обмена валют непосредственно влияют на конкурентоспособность продукции торговых предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Когда стоимость рубля по отношению к другим валютам низка, товары, произведенные в России, относительно недороги, что снижает угрозу со стороны иностранных конкурентов и сокращает импорт. Но если стоимость рубля повышается, то импорт становится относительно недорогим, что, в свою очередь, повышает уровень угроз для организаций, создаваемых иностранными конкурентами.


Темп экономического роста влияет на возможности и угрозы для любой отрасли, в том числе торговли. Как известно, экономика страны может находиться в одном из трех состояний: роста (подъема), стагнации или спада. Каждое из этих состояний отождествляется с тенденцией такого показателя, как уровень потребления. 

Далее проанализируем результат проведенного исследования в отношении позиции «предпринимательской среды» в российской экономической науке (в данном случае за основу взята учебная литература) за последние 25 лет, т.е. за период возрождения частного предпринимательства в России. В рамках очерченного автором периода существует ряд трудов, в которых встречается научное разъяснение данной категории. Таким образом, иллюстрируются три подхода. Подход 1 При этом конструирование предпринимательской среды рассматривается как многогранный процесс и включает в себя следующие направления: • формирование соответствующей концепции бытоуложения, т.е. переосмысление общественной экономической и социальной философии; • приведение в соответствие национальной общественной психологии с концепцией бытоуложения;

• разработку национальной программы стимулирования предпринимательства с целью создания необходимой предпринимательской инфраструктуры, что подразумевает в первую очередь институциональную среду, без которой невозможно сбалансированное развитие предпринимательства [2, c. 19].

Подход 2 Далее, обращаясь к работе М. Г. Лапусты, опубликованной по истечении 10-летнего периода времени, можно привести интерпретацию данного понятия в следующем ключе [3, с. 49]. Кроме этого, в данном подходе рассматриваются элементы среды, разделяемые на внешние и внутренние. Такого рода классификацию предлагают ряд авторов российской экономической школы, например В. Я. Горфинкель и В. А. Швандар, которые вводят понятие «среда функционирования предприятия», подразделяя ее на внешнюю и внутреннюю [4, c. 41]. В. Н. Наумов приводит понятие «среда бизнеса», которая делится на внешнюю и внутреннюю [4, с. 46]. В. П. Попков и Е. В. Евстафьева используют термин «организационная среда предприятия».

Таким образом, развивается идея о наличии внешней и внутренней составляющих среды предпринимательства, на этой основе выдвигаются различные подходы (к примеру, разделение внешней среды на микро- и макросреду [4, 5], а также рассмотрение ее исключительно в «чистом виде» уже упоминаемыми В. Я. Горфинкелем и В. А. Швандаром [4] и т. д.), отражающие соответствующие элементы среды, которые, в свою очередь, согласуются с конкретной моделью экономического развития.