Файл: Соотношение курса Правоохранительные и судебные органы с другими юридическими.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Соотношение курса «Правоохранительные и судебные органы» с
другими юридическими дисциплинами.
Уяснение сущности и предмета учебной дисциплины «Правоохранительные и судебные органы» будет неполным, если хотя бы в самых общих чертах не рассмотреть ее взаимоотношения и связи с другими юридическими дисциплинами и отраслями специальных знаний, место в системе современного правоведения.
Понятие «место» дисциплины в системе других дисциплин выражает два аспекта: во-первых, рассмотрение вопроса с его структурной стороны, т.е. совокупности всех связей и отношений между данным курсом и непосредственно с ним соприкасающимися учебными дисциплинами, предусмотренных общими требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности
0201 «Правоведение». Эта связь очевидна. Во-вторых, курс
«Правоохранительные и судебные органы» — это своего рода введение в специальность, в юриспруденцию: науку, практику, образование. Это своеобразный пролог в изучение других юридических дисциплин и находится он в неразрывной связи с ними. В нем, как уже отмечалось, излагаются исходные сведения о правоохранительной деятельности и осуществляющих ее государственных органах и иных учреждениях. Изучив настоящий учебный курс, студенты получают представление как о месте правоохранительных и судебных органов в государственном механизме, организации и устройстве, функциях и основных направлениях их деятельности, так и о правовом регулировании статуса — прав и обязанностей указанных органов, что будет способствовать более глубокому усвоению других профилирующих предметов.
Органична связь курса «Правоохранительные и судебные органы» с конституционным (государственным) правом России — основой правовой системы страны, дающей жизнь всем другим отраслям права. В конституционном праве, основным источником которого является сама
Конституция РФ, определяется роль и место правоохранительных органов в государственном механизме, закрепляются взаимосвязи между ними, устанавливаются конституционные принципы их организации и функционирования, а также конституционно-правовой статус человека в
России — гражданство, правосубъектность, конституционные права, свободы и обязанности, их обеспечение законной деятельностью правоохранительных органов.
Многое связывает курс «Правоохранительные и судебные органы» с административным правом, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной
деятельности государственного управления в различных сферах государственной жизни, в том числе и в сфере обеспечения безопасности и охраны общественного порядка. Такие правоохранительные органы, как
МВД России и Минюст России и их структуры на местах, свои правоохранительные функции, включая контроль над преступностью и другими правонарушениями, осуществляют одновременно с функциями управленческими (внутриорганизационными и внешними), в рамках которых непосредственно реализуется исполнительная власть. Кроме того, правоохранительные органы повсеместно применяют нормы административного права при посягательстве на собственность, на общественный порядок, безопасность дорожного движения и т.д.
Трудно переоценить тесную связь рассматриваемого курса с уголовно- процессуальным правом как системой правовых норм, устанавливающих порядок производства по уголовным делам (уголовное судопроизводство) и регулирующих деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по возбуждению, расследованию и судебному разбирательству уголовных дел, по разрешению процессуальных вопросов исполнения приговора. Именно в нем установлены права подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, потерпевших, других лиц, оказавшихся в сфере уголовного процесса и корреспондирующийся обязанности соответствующих должностных лиц правоохранительных органов по их соблюдению.
Необходимо иметь в виду, что структура и система каждого правоохранительного органа строятся в зависимости от задач и содержания выполняемой им деятельности, а содержание деятельности зависит от решения организационных вопросов. Поэтому задачи и порядок (процедура) осуществления уголовно-процессуальной деятельности в значительной мере определяют построение судебной системы, прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания, адвокатуры.
Учебная дисциплина «Правоохранительные и судебные органы» тесно соприкасается с гражданским процессуальным правом, которое устанавливает порядок разбирательства и разрешения судом гражданских дел об имущественных и некоторых неимущественных спорах, а также порядок исполнения постановлений судов и некоторых других органов; его нормы регламентируют деятельность суда, судебного исполнителя и всех участников процесса. Этот курс, в свою очередь, связан с учебной дисциплиной, в рамках которой изучается порядок судопроизводства в арбитражных судах в РФ при разрешении экономических споров и рассмотрении иных дел, отнесенных к их компетенции.
Нормы гражданского и уголовного права — эффективный и широко применяемый инструмент правоохранительной деятельности. Они позволяют определять признаки уголовных преступлений и гражданских
МВД России и Минюст России и их структуры на местах, свои правоохранительные функции, включая контроль над преступностью и другими правонарушениями, осуществляют одновременно с функциями управленческими (внутриорганизационными и внешними), в рамках которых непосредственно реализуется исполнительная власть. Кроме того, правоохранительные органы повсеместно применяют нормы административного права при посягательстве на собственность, на общественный порядок, безопасность дорожного движения и т.д.
Трудно переоценить тесную связь рассматриваемого курса с уголовно- процессуальным правом как системой правовых норм, устанавливающих порядок производства по уголовным делам (уголовное судопроизводство) и регулирующих деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по возбуждению, расследованию и судебному разбирательству уголовных дел, по разрешению процессуальных вопросов исполнения приговора. Именно в нем установлены права подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, потерпевших, других лиц, оказавшихся в сфере уголовного процесса и корреспондирующийся обязанности соответствующих должностных лиц правоохранительных органов по их соблюдению.
Необходимо иметь в виду, что структура и система каждого правоохранительного органа строятся в зависимости от задач и содержания выполняемой им деятельности, а содержание деятельности зависит от решения организационных вопросов. Поэтому задачи и порядок (процедура) осуществления уголовно-процессуальной деятельности в значительной мере определяют построение судебной системы, прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания, адвокатуры.
Учебная дисциплина «Правоохранительные и судебные органы» тесно соприкасается с гражданским процессуальным правом, которое устанавливает порядок разбирательства и разрешения судом гражданских дел об имущественных и некоторых неимущественных спорах, а также порядок исполнения постановлений судов и некоторых других органов; его нормы регламентируют деятельность суда, судебного исполнителя и всех участников процесса. Этот курс, в свою очередь, связан с учебной дисциплиной, в рамках которой изучается порядок судопроизводства в арбитражных судах в РФ при разрешении экономических споров и рассмотрении иных дел, отнесенных к их компетенции.
Нормы гражданского и уголовного права — эффективный и широко применяемый инструмент правоохранительной деятельности. Они позволяют определять признаки уголовных преступлений и гражданских
правонарушений, делать вывод о наличии или отсутствии последних и необходимости приведение в действие механизма соответственно гражданско-правовой или уголовной ответственности, о видах воздействия, наказания или иных мерах уголовно-правового характера за совершение преступления, о возмещении ущерба, причиненного правонарушением. От этого зависит законность деятельности правоохранительных органов.
Легко просматривается связь настоящего курса и с такими юридическими дисциплинами, как теория государства и права и история отечественного государства и права. Они дают исходные сведения о закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, об основополагающих понятиях, применяемых в правоохранительной деятельности (законность, правосознание, сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права), о применении права, правовой системе, о соотношении права и его источников, права и судебной практики и др. Учитывая, что изучение вопросов организации и деятельности многих правоохранительных органов требует рассмотрения их в развитии, на фоне исторических событий, в сравнении с опытом как отечественным, так и зарубежным, как в пространстве, так и во времени, становится понятной связь этих дисциплин.
Правоохранительные органы РФ
- это совокупность специально уполномоченных государственных органов, которые осуществляют правоохранительную деятельность по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и свобод человека.
К государственным правоохранительным органам относятся:
- суд;
- прокуратура;
- органы обеспечения безопасности РФ.
- органы юстиции;
- органы внутренних дел;
- органы предварительного расследования;
- таможенные органы;
-фискальные органы
Легко просматривается связь настоящего курса и с такими юридическими дисциплинами, как теория государства и права и история отечественного государства и права. Они дают исходные сведения о закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, об основополагающих понятиях, применяемых в правоохранительной деятельности (законность, правосознание, сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права), о применении права, правовой системе, о соотношении права и его источников, права и судебной практики и др. Учитывая, что изучение вопросов организации и деятельности многих правоохранительных органов требует рассмотрения их в развитии, на фоне исторических событий, в сравнении с опытом как отечественным, так и зарубежным, как в пространстве, так и во времени, становится понятной связь этих дисциплин.
Правоохранительные органы РФ
- это совокупность специально уполномоченных государственных органов, которые осуществляют правоохранительную деятельность по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и свобод человека.
К государственным правоохранительным органам относятся:
- суд;
- прокуратура;
- органы обеспечения безопасности РФ.
- органы юстиции;
- органы внутренних дел;
- органы предварительного расследования;
- таможенные органы;
-фискальные органы
-войска национальной гвардии Российской Федерации.
ОВД – многофункциональные правоохранительные органы, на которые возложено осуществление следующих основных видов правоохранительной
деятельности:
Основными видами правоохранительной деятельности, осуществляемой
органами внутренних дел, являются:
- административная, связанная с охраной общественного порядка, организацией безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности;
- уголовно-процессуальная, включающая расследование преступлений, а также связанное с ним рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях, подготовка материалов в протокольной форме;
- оперативно-розыскная деятельность по выявлению и раскрытию преступлений, розыску лиц, совершивших преступления и скрывшихся от органов предварительного расследования и суда, бежавших из мест лишения свободы, без вести пропавших.
Большое место в деятельности органов внутренних дел занимает выдача паспортов, разрешений на ношение и хранение огнестрельного, газового оружия, выдача лицензий на занятие частной охранной и детективной деятельностью. Органы внутренних дел осуществляют обеспечение безопасности некоторых категорий должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, охрану объектов собственности по договорам.
До недавнего времени значительное место в правоохранительной деятельности органов внутренних дел отводилось функции исполнения уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, назначенных судом.
Однако в связи с осуществляемой реформой по разграничению правоохранительных функций органы, исполняющие наказание в виде лишения свободы, переданы из ведения МВД РФ в распоряжение
Министерства юстиции РФ.