Файл: Раддел vi. Отдельные виды преступности и борьба с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


498_______Раддел VI. Отдельные виды преступности и борьба с ними

сти происхождения средств, вводимых в хозяйственный и финансовый оборот;

2) несоответствие правовой базы реформируемой эконо­мике. Отсутствие действенной поддержки и защиты добро­совестного предпринимательства. Неразработанность систе­мы ответственности за нарушения антимонопольного и нало­гового законодательства;

3) преувеличение возможностей правоохранительной системы как социального регулятора. Отстраненность судов от проблем обеспечения безопасности граждан от угроз со стороны преступников. Неготовность соответствующих орга­нов выявлять и фиксировать незаконные доходы.

§ 3. Особенности борьбы с экономической преступностью

Российские криминологи— ученые и практики уделяют значительное внимание проблеме .предупреждения преступ­лений в сфере экономики'. Их выводы в основном сводятся к осуществлению системы экономических, организационно-про­изводственных, технических, правовых, воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителей и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обу­словливающих совершение преступлений2.

Экономические меры могут, среди указанных, быть от­несены к предупредительным мерам общесоциального уров­ня, которые нацелены на решение основной задачи по сни­жению уровня безработицы, достигшей, по оценкам специа­листов, 6,4% экономически активного населения, сокраще­нию социального расслоения населения. Разрыв в доходах самых бедных и самых богатых (с учетом укрываемых от налогообложения доходов) достиг, по расчетам, соотношения 1: 25. Имущественное расслоение общества породило значи­тельный слой лиц, не имеющих постоянного источника дохо­да, — потенциальных правонарушителей. Следовательно, по­вышение жизненного уровня этой категории людей — пер­востепенная задача макроскопической стабилизации и соз­дания предпосылок для экономического роста. Исследования западных ученых свидетельствуют о высоком уровне корре-

' Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Минъчювского. М., 1994. С. 282—291; Криминология /Под ред. В..В. Орехово. М., 1995. С. 335- 342;

Основы криминологии для практических работников. М., 1988. С. 101—124. .

2 Криминология. М., 1995. С. 385.


499

Глава 19. Экономическая преступность


ляции между состоянием безработицы и негативными тен­денциями преступности, в том числе имущественной. Адап­тация имеющегося в мировой практике опыта борьбы с без­работицей представляется возможной и перспективной'.

Предупреждение правонарушений органами внутренних дел, и прежде всего подразделениями по борьбе с экономи­ческой преступностью, возможно при наличии современной законодательно-правовой базы, гарантирующей соблюдение законности.

В соответствии с Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 года впервые в России разработана Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федера­ции. В преамбуле отмечается, что переход к новым формам государственного управления происходит в условиях посто­янного дефицита и противоречивости правовой базы, регули­рующей экономические отношения, отставания законодатель­ства от реально происходящих в обществе процессов.. До-яя=-егоящеги цремини.де,„тфинятыааконы-"0 борьбе -с-коррупци--ей"”"0б ответственности за легализацию (отмываяие)-преетуп-ных доходов", "О борьбе с организованной преступноствк^?'.

Основная цель государственной стратегии — обеспече­ние такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия, для жизни и развития личности, для социально-экономической, военно-политической стабильно­сти общества и сохранения целостности государства, успеш­ного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

К основным направлениям в организации борьбы с эко­номической преступностью относятся разработка и выпол­нение региональных программ борьбы с преступностью. Ре­гиональные программы борьбы с преступностью, как свиде­тельствует практика, лучше финансируются исполнитель­ными органами субъектов Федерации. Законодательные и исполнительные органы власти субъектов Федерации с уче­том положений программы могут принять решения, направ­ленные на предупреждение преступлений в сфере экономи­ки, устранение причин и условий, способствующих их рас­пространению на региональном уровне.

Учитывая, что организационно-штатное построение под­разделений по борьбе с экономической преступностью не позволяет осуществлять тотальное оперативное обслужива­ние всех субъектов экономических отношений по предупре­ждению преступлений, их усилия необходимо сосредоточить

' Криминология. М., 1994. С. 284.

500 Раздел VI. Отдельные виды преступности и борьба с ними

в ключевых сферах экономики и направлениях ее реформи­рования. В поле зрения должны попадать: противоправное использование государственных средств, инвестиций, опера­ции на финансовом, наличном и валютном рынках, во внеш­неэкономической деятельности, со стратегически важными сырьевыми ресурсами, мошенничеством и незаконным пред­принимательством на потребительском рынке.

Следует больше внимания уделять изучению и обобще­нию официальной и оперативной информации о состоянии экономической преступности, приоритетах в понятиях, струк­туре и основных направлениях обеспечения экономической безопасности России, прогнозировать развитие криминаль­ной ситуации в наиболее криминогенных отраслях народно­го хозяйства. Результаты прогноза необходимо использовать для подготовки предложений в законодательные, исполни­тельные органы федерального и регионального уровня по нейтрализации преступлений.

Значительное место в предупреждении экономических преступлений в кредитно-финансовых отношениях могло сыг­рать принятие закона "Об информационных банках данных", который позволил бы правоохранительным органам осуще­ствить проверку законности возникновения первичного ка­питала, законности проводимых операций субъектами кре­дитно-финансовых отношений, проверку субъектов финан­сово-кредитных отношений на добросовестность по ранее осу­ществленным сделкам.

Актуально принятие более эффективных мер по укреп­лению сотрудничества органов внутренних дел с иными пра­воохранительными, контролирующими федеральными и местными органами, общественными организациями, детек­тивными и охранными структурами и службами безопасно­сти хозяйствующих субъектов.

В числе первоочередных общегосударственных мер по предупреждению экономической преступности — укрепле­ние роли государственной власти, повышение доверия к ее институтам, рационализация механизмов выработки реше­ний и формирования экономической политики в сфере кре­дитно-финансовых отношений, создание условий для вклю­чения защитных механизмов, основанных на рыночном са­морегулировании и препятствующих развитию дестабили­зирующих тенденций'.

' Есипов В.М. Финансово-кредитная сфера: вопросы преодоления кри­минальных явлений // Организованная преступность-3. М., 1996.

Глава 20. Коррупционная преступность 501

Нуждаетс^ \s законодательном закреплении развитие СЭЗ. Промежуточное обеспечение в виде Указа Президента Российской (^де^ации от 9 марта 1996 года № 345 "О разра­ботке федеральное программы развития СЭЗ "Находка" раз­решает эту Проблему только для одного региона. Таких зон в России 11. (Следовательно, необходимо принятие федераль­ного закона "О свободных Экономических зонах в России".

Эти меры могут принести результаты во взаимодейст­вии с мерами по формированию нравственного, правового, экономического сознания населения. Важно укрепление фи­нансового, экономического контроля, обеспечение неотвра­тимости установленной законом ответственности за эконо­мические преступления.

Глава 20. Коррупционная преступность

§ 1. Понятие и криминологическая характеристика. § 2. Специфика причинно­сти и детерминации. § 3. Особенности борьбы с коррупцией

§ 1. Понятие и криминологическая характеристика

Под коррупционной преступностью понимается совокуп­ность преступлений коррупционного характера.

Коррупция — социальное явление, характеризующее­ся подкупом — продажностью государственных и иных слу­жащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей.

Она определяется иногда как "социальное явление, за­ключающееся в корыстном использовании должностным ли­цом органов государственной власти и управления своего служебного положения для личного обогащения"'. Но в та­ком случае к коррупции можно было бы отнести хищение, совершаемое путем злоупотребления служебным положени­ем, присвоения или растраты вверенного по службе имуще­ства. Однако не надо смешивать вора и взяточника. Кроме того, при коррупции используется не только непосредствен­но служебное положение, но и основанные на нем авторитет, возможности, связи.

Механизм коррупции — это:

а) двусторонняя сделка, при которой лицо, находящееся на государственной или иной службе, нелегально "продает"

различных отраслях народного хозяйства, ведомствах, объединениях, коллективах.

6. Третья группа включает меры перечисленных вы­ше субъектов борьбы с хищениями по: а) совершен­ствованию норм расходования сырья и естественной убыли; б) усилению защиты документов от подлога, со­вершенствованию форм документов и схем документоо­борота, чтобы максимально затруднить внесение лож­ных данных; в) внедрению технических средств охра­ны материальных и денежных ценностей (в том числе затруднить возможность использования'ЭВМ для хи­щений); г) расширению возможностей контроля за ре­альностью операций по приему, выдаче, перевозке де­нежных, материальных ценностей и совершенствова­нию условий хранения имущества; д) предупреждению и пресечению случаев назначения на должности, свя­занные с материальной ответственностью, с учетом имущества или с контролем за его сохранностью, лиц, не внушающих доверия'; е) пресечению возможных каналов сбыта похищенного.

Перечисленные меры должны применяться в ком­плексе. Своевременность, достаточность, гласность их применения значима и для формирования обществен­ного мнения о надежности охраны социалистической , собственности, готовности граждан активно участво­вать в выявлении и устранении условий, создающих возможность для хищений.

7. Четвертую группу образуют меры: а) формирую­щие у населения убеждение в реальности, неотвратимо­сти ответственности расхитителей и “невыгодных” для них материальных последствий преступной деятельно­сти, в том числе кратного взыскания причиненного ущерба (выездные заседания судов, публикация сооб­щений о приговорах, информации в коллективах и т. д.); б) обеспечивающие неотвратимость и гласность ответственности за совершение должностных и хозяй­ственных преступлений, создающих благоприятную си­туацию для хищений (приписки, злоупотребление слу­жебным положением, неисполнение приговора суда о

' В том числе ранее судимых за корыстные преступления, склонных к пьянству, не представивших необходимых документов, увольнявшихся с предыдущего места работы за злоупотребления. халатность, недобросовестное отношение к охране имущества и т. д.

322

лишении права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, халатность, недобросовестное отношение к охране имущества и т. д.). ^

8. Пятую группу составляют меры воздействия и пресечения отрицательных влияний на лиц, прошлое поведение которых, связи, неуважительное отношение к принципу распределения по труду, стремление жить на широкую ногу любой ценой, склонность к пьянству, азартным играм и т. п. делает возможным совершение хищений. Индивидуального воспитательно-профилак­тического воздействия требуют и лица, уличенные в малозначительных еще служебных злоупотреблениях корыстного характера.

Рассматриваемая группа мер, в частности, включа­ет: а) разовое или длящееся воздействие со стороны коллектива и общественных организаций (беседа, обще­ственное взыскание, обсуждение, рассмотрение товари­щеским судом и т. д.); б) дисциплинарное воздействие, перевод в другое производственное подразделение на основании ст.ст.25—27, 35 КЗоТ с тем, чтобы устра­нить криминогенную ситуацию; в) вызов для офици­ального предостережения в орган милиции, постановку на профилактический учет, контроль по линии органа милиции и специализированных формирований обще­ственности, назначение шефов; г) административно-правовое воздействие, взыскание ущерба.

§ 5. Криминологическая характеристика

должностных преступлений,

их причин и мер предупреждения

1. Социальная значимость объектов, на которые пося гают должностные преступления, характер и тяжесть вреда, причиняемого народному хозяйству страны и нормальной деятельности государственного аппарата, создание ими обстановки для совершения тяжких пре­ступлений против социалистической собственности, опасных посягательств на принцип социальной спра­ведливости и принцип распределения материальных благ по труду делают их своевременное предупрежде­ние задачей первостепенной важности.

Эта группа преступлений имеет следующие крими­нологические особенности:


11**


323