ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
498_______Раддел VI. Отдельные виды преступности и борьба с ними
сти происхождения средств, вводимых в хозяйственный и финансовый оборот;
2) несоответствие правовой базы реформируемой экономике. Отсутствие действенной поддержки и защиты добросовестного предпринимательства. Неразработанность системы ответственности за нарушения антимонопольного и налогового законодательства;
3) преувеличение возможностей правоохранительной системы как социального регулятора. Отстраненность судов от проблем обеспечения безопасности граждан от угроз со стороны преступников. Неготовность соответствующих органов выявлять и фиксировать незаконные доходы.
§ 3. Особенности борьбы с экономической преступностью
Российские криминологи— ученые и практики уделяют значительное внимание проблеме .предупреждения преступлений в сфере экономики'. Их выводы в основном сводятся к осуществлению системы экономических, организационно-производственных, технических, правовых, воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителей и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений2.
Экономические меры могут, среди указанных, быть отнесены к предупредительным мерам общесоциального уровня, которые нацелены на решение основной задачи по снижению уровня безработицы, достигшей, по оценкам специалистов, 6,4% экономически активного населения, сокращению социального расслоения населения. Разрыв в доходах самых бедных и самых богатых (с учетом укрываемых от налогообложения доходов) достиг, по расчетам, соотношения 1: 25. Имущественное расслоение общества породило значительный слой лиц, не имеющих постоянного источника дохода, — потенциальных правонарушителей. Следовательно, повышение жизненного уровня этой категории людей — первостепенная задача макроскопической стабилизации и создания предпосылок для экономического роста. Исследования западных ученых свидетельствуют о высоком уровне корре-
' Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Минъчювского. М., 1994. С. 282—291; Криминология /Под ред. В..В. Орехово. М., 1995. С. 335- 342;
Основы криминологии для практических работников. М., 1988. С. 101—124. .
2 Криминология. М., 1995. С. 385.
499
Глава 19. Экономическая преступность
ляции между состоянием безработицы и негативными тенденциями преступности, в том числе имущественной. Адаптация имеющегося в мировой практике опыта борьбы с безработицей представляется возможной и перспективной'.
Предупреждение правонарушений органами внутренних дел, и прежде всего подразделениями по борьбе с экономической преступностью, возможно при наличии современной законодательно-правовой базы, гарантирующей соблюдение законности.
В соответствии с Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 года впервые в России разработана Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. В преамбуле отмечается, что переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставания законодательства от реально происходящих в обществе процессов.. До-яя=-егоящеги цремини.де,„тфинятыааконы-"0 борьбе -с-коррупци--ей"”"0б ответственности за легализацию (отмываяие)-преетуп-ных доходов", "О борьбе с организованной преступноствк^?'.
Основная цель государственной стратегии — обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия, для жизни и развития личности, для социально-экономической, военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.
К основным направлениям в организации борьбы с экономической преступностью относятся разработка и выполнение региональных программ борьбы с преступностью. Региональные программы борьбы с преступностью, как свидетельствует практика, лучше финансируются исполнительными органами субъектов Федерации. Законодательные и исполнительные органы власти субъектов Федерации с учетом положений программы могут принять решения, направленные на предупреждение преступлений в сфере экономики, устранение причин и условий, способствующих их распространению на региональном уровне.
Учитывая, что организационно-штатное построение подразделений по борьбе с экономической преступностью не позволяет осуществлять тотальное оперативное обслуживание всех субъектов экономических отношений по предупреждению преступлений, их усилия необходимо сосредоточить
' Криминология. М., 1994. С. 284.
500 Раздел VI. Отдельные виды преступности и борьба с ними
в ключевых сферах экономики и направлениях ее реформирования. В поле зрения должны попадать: противоправное использование государственных средств, инвестиций, операции на финансовом, наличном и валютном рынках, во внешнеэкономической деятельности, со стратегически важными сырьевыми ресурсами, мошенничеством и незаконным предпринимательством на потребительском рынке.
Следует больше внимания уделять изучению и обобщению официальной и оперативной информации о состоянии экономической преступности, приоритетах в понятиях, структуре и основных направлениях обеспечения экономической безопасности России, прогнозировать развитие криминальной ситуации в наиболее криминогенных отраслях народного хозяйства. Результаты прогноза необходимо использовать для подготовки предложений в законодательные, исполнительные органы федерального и регионального уровня по нейтрализации преступлений.
Значительное место в предупреждении экономических преступлений в кредитно-финансовых отношениях могло сыграть принятие закона "Об информационных банках данных", который позволил бы правоохранительным органам осуществить проверку законности возникновения первичного капитала, законности проводимых операций субъектами кредитно-финансовых отношений, проверку субъектов финансово-кредитных отношений на добросовестность по ранее осуществленным сделкам.
Актуально принятие более эффективных мер по укреплению сотрудничества органов внутренних дел с иными правоохранительными, контролирующими федеральными и местными органами, общественными организациями, детективными и охранными структурами и службами безопасности хозяйствующих субъектов.
В числе первоочередных общегосударственных мер по предупреждению экономической преступности — укрепление роли государственной власти, повышение доверия к ее институтам, рационализация механизмов выработки решений и формирования экономической политики в сфере кредитно-финансовых отношений, создание условий для включения защитных механизмов, основанных на рыночном саморегулировании и препятствующих развитию дестабилизирующих тенденций'.
' Есипов В.М. Финансово-кредитная сфера: вопросы преодоления криминальных явлений // Организованная преступность-3. М., 1996.
Глава 20. Коррупционная преступность 501
Нуждаетс^ \s законодательном закреплении развитие СЭЗ. Промежуточное обеспечение в виде Указа Президента Российской (^де^ации от 9 марта 1996 года № 345 "О разработке федеральное программы развития СЭЗ "Находка" разрешает эту Проблему только для одного региона. Таких зон в России 11. (Следовательно, необходимо принятие федерального закона "О свободных Экономических зонах в России".
Эти меры могут принести результаты во взаимодействии с мерами по формированию нравственного, правового, экономического сознания населения. Важно укрепление финансового, экономического контроля, обеспечение неотвратимости установленной законом ответственности за экономические преступления.
Глава 20. Коррупционная преступность
§ 1. Понятие и криминологическая характеристика. § 2. Специфика причинности и детерминации. § 3. Особенности борьбы с коррупцией
§ 1. Понятие и криминологическая характеристика
Под коррупционной преступностью понимается совокупность преступлений коррупционного характера.
Коррупция — социальное явление, характеризующееся подкупом — продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей.
Она определяется иногда как "социальное явление, заключающееся в корыстном использовании должностным лицом органов государственной власти и управления своего служебного положения для личного обогащения"'. Но в таком случае к коррупции можно было бы отнести хищение, совершаемое путем злоупотребления служебным положением, присвоения или растраты вверенного по службе имущества. Однако не надо смешивать вора и взяточника. Кроме того, при коррупции используется не только непосредственно служебное положение, но и основанные на нем авторитет, возможности, связи.
Механизм коррупции — это:
а) двусторонняя сделка, при которой лицо, находящееся на государственной или иной службе, нелегально "продает"
различных отраслях народного хозяйства, ведомствах, объединениях, коллективах.
6. Третья группа включает меры перечисленных выше субъектов борьбы с хищениями по: а) совершенствованию норм расходования сырья и естественной убыли; б) усилению защиты документов от подлога, совершенствованию форм документов и схем документооборота, чтобы максимально затруднить внесение ложных данных; в) внедрению технических средств охраны материальных и денежных ценностей (в том числе затруднить возможность использования'ЭВМ для хищений); г) расширению возможностей контроля за реальностью операций по приему, выдаче, перевозке денежных, материальных ценностей и совершенствованию условий хранения имущества; д) предупреждению и пресечению случаев назначения на должности, связанные с материальной ответственностью, с учетом имущества или с контролем за его сохранностью, лиц, не внушающих доверия'; е) пресечению возможных каналов сбыта похищенного.
Перечисленные меры должны применяться в комплексе. Своевременность, достаточность, гласность их применения значима и для формирования общественного мнения о надежности охраны социалистической , собственности, готовности граждан активно участвовать в выявлении и устранении условий, создающих возможность для хищений.
7. Четвертую группу образуют меры: а) формирующие у населения убеждение в реальности, неотвратимости ответственности расхитителей и “невыгодных” для них материальных последствий преступной деятельности, в том числе кратного взыскания причиненного ущерба (выездные заседания судов, публикация сообщений о приговорах, информации в коллективах и т. д.); б) обеспечивающие неотвратимость и гласность ответственности за совершение должностных и хозяйственных преступлений, создающих благоприятную ситуацию для хищений (приписки, злоупотребление служебным положением, неисполнение приговора суда о
' В том числе ранее судимых за корыстные преступления, склонных к пьянству, не представивших необходимых документов, увольнявшихся с предыдущего места работы за злоупотребления. халатность, недобросовестное отношение к охране имущества и т. д.
322
лишении права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, халатность, недобросовестное отношение к охране имущества и т. д.). ^
8. Пятую группу составляют меры воздействия и пресечения отрицательных влияний на лиц, прошлое поведение которых, связи, неуважительное отношение к принципу распределения по труду, стремление жить на широкую ногу любой ценой, склонность к пьянству, азартным играм и т. п. делает возможным совершение хищений. Индивидуального воспитательно-профилактического воздействия требуют и лица, уличенные в малозначительных еще служебных злоупотреблениях корыстного характера.
Рассматриваемая группа мер, в частности, включает: а) разовое или длящееся воздействие со стороны коллектива и общественных организаций (беседа, общественное взыскание, обсуждение, рассмотрение товарищеским судом и т. д.); б) дисциплинарное воздействие, перевод в другое производственное подразделение на основании ст.ст.25—27, 35 КЗоТ с тем, чтобы устранить криминогенную ситуацию; в) вызов для официального предостережения в орган милиции, постановку на профилактический учет, контроль по линии органа милиции и специализированных формирований общественности, назначение шефов; г) административно-правовое воздействие, взыскание ущерба.
§ 5. Криминологическая характеристика
должностных преступлений,
их причин и мер предупреждения
1. Социальная значимость объектов, на которые пося гают должностные преступления, характер и тяжесть вреда, причиняемого народному хозяйству страны и нормальной деятельности государственного аппарата, создание ими обстановки для совершения тяжких преступлений против социалистической собственности, опасных посягательств на принцип социальной справедливости и принцип распределения материальных благ по труду делают их своевременное предупреждение задачей первостепенной важности.
Эта группа преступлений имеет следующие криминологические особенности:
11**
323
ляции между состоянием безработицы и негативными тенденциями преступности, в том числе имущественной. Адаптация имеющегося в мировой практике опыта борьбы с безработицей представляется возможной и перспективной'.
Предупреждение правонарушений органами внутренних дел, и прежде всего подразделениями по борьбе с экономической преступностью, возможно при наличии современной законодательно-правовой базы, гарантирующей соблюдение законности.
В соответствии с Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 года впервые в России разработана Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. В преамбуле отмечается, что переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставания законодательства от реально происходящих в обществе процессов.. До-яя=-егоящеги цремини.де,„тфинятыааконы-"0 борьбе -с-коррупци--ей"”"0б ответственности за легализацию (отмываяие)-преетуп-ных доходов", "О борьбе с организованной преступноствк^?'.
Основная цель государственной стратегии — обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия, для жизни и развития личности, для социально-экономической, военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.
К основным направлениям в организации борьбы с экономической преступностью относятся разработка и выполнение региональных программ борьбы с преступностью. Региональные программы борьбы с преступностью, как свидетельствует практика, лучше финансируются исполнительными органами субъектов Федерации. Законодательные и исполнительные органы власти субъектов Федерации с учетом положений программы могут принять решения, направленные на предупреждение преступлений в сфере экономики, устранение причин и условий, способствующих их распространению на региональном уровне.
Учитывая, что организационно-штатное построение подразделений по борьбе с экономической преступностью не позволяет осуществлять тотальное оперативное обслуживание всех субъектов экономических отношений по предупреждению преступлений, их усилия необходимо сосредоточить
' Криминология. М., 1994. С. 284.
11**
323