Файл: Практическая работа 1 Конкуренция и рыночные структуры Цель.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 330

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел 1. Основы экономики.

Тема 2. Рынок как развитая система отношений товарно-денежного обмена

Практическая работа № 1 «Конкуренция и рыночные структуры»

Цель: приобрести навыки решения практических ситуаций по теме «Рынок как развитая система отношений товарно-денежного обмена»

Задачи:

1.Сформулировать важнейшие понятия по теме.

2.Привести примеры классификации рынка.

3.Определить способы конкурентной борьбы.

4.Провести анализ структур рынка.

Краткие теоретические сведения по теме практической работы

Рыночная экономика - это такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка.

Рынок - это совокупность социально-экономических процессов и отношения в сфере обмена (обращения), посредством которых реализуется стоимость товаров, и находят окончательное признание заключенные в товаре общественные затраты труда.

Рыночная экономика основана на принципах предпринимательства; многообразия форм собственности на средства производства; рыночного ценообразования; договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.); ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность;

Рынки выделяют:

  • в зависимости от спроса на соответствующий товар:

  • по географическому признаку:

  • по объектам обмена

  • по степени конкуренции

  • по степени соблюдения законности

  • по степени насыщенности

  • по характеру продаж

Функциями рынка являются: информационная, регулирующая, санирующая, посредническая, ценообразующая.

Структура рынка — в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.

Совершенная, свободная или чистая конкуренция —экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса
 и предложения.

Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.

Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.

Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт.

Вопросы для повторения

1.Дайте определение понятию «Рынок».

2.В зависимости от спроса на соответствующий товар выделяют рынки…

3.По географическому признаку рынки бывают….

4. назовите рынки, классифицирующиеся по объектам обмена.

5.По степени конкуренции рынки бывают…

6.По степени законности рынки…

7.Классификация рынков по степени насыщенности.

8.По характеру продаж выделяют рынки…

9.Назовите принципы рыночной экономики.

10.Назовите и дайте определение элементам рынка.

11.В чем заключается информационная функция рынка?

12.В чем заключается ценообразующая функция рынка?

13.В чем заключается санирующая функция рынка?

14.В чем заключается регулирующая функция рынка?

15.В чем заключается посредническая функция рынка?

16.Дайте характеристику совершенной конкуренции.

17.Охарактеризуйте рынок монополистической конкуренции.

18 Перечислите признаки олигополии.

19.Охарактеризуйте рынок монополистический рынок.

Задания к практической работе.

Задание 1. Заполните таблицу, ответив на вопрос: «Кому в первую очередь нужен тот или иной вид рынка?»

Задание 2. Приведите по 2 примера рынка

Задание 3. Тестовые задания

1.Для рынка совершенной конкуренции характерно, что:

а) фирмы осуществляют неценовую конкуренцию;

б) фирмы не имеют собственной политики в области установления цен;

в) фирмы производят дифференцированную продукцию/

2. Наилучший пример чистой монополии — это:

а) булочная рядом с вашим домом;

б) производитель пива;

в) единственная авиалиния между вашим городом и столицей страны;

г) городское предприятие водоснабжения.



3.Олигополистическая взаимозависимость означает, что:

а) каждая фирма производит продукцию, похожую, но не идентичную той, которую производят конкуренты;

б) все фирмы производят одну и ту же продукцию;

в) каждая фирма должна учитывать реакцию конкурентов, когда она проводит определенную ценовую политику;

г) каждая фирма несет убытки из-за неустойчивости рыночных цен.

4. Цены в рыночной экономике …

а) стабильны;

б) регулируются государством;

в) зависят от спроса и предложения

5.Определите, в каком из нижеперечисленных вариантов типы структур рынка расположены последовательно от наиболее конкурентного к наименее конкурентному:

а) совершенная конкуренция, олигополия, монополистическая конкуренция, монополия;

б) монополия, совершенная конкуренция, олигополия, монополистическая конкуренция;

в) совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

6. Можно утверждать, что с ростом цены на продукцию монополиста его общая прибыль:

а) уменьшится;

б) увеличится;

в) не изменится.

7. Определите, когда монополистическая конкуренция имеет место:

а) множество фирм продают однородную продукцию;

б) монополисты конкурируют друг с другом;

в) только несколько фирм производят данный товар.

8. Единственная структура на рынке, не способная влиять на цены – это…

а) чистая монополия;

б) олигополия;

в) монополистическая конкуренция;

г) чистая конкуренция.

9.Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) со­вер­шен­ная кон­ку­рен­ция

2) со­во­куп­ный спрос

3) ры­ноч­ная эко­но­ми­ка

4) рав­но­вес­ная цена

5) эко­но­ми­че­ская сво­бо­да

10.Ниже при­ве­ден пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют по­ня­тие «кон­ку­рен­ция».

1) мо­но­по­лия

2) мо­ноп­со­ния

3) ко­опе­ра­тив

4) оли­го­по­лия

5) со­вер­шен­ная кон­ку­рен­ция


6) кор­по­ра­ция

11. В го­ро­де N со­то­вую связь предо­став­ля­ет толь­ко одна ком­па­ния. Вы­бе­ри­те из при­ведённого ниже спис­ка ха­рак­те­ри­сти­ки дан­но­го рынка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны (несколько правильных ответов)

1) рынок средств про­из­вод­ства 

2) мо­но­по­лия

3) мест­ный рынок

4) рынок услуг

5) оли­го­по­ли­сти­че­ский рынок

6) фон­до­вый рынок

12.Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об от­ли­чи­тель­ных чер­тах ры­ноч­ной эко­но­ми­ки и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны (несколько правильных ответов)

 1) Го­су­дар­ство осу­ществ­ля­ет цен­тра­ли­зо­ван­ное рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов.

2) Цены на то­ва­ры и услу­ги опре­де­ля­ют­ся со­от­но­ше­ни­ем спро­са и пред­ло­же­ния.

3) Пред­при­я­ти­ям при­хо­дит­ся ре­шать про­бле­му огра­ни­чен­но­сти ре­сур­сов.

4) Про­из­во­ди­те­ли то­ва­ров и услуг кон­ку­ри­ру­ют за спрос по­тре­би­те­лей.

5) Каж­дый впра­ве сво­бод­но рас­по­ря­жать­ся сво­и­ми спо­соб­но­стя­ми и иму­ще­ством для пред­при­ни­ма­тель­ской и иной не за­прещённой за­ко­ном эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти.

13.Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о ха­рак­те­ре ры­ноч­ных от­но­ше­ний и видах рын­ков и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 1) Кон­ку­рен­ция про­из­во­ди­те­лей спо­соб­ству­ет улуч­ше­нию ка­че­ства то­ва­ров.

2) Мо­но­по­ли­за­ция рынка ведет к сни­же­нию цен на то­ва­ры и услу­ги.

3) Рынок сво­бод­ной кон­ку­рен­ции от­ли­ча­ет лег­кий вход на него для пред­при­я­тий и слож­ный выход.

4) Ры­ноч­ной кон­ку­рен­ции свой­ствен­на кон­ку­рен­ция по­тре­би­те­лей.

5) В усло­ви­ях оли­го­по­лии воз­мо­жен кон­троль за ценой при тай­ном сго­во­ре.

14.Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об усло­ви­ях воз­ник­но­ве­ния ры­ноч­ной эко­но­ми­ки и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 1) Ре­гу­ляр­ность об­ме­на.

2) Пе­ре­ход к пар­ла­мент­ской де­мо­кра­тии.

3) Рас­про­стра­не­ние на­уч­но­го ми­ро­воз­зре­ния.


4) Углуб­ле­ние об­ще­ствен­но­го раз­де­ле­ния труда.

5) По­яв­ле­ние норм права.

15. Рынок спор­тив­ной одеж­ды об­ла­сти Z поделён между че­тырь­мя круп­ны­ми ком­па­ни­я­ми-опе­ра­то­ра­ми, дру­гие про­из­во­ди­те­ли не пред­став­ле­ны. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки дан­но­го рынка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 1) рынок услуг

2) со­вер­шен­ная кон­ку­рен­ция

3)ре­ги­о­наль­ный рынок

4)рынок то­ва­ров

5)оли­го­по­лия

6) ры­ноч­ный де­фи­цит

16.В стра­не В толь­ко три фар­ма­ко­ло­ги­че­ских ком­па­нии, вы­пус­ка­ю­щие ле­кар­ствен­ные пре­па­ра­ты, поль­зу­ю­щи­е­ся спро­сом у боль­ных. Вы­бе­ри­те из при­ведённого ниже спис­ка ха­рак­те­ри­сти­ки дан­но­го рынка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) рынок то­ва­ров и услуг

2) фон­до­вая биржа

3) мо­но­по­лия

4) на­ци­о­наль­ный рынок

5) оли­го­по­лия

6) ми­ро­вой рынок

Задание 4. Найдите соответствие

1) Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.

1.Совершенная конкуренция. 2.Несовершенная конкуренция.

3. Монополия.

4. Олигополия.

5. Монополистическая конкуренция.

6. Барьеры вступления в отрасль.

А. Совокупность ограничений, препятствующих фирме производить определенный вид продукции.

Б. Тип рыночной структуры, при котором несколько фирм продают стандартный или дифференцированный продукт при ограниченных возможностях контроля над ценами, при наличии высоких рыночных барьеров и при существенных ограничениях доступа экономической информации.

B. Тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят и продают стандартизованную продукцию, отсутствуют рыночные барьеры вхождения в отрасль, имеется полный доступ к экономической информации и ни одна из фирм не в состоянии влиять на рыночную цену.

Г. Рыночные структуры, при которых в отрасли имеется одна, несколько или сравнительно большое число фирм, в той или иной степени осуществляющих контроль над ценами; структуры, при которых имеются барьеры для вхождения в отрасль, а также ограничения доступа к экономической информации.