Файл: Задача разработать информационную систему Контингент студентов института.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Первый этап проектирования БД -концептуальный –исследование предметной области и построение модели данных ПО. Существуют разные типы представления модели данных ПО, один из них - инфологическая модель( ER- модель )
ER-модель (от англ. entity-relationship model, модель «сущность — связь») — модель данных, позволяющая описывать концептуальные схемы предметной области.
При разработке ER-моделей необходимо исследовать предметную область (организацию, предприятие) и выявить:
1) Сущности, о которых хранятся данные в организации (предприятии), например, люди, места, идеи, события и т.д., (будут представлены в виде блоков);
2) Связи между этими сущностями (будут представлены в виде линий, соединяющих эти блоки);
3) Свойства этих сущностей (будут представлены в виде имен атрибутов в этих блоках).
ЗАДАНИЕ
Создать ER –модель по выбранной Вами предметной области.
Работу выполнять по представленному ниже примеру, т.е. необходимо в MS Word описать:
-
Задачу -
Что надо для её решения -
Краткую постановку задачи -
Описать сущности (не менее 5) -
Внести атрибуты -
Вывод
Создать ER- модель в MS Visio и вставить в документ MS Word
ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Задача: разработать информационную систему «Контингент студентов института».
Необходимо: изучить предметную область (образовательное учреждение) и процессы, происходящие в ней.
Для этого обследуем объект: знакомимся с нормативной документацией, опрашиваем работников института, изучаем существующий документооборот института, анализируем ситуацию и т.п.
В результате обследования определяем цель и задачи системы и формулируем постановку задачи.
Краткая постановка задачи:главная задача системы – сбор и обработка информации об основных участниках учебного процесса: студентах и преподавателях, формирование необходимых печатных форм (документов), используемых преподавателями в период зачётной недели и экзаменационной сессии, генерация сводных отчётов по результатам сессии для работников деканатов, института. При разработке системы следует учитывать, что она основывается на документации, поступающей из приёмной комиссии, деканатов и других подразделений института. Информация об успеваемости студентов должна накапливаться и храниться в течение всего периода обучения. В системе должен использоваться справочник специальностей и дисциплин (предметов), изучаемых студентами.
Таким образом, проектируемая система должна выполнять следующие действия:
-
Хранить информацию о студентах и их успеваемости. -
На факультетах по определённой специальности печатать экзаменационные ведомости и другие документы.
Выделим все существительные в этих предложениях — это предполагаемые сущности и проанализируем их:
-
Студент — явная сущность. -
Успеваемость — явная сущность. -
? Факультет — нужно выяснить один или несколько факультетов в институте? Если несколько, то это — предполагаемая новая сущность. -
?Специальность— нужно выяснить одна или несколько специальностей на факультете? Если несколько, то это — ещё одна сущность. -
Предмет — предполагаемая сущность.
На первоначальном этапе моделирования данных информационной системы явно выделены две основные сущности: Студент и Успеваемость.
Критерием успеваемости является наличие отметки о сдачи экзаменов.
Сразу возникает очевидная связь между сущностями — «студент сдаёт несколько экзаменов » и «экзамены сдаются каждым студентом». Явная связь Один-ко-многим. Первый вариант диаграммы выглядит так:
Мы знаем, что студенты учатся на факультетах, на определённой специальности и сдают экзамены по дисциплинам (предметам). Анализ предметной области показал, что студенты учатся на нескольких факультетах института по нескольким специальностях и сдают экзамены по определённому перечню предметов.
Исходя из этого, мы добавляем в ER-модель ещё несколько сущностей. В результате она будет выглядеть так:
На следующей стадии проектирования модели вносим атрибуты сущностей в диаграмму (предполагаем, что атрибуты выявлены на стадии обследования объекта и при анализе аналогов существующих систем) и получаем окончательный вариант ER— диаграммы:
Отметим, что предложенные этапы моделирования являются условными и нацелены на формирование общих представлений о процессе моделирования.
Разработанный выше пример ER-диаграммы является примером концептуальной диаграммы, не учитывающей особенности конкретной СУБД. На основе данной концептуальной диаграммы можно построить физическую диаграмму, которая будут учитывать такие особенности СУБД, как допустимые типы, наименования полей и таблиц, ограничения целостности и т.п.
Для преобразования концептуальной модели в физическую необходимо знать, что:
Каждая сущность в ER-диаграмме представляет собой таблицу базы данных.
Каждый атрибут становится колонкой (полем) соответствующей таблицы.
В некоторых таблицах необходимо вставить новые атрибуты (поля), которых не было в концептуальной модели — это ключевые атрибуты родительских таблиц, перемещённыхв дочерние таблицы для того, чтобы обеспечить связь между таблицами посредством внешних ключей.
Выводы:
Семантическое моделирование (концептуальная модель, инфологическая модель) данных основывается на технологии определения значения данных через их взаимосвязи с другими данными.
В качестве инструмента семантического моделирования используются различные варианты (нотации) диаграмм сущность-связь — (Entity-Relationship). Нотация — система условных обозначений, принятая в какой-либо области знаний или деятельности.
ER- диаграммы позволяют использовать наглядные графические обозначения для моделирования сущностей и их взаимосвязей. Основное достоинство метода состоит в том, модель строится методом последовательного уточнения и дополнения первоначальных диаграмм.
После создания концептуальной модели данных переходим к созданию физической модели средствами конкретной СУБД, а именно СУБД ACCESS.