Файл: Международноправовое регулирование социальной защиты и социального обеспечения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.1 Международные стандарты социального обеспечения в актах Международной организации труда
Большое количество международных актов, в которых содержатся международные стандарты в области социального обеспечения, разработано одним из специализированных учреждений ООН - Международной организацией труда, которая была основана правительствами ряда стран по решению Парижской мирной конференции от 11 апреля 1919 года в целях международного сотрудничества для обеспечения длительного мира во всем мире и устранения социальной несправедливости посредством улучшения условий труда. Созданная вместе с Лигой Наций и пережившая эту организацию, МОТ в 1946 году стала первым специализированным учреждением ООН. В настоящее число государств-членов МОТ достигло 178, тогда как первоначально в нее входило лишь 45 государств.
Основная функция МОТ заключается в разработке норм в сфере труда и социального обеспечения, которые облекаются в форму конвенций и рекомендаций, разрабатываемых и принимаемых Международной конференцией труда как высшим органом МОТ. Их правовая значимость различна. Конвенции подлежат ратификации и, будучи ратифицированными, возлагают на государство юридические обязательства по их практическому осуществлению. Рекомендации ратификации не подлежат. Они представляют собой пожелания, модель, которую государство может, но не обязано использовать при осуществлении правового регулирования.
Правовое регулирование в области труда и социального обеспечения осуществляется МОТ достаточно активно, о чем свидетельствуют 149 принятых ею конвенций и 155 рекомендаций в области трудового права, а также 36 конвенций и 37 рекомендаций в сфере социального обеспечения. отношении которых государство приняло решение о ратификации, в связи с чем содержащиеся в рекомендациях и не ратифицированных конвенциях МОТ международные стандарты социального обеспечения могут быть реализованы во внутригосударственном законодательстве заинтересованных государств только на добровольной основе.
Для государств, приводят в действие средства контроля, способствующие выполнению принятых обязательств, а также предусматривают установленные формы ответственности за их невыполнение.
Так, контроль за соблюдением международных трудовых и социальных норм МОТ, в том числе и международных стандартов социального обеспечения, осуществляют, как правило, два органа: Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций и Комитет Международной конференции труда по применению конвенций и рекомендаций (статья 7 Регламента Международной конференции труда от 21 ноября 1919 года). Данные комитеты осуществляют технический контроль за соблюдением конвенций, рассматривают меры, принятые государствами по проведению в жизнь положений конвенций, сведения и доклады относительно принятых МОТ конвенций. Кроме того, процедура контроля включает и необходимость представления государством-членом на регулярной основе докладов о выполнении ратифицированных конвенций в соответствии со статьей 22 Устава МОТ.
Анализ конвенций МОТ в области социального обеспечения позволяет сделать вывод, что в них устанавливаются:
. общие принципы построения, управления и финансирования национальной системы социального обеспечения, его организационно-правовые формы;
. виды социальных рисков;
. виды социального обеспечения, размеры, объем и условия их назначения.
Формирование системы социального обеспечения относится к суверенным правам любого государства, и происходит это с учетом имеющихся национальных условий.
К числу актов МОТ, устанавливающих общие принципы предоставления социального обеспечения, относятся: Конвенция МОТ № 117 "Об основных целях и нормах социальной политики" (1962 года), Конвенция МОТ № 118 "О равноправии в области социального обеспечения" (1962 года), Конвенция № 157 и Рекомендация № 167 "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения". Так, Конвенция № 117 содержит принцип необходимости улучшения жизненного уровня населения посредством социального прогресса, а также установления прожиточного минимума с учетом основных потребностей семей трудящихся, таких как продукты питания и их калорийность, жилище, одежда, медицинское обслуживание и образование (статьи 2,5).
Принцип равноправия при осуществлении социальной защиты населения закреплен в Конвенции МОТ № 118 "О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения", суть которого состоит в том, что государство предоставляет на своей территории гражданам любого другого государства - члена МОТ, а также беженцам и лицам без гражданства одинаковые права со своими гражданами как в отношении распространения на них законодательства, так и в отношении права на пособия в каждой отрасли социального обеспечения, в отношении которой государство приняло на себя обязательства, вытекающие из данной Конвенции (статья 3). Стоит отметить, что перечень отраслей социального обеспечения тождественен указанному в Конвенции № 102. В отношении пособий равноправие обеспечивается без какого-либо условия о проживании, за некоторым исключением. Однако действие Конвенции № 118 не затрагивает специальные режимы страхования служащих государственных учреждений, выплаты пособий жертвам войны, а также не относится к условиям предоставления государственной помощи.
Положения Конвенции № 157 и Рекомендации № 167 "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения" направлены на установление принципа сохранения приобретаемых и приобретенных прав в отношении социального обеспечения в соответствии с законодательством того государства, под действие которого подпадало лицо при осуществлении трудовой деятельности (статья 5). В целях приобретения, сохранения или возобновления прав на различные виды социального обеспечения происходит суммирование периодов страхования, работы по найму, профессиональной деятельности или проживания. Учет одних и тех же периодов страхования не допускается (статья 7). Права на различные виды социального обеспечения, будучи приобретенными на территории одного государства, должны признаваться на территории всех государств, которые являются участниками данной Конвенции. Если законодательством разных стран предусмотрена выплата одного и того же пособия в конкретном случае, но установлен разный механизм его исчисления, Конвенция № 157 содержит норму (статья 8) о назначении более высокого по размеру пособия.
Основополагающая роль в установлении перечня социальных рисков принадлежит Конвенции № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения", которая предусматривает следующие их виды:
болезненное состояние (статья 8);
нетрудоспособность, вызванная заболеванием (статья 14);
временная утрата заработка, вызванная невозможностью для подлежащего обеспечению лица, способного и готового работать, получить подходящее занятие (статья 20);
превышение установленного возраста (статья 26);
трудовое увечье или профессиональное заболевание, выраженное в: а) болезненном состоянии; б) нетрудоспособности, вызванной таким состоянием и влекущей за собой определяемую законодательством страны временную утрату заработка; в) полной потери способности зарабатывать на жизнь или частичной потери сверх установленной нормы, когда предполагается, что такая полная или частичная потеря будет иметь постоянный характер, либо соответствующую степень потери физической полноценности; г) утрате средств к существованию вдовой или детьми в результате смерти кормильца либо для вдовы неспособность содержать себя (статья 32);
ответственность лиц за содержание детей (статья 40);
беременность и роды и их последствия (статья 47);
неспособность, в установленной степени, заниматься какой-либо деятельностью, приносящей доход, когда эта неспособность представляется постоянной или не устраняется к моменту прекращения выплаты пособия по болезни (статья 54);
утрата средств к существованию вдовой или ребенком в результате смерти кормильца либо неспособность вдовы содержать себя (статья 60).
Конвенция № 102, являясь базовым международно-правовым документом МОТ в области социального обеспечения, устанавливает девять основных видов социального обеспечения, а именно: медицинская помощь, пособия по болезни, по безработице, по старости, пособия в случае трудового увечья или профессионального заболевания, семейные пособия, пособия по беременности и родам, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
2.2 Международные стандарты социального обеспечения, содержащиеся в актах Содружества Независимых Государств
Учитывая, что после распада Союза Советских Социалистических Республик многие граждане некогда единого государства оказались в границах различных правовых систем, разработка и принятие международных стандартов социального обеспечения в рамках образованного Содружества Независимых Государств, возможно, станет тем стабилизирующим фактором, который необходим для снятия социальной напряженности, возникшей в связи с тяжелыми экономическим условиями и политическими проблемами в рамках самого Содружества.
Правовое регулирование межгосударственных отношений государств-. членов Содружества в области социального обеспечения осуществляется в; форме разработки и принятия многосторонних и двухсторонних соглашений а также; посредством модельного законодательства: установление международных стандартов, социального обеспечения; в рамках СНГ осуществляется на основании; Устава Содружества Независимых Государств.
Международные акты СНГ можно подразделить на две категории. Первую составляют акты, устанавливающие единые стандарты в отдельных сферах социального обеспечения. Эти акты призваны обеспечить унификацию социального законодательства стран-участниц СНГ. Это, прежде всего, Конвенции о правах и основных свободах человека, Соглашение "О сотрудничестве в решении проблем инвалидности и инвалидов" (1996 года), так называемые модельные акты; Вторую группу международных актов СНГ составляют соглашения, содержащие коллизионные предписания, направленные на сохранение приобретенных социально-обеспечительных прав, их взаимного признания или приобретения новых социально-обеспечительных прав.
Придерживаясь указанной классификации, следует проанализировать наиболее важные с точки зрения установления международных стандартов социального обеспечения международные акты СНГ в данной сфере. Прежде всего, необходимо указать что важным этапом определения основ правового регулирования в области социального, а также утверждения ориентиров при установлении международных стандартов, стало закрепление общих принципов: сотрудничества в реализации права человека; на социальное обеспечение государствами-участниками СНГ в Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1996 года (вступившей в силу в 1998 году) и в Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств от 29 октября 1994 года.
Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека является единым актом, касающимся гражданских, политических, экономических и социальных прав, по структуре близким к Всеобщей декларации прав человека. Применительно к области социального обеспечения заслуживают внимания положения Конвенции об обеспечении предоставления работающим женщинам оплачиваемого отпуска, пособия по беременности и родам, защиты от безработицы (статья 14), а также закрепления право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей, право на медицинскую помощь (статья 16). Кроме того, государства обязуются обеспечить любое лицо, которое не имеет достаточных средств, за счет льгот в рамках системы социального обеспечения необходимой помощью, а в случае болезни - соответствующим уходом. Таким образом, Конвенция предусматривает обеспечение основными видами социальных пособий посредством системы социального страхования, а в случае нуждаемости гражданина - предоставление государственной социальной помощи.
Важность реализации социальных прав человека отражена в Хартий социальных прав и гарантий граждан независимых государств, согласно которой государства обязуются обеспечивать выплату пособий по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, не ниже минимальной заработной платы; пособий или компенсаций частично незанятым гражданам. При этом порядок, размеры и источники финансирования определяются государствами самостоятельно. Статья 18 Хартии устанавливает требование определять размеры минимальной заработной, платы, пенсий; пособий исходя из величины принятой в І государстве системы, минимальных потребительских бюджетов. Кроме того, государства гарантируют право граждан на бесплатную медицинскую помощь в необходимых объемах, включая амбулаторно-поликлиническое обслуживание.
Особого внимания заслуживают положения об установлении; пособия по временной нетрудоспособности в размере 60 процентов, заработка работника, но не ниже предусмотренного национальным законодательством уровня минимальной заработной платы. Следует отметить, что указанный размер пособия по нетрудоспособности соответствует международному стандарту, установленному в Конвенции МОТ № 121.
В абзаце 4 статьи 34 Хартии нашло отражение положение о том, что пособие по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания,. в том числе вызванных последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, полностью компенсирует утраченный заработок работника. Аналогичное положение закреплено и в российском законодательстве.
Определенный международной стандарт (касающийся и трудовых, и социальных прав) заложен в статье 36 Хартии, предоставляющей женщинам право на отпуск по беременности и родам не менее 18 недель, с увеличением на 2 недели в случае осложнения родов или рождения двух или более детей, а также предоставление лицу, фактически осуществляющему уход за ребенком, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с частично оплачиваемым периодом, но не менее чем до достижения ребенком возраста полутора лет. При этом размер денежного пособия по уходу за ребенком должен компенсировать утраченный заработок. Указанные положения в части продолжительности отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком превосходят требования Конвенций МОТ № 103 и № 183, а в части размера пособия по уходу за ребенком соответствуют Рекомендации МОТ № 95 "Об охране материнства".