Файл: Международноправовое регулирование социальной защиты и социального обеспечения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В основном граждане нашей страны обращаются в ЕСПЧ с заявлениями о несоблюдении разумных процессуальных сроков, о нарушении сроков выплаты присужденных пенсий, пособий, предоставления социальных льгот. Поэтому защита права на социальное обеспечение осуществляется опосредованно, через защиту права на справедливое судебное разбирательство, что ярко свидетельствует о тесной взаимосвязи права на социальное обеспечение с другими правами человека, в том числе правом на справедливое судебное разбирательство и на уважение собственности.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том что, первоначально сформированные в странах Европы международные стандарты социального обеспечения основывались на положениях конвенций и рекомендаций МОТ, которые, в свою очередь, разрабатывались с учетом опыта европейских стран в организации национальных систем социального обеспечения. Принятие новых редакций Европейской социальной хартии и Европейского кодекса социального обеспечения позволило сформировать региональные стандарты социального обеспечения, затрагивающие наиболее важные элементы социальной сферы современного общества. С формированием региональных стандартов социального обеспечения государства получили дополнительные возможности и ориентиры в экономической и политической интеграции, усилив свое взаимодействие в указанных сферах, а также в области социального обеспечения своих граждан. Закрепленная в пересмотренной Европейской социальной хартии возможность государства определить объем принимаемых на себя обязательств (добровольных самоограничений), а, следовательно, и гарантируемый уровень защиты своих граждан от социальных рисков, позволила Российской Федерации ратифицировать указанный международный акт. В связи с этим в настоящее время Европейская социальная хартия применительно к Российской Федерации содержит два вида международных стандартов в сфере социально-трудовых отношений: обязательные для исполнения (например, обязательство по установлению и поддержанию систем социального обеспечения) и рекомендательные, которые применяются в качестве ориентиров для развития социального законодательства (в частности, относительно уровня социального обеспечения, который должен быть не ниже, чем предусмотренный Европейским кодексом социального обеспечения). В перспективе следует стремиться к созданию условий для ратификации иных положений Европейской социальной хартии, в том числе касающихся уровня социального обеспечения.
3. Международные стандарты социального обеспечения в двусторонних договорах
3.1 Реализация международных стандартов социального обеспечения в двусторонних договорах
В настоящее время в юридической науке разработано множество определений понятия международного договора. Так, российский ученый XIX века Ф.Ф. Мартене рассматривал международный договор как соглашение воли двух или нескольких государств, которое устанавливает известные обязательственные отношения между государствами, заключившими договор.
И.И. Лукашук предлагает понимать под международным договором соглашение между субъектами международного права, заключение, действие и прекращение которого регулируется международным правом .
Г.И. Тункин определяет международный договор как ясно выраженное соглашение между государствами относительно признания того или иного правила в качестве нормы международного права, изменения или ликвидации существующих норм международного права.
В международном праве понятие международного договора закреплено в Венской конвенции о праве международных договоров (1969 года), согласно которой под международным договором понимается международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (статья 2) .
Практически тождественное определение закреплено в пункте "а" статьи 2 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
В статье 15 Конституции Российской Федерации закреплено положение, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Поскольку международные договоры Российской Федерации представляют собой часть правовой системы нашей страны, то они действуют как таковые и порождают правовые последствия совместно (наряду) с формами российского права, то есть международные договоры не включаются в массив российского законодательства, а занимают обособленное положение в правовой системе нашего государства, представляя один из источников действующих в стране норм международного права. Приоритет положений международного договора (соглашения) Российской Федерации перед иными установленными в российском законодательстве правилами предусмотрен во всех законодательных актах Российской Федерации, в том числе и касающихся социальной защиты населения.
При подготовке проекта международного договора его стороны вырабатывают согласованную политику путем многочисленных консультаций, обмена мнениями по важнейшим социальным проблемам, урегулирования разногласий в спорных моментах, что позволяет учесть общепризнанные нормы и принципы международного права, степень развития экономических, социальных и политических взаимоотношений, миграционные потоки между договаривающимися сторонами, соответствие положений договора национальному законодательству. При этом государствам надо учитывать, не ухудшится ли положение граждан в связи с заключением и реализацией такого договора, а если положения международного договора предусматривают иные правила, чем нормы закона, или содержат обязательство Российской Федерации внести изменения в законодательные акты или принять новые законы.
Пунктом 4 статьи 12 пересмотренной Европейской социальной хартии (1996 года) предусмотрено, что для осуществления эффективной реализации права на социальное обеспечение государства обязуются принимать меры путем заключения соответствующих двусторонних и многосторонних соглашений или иными путями и с учетом положений закрепленных в этих соглашениях, с тем, чтобы обеспечить:
а) равенство граждан каждой из Сторон и граждан другой Стороны в области социального обеспечения в случае миграции работников из одной; страны, в другую;
б) предоставление, сохранение и возобновление права в области социального обеспечения путем аккумуляции страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ в соответствии с законодательством каждой из Сторон.
В связи с этим посредством заключения межгосударственных договоров государства, как правило, принимают на себя обязательства по обеспечению равноправия своих граждан в области социального обеспечения при нахождении их на территории другого государства и по сохранению приобретенных и приобретаемых прав в области социального обеспечения при осуществлении; трудовой деятельности на территории договаривающихся государств. Однако возможность международно-правового регулирования социального обеспечения с помощью межгосударственных договоров не ограничена данными международными стандартами, поскольку государства как самостоятельные субъекты международного права вправе принять на себя дополнительные обязательства в целях более широкой социальной защиты своих граждан (например, путем расширения круга подлежащих обеспечению лиц, на которых распространяется действие договора).
Двусторонние договоры в области социального обеспечения, участницей которых является Российская Федерация, можно классифицировать согласно традиционному подходу в зависимости от распределения финансовых обязательств в сфере социального обеспечения на договоры, построенные по принципу "территориальности", и на договоры, построенные по принципу "пропорциональности".
Указанное деление межгосударственных договоров основывается на Конвенции МОТ № 118 "О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения", в соответствии с которой по взаимному соглашению между заинтересованными государствами расходы по выплате пособий по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца либо распределяются между ними, либо их несет то государство, на территории которого проживает получатель.
При "территориальном" подходе граждане подпадают под действие законодательства того государства, на территории которого постоянно проживают, и все расходы, связанные с осуществлением социального обеспечения, несет государство, предоставляющее обеспечение, без взаимных расчетов. Принцип территориальности может на практике создавать диспропорцию в затратах каждого из государств-участников на социальное обеспечение всех лиц, подпадающих под действие построенного на таких началах международного договора. Поэтому он оправдывает себя только при заключении договоров между государствами, находящимися в более или менее равных социально-экономических условиях, либо между государствами, тесно связанными между собой общими политическими, экономическими структурами, а также общим историческим прошлым (что наблюдается, например, в государствах, ранее входивших в состав СССР). По данному принципу построены соглашения, заключенные в 1959-1963 годах между СССР и социалистическими странами, в их числе: Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой от 2 декабря 1959 года "О социальном обеспечении" (действует только в отношениях между Россией и Словакией), Соглашение между СССР и Народной Республикой Болгарией от 11 декабря 1959 года "О социальном обеспечении" (прекращено 1 января 2004 года), Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой от 24 декабря 1960 года "О сотрудничестве в области социального обеспечения" (действующее), Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой от 20 декабря 1962 года "О сотрудничестве в области социального обеспечения" (действующее), Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой от 6 апреля 1981 года. "О сотрудничестве в области социального обеспечения" (действующее). Российская Федерация в соответствии с принципами и нормами международного права гарантирует выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений; заключенных СССР. Указанное обстоятельство следует из письма Министерства иностранных дел Российской Федерации от 13 января 1992 года №411/Угп "Об осуществлении прав и выполнении обязательств, вытекающих из. международных договоров, заключенных СССР", где было подтверждено, что Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять, обязанности, вытекающие из международных договоров, заключенных CCCP.
Вышеозначенные соглашения в области социального обеспечения с бывшими социалистическими странами составлены по типовой схеме с небольшими особенностями, которые не носят принципиального характера. Данные соглашения характеризуются максимально" широкой сферой действия, поскольку они распространяются, практически на все виды социального обеспечения, причем, если одно из государств вводит новый вид социального обеспечения, граждане другого государства-участника автоматически получают право пользоваться им.
В вопросах социального обеспечения и трудовых отношений граждане одного государства, проживающие на территории другого, приравниваются к гражданам государства проживания. При осуществлении социального обеспечения стороны договорились применять законодательство государства, на территории которого проживает гражданин (статья 3 Соглашений с Монгольской Народной Республикой, Румынской Народной Республикой, статья 4 Соглашения с Венгерской Народной Республикой), а потому порядок назначения пособий и пенсий по таким соглашениям базируется на "территориальном" принципе, то есть все виды пособий и пенсий назначаются и выплачиваются в соответствии с нормами законодательства того государства, где постоянно проживает их получатель.
При назначении пенсий и пособий учитывается полностью стаж работы (трудовой стаж) на территории обеих сторон (статья 4 Соглашения с Монгольской Народной Республикой, статья 5 Соглашения с Венгерской Народной Республикой). Следовательно, стаж работы на территории другого государства-участника соглашения рассматривается как стаж работы на территории того государства, которое осуществляет назначение пенсий и пособий данному лицу, без каких-либо изъятий. Исчисление стажа за время работы производится по законодательству государства, на территории которого протекала работа. При этом учитывается и стаж работы, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Кроме того, стаж работы, приобретенный на территории другого государства, влияет не только на назначение пенсий и пособий, но и на их размер, дифференцированный в зависимости от продолжительности трудового (страхового) стажа (статья 5 Соглашения с Венгерской Народной Республикой).
При переселении гражданина, получающего пособие (пенсию), с территории одного государства-участника на территорию другого выплата пособия (пенсии) прекращается, а орган социального обеспечения другого государства-участника (на территорию которого переселился гражданин) назначает пособия (пенсии) в соответствии со своим законодательством (статья 5 Соглашения с Румынской Народной Республикой, статья 9 Соглашения с Венгерской Республикой). Указанное положение соотносится с предписаниями, закрепленными в Конвенции МОТ № 157 "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения", согласно которой права на различные виды социального обеспечения, будучи приобретенными на территории одного государства, должны признаваться на территории всех государств, которые являются сторонами соответствующего соглашения.